Бухарева Лидия Анатольевна
Дидактическая игра и пособие «Кукла-перевертыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское дидактическое пособие «Кукла-перевертыш «Времена года»
Воспитатель:
Бухарева Лидия Анатольевна
МДОБУ «Детский сад «Колосок» с. Подколки
Придумывать игры – интереснее, чем играть в них. Это относится и к взрослым, и к детям, которые, правда, все реже изобретают новые игры, предпочитая готовый «ассортимент», предоставляемый взрослыми. Создание авторской игры – дело серьезное и в то же время очень увлекательное.
Дидактические игры способствуют :
Публикация «Дидактическая игра и пособие „Кукла-перевертыш“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2024
- развитию познавательных и умственных способностей
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря
-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Мне бы хотелось поделиться своей игрой «Времена года». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей) : познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие, и в каждой из этих областей, данная игра найдёт своё применение.
Цель: ознакомить детей с названиями времен года по их признакам. Развивать зрительную память, внимание, речь, любить природу в разное время года.
Задачи:
- формировать зрительное восприятие рисованных и реальных изображений;
- определять время года по его характерным признакам;
- закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;
- воспитывать бережное отношение к природе, наблюдать и анализировать явления природы.
Предварительная работа: беседа о каждом времени года, о характерных признаках, явлениях. Рассматривание иллюстраций. Чтение книг и стихотворений.
Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение (звуки зимы, весны, лета, осени).
Мною были задействованы макеты деревьев, сделанных вручную из веток березы (бросовый материал). Кукла – перевертыш «Времена года». Следы из картона. Всё сделано очень эстетично, качественно, безопасно. Кормушка для птиц, семена для кормления (лен, семечки, овес). Божья коровка (макет из фетра). Фрукты и овощи (образцы из пластика, два игровых поля. Грибы (вязанные из ниток, две корзины.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к временам года. С нами вместе отправляется Кукла - перевертыш «Времена года». Она поможет нам наглядно ознакомиться с временами года. Вы согласны? (Да).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Тогда отправляемся в путь. А вот и следы, по которым мы пойдем.
Утром на лужице,
Тонкий ледок.
В воздухе кружится,
Первый снежок.
Вьется по улице
Легкий пушок.
Дети любуются,
Как хорошо!
Воспитатель: Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: Правильно, зимой. Пришли мы в гости к зиме.
Посмотрите на нашу куклу : она одета в светло-голубых тонах, что очень схоже с зимним пейзажем, видом. Кукла-Зима украшена голубыми камушками – это похоже на лед.
А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадку:
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой.
Знает каждый человек,
Что всегда холодный… (снег).
Правильно. Ой ребята! Посмотрите, по-моему птички сидят на дереве. Давайте поищем их глазками. Посмотрите где же они! (ищут глазками, называют где увидели на ветках). Вот они, птички! Подойдем к нем тихо, чтобы не напугать. Здравствуйте, птички! Не бойтесь нас, мы вас не обидим, мы ваши друзья.
Воспитатель. Ребята, вы хотите познакомиться с птицами? (Дети отвечают.) К нам в гости прилетели птицы, которые живут у нас зимой. (Синички и снегири).
- Это снегирь. У него красная грудка.
- Как зовут эту птичку? (Снегирь.)
- Какая грудка у снегиря? (Красная.)
-Какая красивая птичка прилетела. Это, ребята синичка. У неё желтая грудка.
- Кто это к нам прилетел? (Синичка.)
- Какая грудка у синички? (Желтая.)
Выпал снег, укрыв всю землю белым покрывалом. Зимой птичкам трудно найти корм. Нет травки, жучков, червячков. Давайте покормим птичек. Это кормушка. Кормушку вешают на дерево и зимой в неё насыпают зерно. (Каждый ребенок берет щепотку зерна или пшена и насыпает в кормушку.)
- Что это? (Показывать на кормушку.) (Кормушка.)
- Что насыпают в кормушку? (Зерно.)
- Кто будет есть в кормушке? (Птицы.)
- Сколько прилетело птиц? (Много.)
Ребята, вы большие молодцы. Давайте с вами дальше отправимся в путь.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна. (Е. Карганова)
- Ребята вы поняли, о чем это стихотворение? (о весне).
- Правильно. Наступила весна. А вот и кукла сменила свой наряд, она украшена цветами и веточкой вербы.
А вы знаете что происходит весной? (Ответ детей).
- Я предлагаю посмотреть на картинки, и мы узнаем, что происходит с природой весной.
-Что происходит со снегом? (Тает снег).
- Правильно снег начинает таить, появляются проталины и бегут ручьи.
- Почему тает снег? (Светит яркое солнышко и на улице стало тепло).
- Правильно, весной солнце светит ярче и теплее греет. На деревьях появляются почки. Из них распустятся молодые зелёные листочки. А ещё весной появляются первые весенние цветочки, они называются подснежники. Как они называются? (Подснежники). А также весной просыпаются лесные звери и насекомые.
Смотрите ребята, перед нами божья коровка, но кажется у нее нет черных точек на спине. Предлагаю вам самим украсить точками спину божьей коровки. (Макет божьей коровки из флиса, черные точки на липучке, прикрепляются к спинке).
Молодцы! Все справились, отправляемся в путь (по следам идем дальше).
Сколько солнца!
Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это?
- Это ЛЕТО!
Наконец спешит к нам в дом.
Наряд у нашей куклы стал еще красивее, красным, ярким как лето! А в руках у куклы – яблоко, которое созревает летом.
Летом солнце… сильнее светит. Летом становится… жарко. Люди носят … лёгкую одежду. Летом распускаются… цветы. Летом люди… загорают, купаются. Летом спеют… ягоды, фрукты.
А давайте поиграем с вами в игру (дидактическая игра : собери по образцу). Соберем фрукты и овощи, которые растут летом, составим их в том порядке, как на образце.
Отлично справились. Давайте отправимся дальше.
Раз, два, три, четыре, пять
— Это каждый должен знать. (Шагать на месте.)
Лето, осень и зима,
А потом придет весна. (Хлопать в ладоши.)
Мы теперь друг друга спросим:
Что настало нынче? (Развести руки в стороны и посмотреть — Осень! друг на друга.)
Кукла – Осень украшена осенними красками, желтыми и оранжевыми листьями, которые осенью опадают с деревьев.
Осень – чудесное время года, и погода осенью бывает разная: то солнышко выглянет, то дождик пойдет, осенью листочки желтеют и опадают с деревьев. Осенью часто идут дожди. Осенью дует холодный ветер. В лесу растут грибы. Давайте и мы с вами соберем грибочки на поляне в корзину.
-Молодцы! Ребята, вам понравилось наше путешествие к временам года? Было интересно? Давайте с вами вспомним какой кукольный вид напоминает нам о времени года. (Переворачивая куклу, закрепляем знания детей об особенностях каждого времени года).
Из своего небольшого опыта работы знаю, что такая авторская дидактическая игра, будет являться хорошим средством обучения и развития дошкольников.