Байгалина Наталья
Дидактическая игра (башкирская) «Найди заплатку»
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность: социализация детей через игровую деятельность.
Предназначение: для детей с ОВЗ.
Участники: воспитатели, дети.
Характер участия: сотрудничество.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Актуальность. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Одним из наиболее эффективных, и одновременно доступных средств всестороннего развития ребенка с ОВЗ является дидактическая игра.
Публикация «Дидактическая игра (башкирская) „Найди заплатку“» размещена в разделах
- Башкирские народные игры
- Башкортостан. Башкирский народ
- Дидактические игры
- Подбери заплатку. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Использование в учебно-воспитательном процессе дидактических игр
активизирует детей, создает у них положительный эмоциональный настрой,
вызывает положительное отношение к занятиям (стимулирует стремление к овладению знаниями, оказывает общее положительное воспитывающее действие.
Кроме того, дидактические игры способствуют развитию всех познавательных процессов детей с ОВЗ. Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, формируются вкусы и запросы, совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация; формируется сообразительность и умственная активность, длительная концентрация внимания, развивается память.
Следует также отметить, что в игровой форме сами познавательные процессы протекают быстрее и активнее. Ребенок как бы не замечает, что его учат и соответственно гораздо легче преодолевает трудности восприятия новых навыков и умственной работы. Это особо актуально для детей с ОВЗ.
Дидактическая игра оказывает влияние на формирование произвольного поведения, организованности. В ней ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной
ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт и при этом она несет в себе потенциал многостороннего развития ребенка с ОВЗ.
Велики возможности дидактических игр и в этнокультурном воспитании детей. Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием народов мира. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу.
Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку) ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы.
Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью и в наши дни. Многие исследователи (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова и др.) рассматривали дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и интернационального воспитания детей. Так, Э. К. Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М. В. Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей дошкольного возраста с культурой разных народов.
Cистема дидактических игр этнокультурного содержания должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов.
Содержание дидактических игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса: языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.
Цели разработки: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ в рамках ФГОС ДО; создание условий для усвоения детьми с ОВЗ норм и ценностей, принятых в обществе, развития социального интеллекта и навыков общения со взрослыми и сверстниками, способствующие активизации и совершенствованию познавательной сферы, посредством дидактической игры этнокультурной направленности как способа абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; продуктивное использование педагогами новых образовательных технологий и транслирование практического опыта профессиональной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о башкирской национальной одежде;
- продолжать знакомить детей с элементами башкирского орнамента;
- закреплять знания детей о традиционных блюдах башкирского народа;
- закреплять знания детей о родном городе;
- обучать детей подбирать соответствующие элементы по форме и рисунку;
- формировать представление о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- обогащать словарь детей: башкирская женская одежда (камзул, кулмяк, мужской головной убор (тюбетейка, мужские сапоги (ситек, продукты питания (эчпочмак, белиш, чак-чак, кыстыбый, башкирский орнамент, достопримечательность города (татарский драматический театр, символ города «Паровоз», аллея героев, заплатка;
- обучать взаимодействовать со сверстниками;
- обучать вступать в игровой диалог по правилам игры;
- формировать у детей умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами дидактических игр.
Коррекционные:
- формировать навыки общения и совместной деятельности;
- развивать внимание, память логическое мышление, зрительное восприятие и любознательность;
- развивать умение анализировать и сравнивать;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям башкирского народа;
- воспитывать любовь к родному городу, желание больше узнавать о ее достопримечательностях;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной деятельности;
- воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми, умение работать в коллективе, желание помогать другим;
- формировать умения соблюдать в процессе игры правила культурного поведения;
- воспитывать усидчивость, доводить начатое дело до конца;
- воспитывать бережное отношение к предметам дидактических игр.
Основные достоинства:
- плоскостной;
- можно переставлять, переносить;
- участие одного ребенка, всей группы;
- дает возможность использовать дидактическую игру в различных формах организации детей
Ожидаемый результат:
- для педагогов: обогащение методического кабинета башкирской дидактической игрой «Подбери заплатку» по региональному компоненту;
- для детей: расширение уровня знаний детей об истории, традициях и культуре башкирского народа.
Описание дидактической игры : плоскостные изображения (на пластинках, 15 штук) : тюбетейка, камзул, ситек, кулмяк, белиш, чак-чак, эчпочмак, кыстыбый, башкирские орнаменты, аллея героев, символ города «Паровоз», татарский драматический театр; недостающие вырезанные геометрические фигуры «заплатки».
Игровая мотивация: Кукла Гульфия пришла в группу и попросила детей научить ее играть в новую игру «Подбери заплатку».
Дидактическая игра «Подбери заплатку»
Цель: развивать внимание, логическое мышление и зрительное восприятие у детей.
Задачи:
- закреплять и расширять знания детей о башкирской национальной одежде, традиционных блюдах башкирского народа, достопримечательностях родного города и элементах башкирского орнамента;
- умение находить и называть недостающие вырезанные геометрические по форме и рисунку (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал); ;
- развивать у детей любознательность, наблюдательность, внимание;
- активизировать словарный запас слов.
Количество игроков: от одного до десяти детей 3-7 лет.
Правила игры: найти недостающую «заплатку» по форме и рисунку.
Первый вариант
Воспитатель раздает детям плоскостные изображения с отсутствующей частью. Дети должны подобрать нужную «заплатку» по форме и рисунку и положить на недостающую часть. Предложить детям назвать, что изображено на плоскостном изображении и какую фигуру ребенок положил на недостающую часть.
Второй вариант
Воспитатель раздает детям плоскостные изображения с отсутствующей частью. Он держит фигуру в руках картинкой вниз или к себе и показывает детям. Дети должны узнать свою фигуру, сказать об этом и положить на отсутствующую часть. Ребенок должен назвать, что изображено на плоскостном изображении и какую фигуру ребенок положил на недостающую часть.
Третий вариант
Участвуют четверо детей. Воспитатель обращает внимание на плоскостные изображения с отсутствующей частью. Предлагает одному ребенку выбрать картинки с продуктами питания, второму с башкирскими орнаментами, третьему с одеждой, четвертому с достопримечательностями города. Воспитатель просит найти «заплатку», положить на отсутствующую часть и назвать, что изображено на картинке.
Четвертый вариант
Участвует один ребенок. Воспитатель обращает внимание на плоскостные изображения (кыстыбый, чак-чак, белиш, тюбетейка) с отсутствующей частью. Предлагает убрать лишнюю картинку и найти «заплатку». Воспитатель спрашивает: «Какая картинка лишняя и почему?».
Пятый вариант
Участвуют все дети. Воспитатель располагает на полу картинки с башкирской одеждой, головным убором, обувью. Дети танцуют под башкирскую музыку. Воспитатель говорит: «Раз, два, три - тюбетейку найди». Дети ищут соответствующую картинку, берутся за руки, делают круг.