Мария Сергеевна Русакова
Конспект занятия «Диалогическое чтение»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение всегда было и остается частью культурного развития любого ребенка. Именно литературные произведения наглядно демонстрируют детям различные образцы поведения, закладывают азы психологии, морали, этики. Повести, сказки и стихи выполняют своеобразную терапевтическую функцию, помогая детям в игровой форме прожить решение многих жизненных проблем, найти выход из трудных ситуаций, расширить кругозор.
Публикация «Конспект занятия „Диалогическое чтение“» размещена в разделах
Обычно чтение напоминает монолог. Взрослый читает – ребенок слушает. Такая форма чтения развивает у детей созерцание, воображение, способствует внутренней идентификации с героями, погружению в особую атмосферу, создаваемую произведением. Научные исследования показали, что аудиовоспроизведение сказок и даже их визуальное представление в виде мультфильмов не могут конкурировать с простым человеческим общением. С точки зрения благотворного влияния на детей рассказы взрослых оказались более эффективными. Именно поэтому практика чтения взрослыми для детей, пройдя через века, сохранилась и по сей день.
Тем не менее, читать можно и иначе – в форме диалога. Диалог, в отличие от монолога, подразумевает наличие равных позиций между субъектами общения. Каждый получает право высказаться и самореализоваться в коммуникации. Помимо этого, диалог позволяет всесторонне рассмотреть проблему: многочисленные вопросы, которые собеседники могут задавать друг другу позволяют получить ответа на самые неожиданные вопросы. Тема беседы начинает развиваться в разнообразных и порой непредсказуемых ракурсах, придавая обсуждаемому вопросу новизну. С точки зрения личностного развития человека диалог способствует развитию децентрации, сопереживанию, пониманию уникальности собеседника.
Именно поэтому диалогическое чтение, построенное на такой форме общения, как диалог способствует комплексному развитию ребенка. Диалогическое чтение незаменимо для актуализации слухового восприятия, внимания, памяти, развития способности устанавливать причинно-следственные связи, формирования у детей самокритичности и даже развития базовых основ анализа человеческого поведения.
В случае использования метода диалогического чтения взрослый в любой момент может остановить процесс чтения и задать детям любые вопросы по прочитанным предложениям. Очень интересным будет и обратный эффект, когда дети, подражая взрослым, научатся сами комментировать прочитанное: обобщать или, наоборот, детализировать услышанное, озвучивать возникшие догадки, задаваться вопросом о мотивах поведения героев.
Приобщение детей к диалогическому чтению желательно проводить следующим образом. Вначале через небольшие промежутки текста нужно задавать детям вопросы по прочитанному. В первое время желательно делать акцент на фактической стороне прочитанного. Например, «Кошка спрыгнула с крыльца и побежала за калитку». Вопрос: «Откуда спрыгнула кошка / и куда побежала?»
Если дети не смогут ответить на вопрос, текст нужно прочитать повторно. При этом взрослому следует попросить ребенка настроиться, прислушаться и найти ответ на вопрос.
По мере того как дети научатся отвечать на конкретные вопросы, им можно задавать вопросы на логику. Ответ на них должен присутствовать в тексте, но сам вопрос должен быть косвенным или сильно перефразирован. Каждый ответ дети должны доказать. Например, «Дети пошли гулять по лесу и увидели, как птицы возвращаются с юга». Вопрос: «В какое время года дети пошли гулять?».
Практика показывает, что далеко не все ребята могут спонтанно ответить на неожиданный вопрос. Некоторые дети воспринимают сюжет слишком целостно, другие держат в памяти только недавние события, забывая о непрерывности сюжета. Также взрослые могут быть удивлены тем, что не все ребята могут найти ответ даже на очевидный вопрос. Именно поэтому диалогическое чтение способствует развитию ряда метапредметных навыков.
После того как ребята будут уверенно себя чувствовать в анализе фактов, можно задавать им вопросы о мотивах поведения героев. В ряде случаев можно просить детей предсказать поведение героев. В этом случае ответы детей и прочтение поменяются местами; по сути, дети научатся выдвигать первые гипотезы о человеческом поведении и смогут проверить их на литературной «практике». Для современного человека такие умения оказываются сверхважными: они лежат в основе эмоционального и социального интеллекта.
Таким образом, достаточно легкая в своей реализации идея превратить монолог и диалог существенно обогащает возможности интересной всем практики чтения художественной литературы.