Гаращенко Анжела
Диагностика речевого развития для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика речевого развития для детей подготовительной к школе группы
Цель диагностики: определение исходного уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года и на конец всего обучения в целом.
Развитие словаря:
Задание 1: «Что лишнее»
Публикация «Диагностика речевого развития для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель: выявление умения классифицировать предметы на группы обосновывать свой выбор.
Материал: 6 карточек: на каждой карточке изображены 4 предмета— 3 из них относятся к одной обобщающей группе, четвертый—к другой.
1 карточка—машина, автобус, мотоцикл, дом;
2 карточка —береза, ель, дуб, роза;
3 карточка—тетрадь, книга, альбом, кукла.
4 карточка- кошка, собака, корова, тигр.
5 карточка- шарик, яблоко, мяч, пирамидка.
6 карточка- капуста, помидор, картошка, клубника.
Методика обследования: ребенку последовательно показывают карточки и предлагают ответить на вопрос: «Какой предмет лишний и почему?»
Оценка результатов:
3 балла- правильно определяет лишний предмет на всех карточках и объясняет, почему он так считает;
2 балла- допускает 3—4 ошибки в определении лишнего предмета и назывании обобщающих слов;
1 балл- допускает 5 и более ошибок в определении лишнего предмета и затрудняется в назывании некоторых обобщающих слов.
Задание 2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Цель: выявление умения использовать в речи прилагательные.
Материал: предметные картинки (какой- виноград, жираф; какое- яблоко, солнце; какая — лягушка, луна, шляпа; какие—белки, звезды, брюки, часы).
Методика обследования: 1 серия- ребенку последовательно показывают предметные картинки и просят ответить: «Виноград —какой?» И так далее.
2 серия- ребенку предлагается называть предмет и определить, какой он. За каждое названное прилагательное в ребенок получает фишку.
Оценка результатов:
- 11 и более фишек—3 балла;
- от 10 до 8 фишек—2 балла;
- менее 8 фишек — 1 балл.
b]Звуковая культура речи:
Задание 1. «Отбери картинки»[/b]
Цель: изучение фонематического восприятия.
Материал: по 3—4 предметные картинки на звуки [т], [з], [ж], [к], [р], [ш], [г].
Методика проведения: ребенку предлагается отобрать картинки, на которых изображены предметы, в названиях которых есть тот или иной звук.
Оценка результатов:
- выполняет правильно все задания — 3 балла;
- допускает ошибки, но сам исправляет их —2 балла;
- часто допускает ошибки, затрудняется выполнить задание — 1 балл.
Грамматический строй речи:
Задание 1. «Машины на дорогах»
Цель: выявление умения согласовывать числительные с существительными.
Материал: 3—4 картинки с изображением улицы, на каждой полосе дороги разное количество машин.
Методика проведения: ребенку дают задание: «Посчитай машины». (Одна машина, две машины, три машины.)
Оценка результатов:
3 балла- правильно согласовывает числительные с существительными;
2 балла- допускает ошибки, но старается самостоятельно их исправить;
1 балл- затрудняется в согласовании числительных с существительными.
Задание 2. «Ласковые слова»
Цель: выявление умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного.
Методика проведения: ребенку дают задание: «Скажи ласково, например: Катя — Катенька, Катюша» (Вова, Таня, Женя; медведь, лиса, заяц, волк; чайник, тарелка, ложка, чашка; мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
Оценка результатов:
- правильно образовывает уменьшительно-ласкательные формы существительных — 3 балла;
- допускает ошибки, но старается исправить их—2 балла;
- затрудняется образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного — 1 балл.
Связная речь:
Задание 1. «Давай познакомимся»
Цель: выявление умения вести диалог.
Методика проведения: педагог берет на себя роль Буратино и предлагает ребенку познакомиться.
Вопросы ребенку: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живешь? Где ты живешь? Назови свой адрес. Как зовут твоих родителей (маму, папу? Какие игрушки есть у тебя дома? Кто твой лучший друг? Почему ты так считаешь? Кем хочешь стать, когда вырастешь? Если бы ты стал волшебником, какие три чуда совершил бы?
Оценка результатов:
- свободно и правильно отвечает на все вопросы — 3 балла;
- затрудняется ответить на 2—3 вопроса, на остальные вопросы дает полные ответы —2 балла;
- затрудняется ответить более чем на 3 вопроса — 1 балл.
Диагностическая таблица:
№ Критерий Баллы Итого
Развитие словаря
Имя ребенка:
1 «Что лишнее» (умение обосновывать свой выбор)
2 «Какой? Какая? Какое? Какие?» (умение использовать в речи прилагательные)
Имя ребенка:
1 «Что лишнее» (умение обосновывать свой выбор)
2 «Какой? Какая? Какое? Какие?» (умение использовать в речи прилагательные)
Имя ребенка:
1 «Что лишнее» (умение обосновывать свой выбор)
2 «Какой? Какая? Какое? Какие?» (умение использовать в речи прилагательные)
Звуковая культура речи
Имя ребенка:
1 «Определи место звука в слове» (владение звуковой стороной речи)
Имя ребенка:
1 «Определи место звука в слове» (владение звуковой стороной речи)
Имя ребенка:
1 «Определи место звука в слове» (владение звуковой стороной речи)
Грамматический строй речи:
Имя ребенка:
1 «Машины на дорогах» (умение согласовывать числительные с существительными)
2 «Ласковые слова» (умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного)
Имя ребенка:
1 «Машины на дорогах» (умение согласовывать числительные с существительными)
2 «Ласковые слова» (умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного)
Имя ребенка:
1 «Машины на дорогах» (умение согласовывать числительные с существительными)
2 «Ласковые слова» (умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного)
Связная речь
Имя ребенка:
1 «Давай познакомимся» (умение вести диалог)
Имя ребенка:
1 «Давай познакомимся» (умение вести диалог)
Имя ребенка:
1 «Давай познакомимся» (умение вести диалог)
Оценка результатов диагностики:
Высокий уровень (18-16 баллов)- ребенок употребляет разные части речи точно по смыслу. Правильно согласовывает существительные с, прилагательными. Владеет диалогической и монологической речью. Умеет задавать вопросы и отвечать на них. Владеет всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Хорошо определяет звуковой состав слова.
Средний уровень (15-12 баллов)- ребенок допускает ошибки в употреблении разных частей речи, но исправляет их с помощью взрослых и сверстников. Допускает ошибки в согласовании существительных с прилагательными. Испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Владеет диалогической речью монологической речью пользуется неактивно. В общении не всегда проявляет инициативу. Выразительность речи недостаточна. Умеет задавать вопросы и отвечать на них, но редко пользуется этим умением. Затрудняется определить звук в середине слова.
Уровень ниже среднего (11 баллов и ниже)- активный словарь беден. Старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Часто допускает грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении. Не проявляет речевую активность в общении. В речи использует простые предложения. Слабо владеет диалогической и монологической речью. Не умеет определять звуковой состав слова.
Вывод:___