Марина Вагнер
Диагностика психических процессов детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
А эту публикацию я бы хотела посвятить диагностикам. Я пока молодой специалист, и у меня нет авторских диагностик, проверенных опытным путем, поэтому я воспользовалась диагностиками, которые нашла в интернете. Я взяла ранний возраст, и прежде чем пользоваться этими методами в работе провела их дома, со своим ребенком, моему сыну на момент диагностики было 2 года. Мы опробовали все диагностики,которые были запланированы, поделюсь самыми удачными и наиболее запомнившимися ребенку.
Публикация «Диагностика психических процессов детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Диагностика восприятия ребенка 1 - 3 года.
Цветовое восприятие:(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)
Стимултный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и цветочки», «Цветочек и лепесточек»
Пример инструкций:
«положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;
«покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;
«назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы:
от 1,5-2 лет - сличение;
в' 2-3— года выбор по названию;
в 2,5~3 года —самостоятельность названия.
Анализ результатов:
(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание, все выполняет по инструкции, без ошибок
(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок
(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не выполнят ни одного упражнения.
Диагностика внимания ребенка 1 - 3 года.
Стимулъный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).
Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и найди все одинаковые (например, лягушки)».
Нормативы:
для детей 2-2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;
для детей 3-4 лет — найти две повторяющиеся картинки;
для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.
Анализ результатов:
(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание,без ошибок сопоставляет все картинки;
(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок;
(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не может найти похожие картинки.
Диагностика памяти ребенка 1 - 3 года.
Тест на запоминание «Кто где живет?»
Стимульный материал: детское лото «Кто где живет?», состоящее из карточек и фишек.
Инструкция: Взрослый показывает ребенку фишку животного и показывает на клетку с изображением где это животное живет, после просит его повторить, показывает ему фишку и ребенок должен ее положить на соответствующую клетку.
Анализ результатов
(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции, все фишки раскладывает в соответствии клеткам;
(С)Средний уровень - допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено 2 ошибки;
(Н)Низкий уровень - задание выполнено неверно, ребенок не может сопоставить картинки.
Диагностика мышления ребенка 1 - 3 года.
Методика «Почтовый ящик»
Направлена выявить у ребенка уровень сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объемной и соотносить её с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве.
Стимульный_материал: различные варианты «Почтового ящика».
Инструкция: перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Консультант берет одну из фигур, показывает её основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в неё фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигурки в коробку». Начинать показ нужно с простых по форме фигур.
Анализ_результатов:
Дети с нормальным умственным развитием с интересом воспринимают задание. Однако до 3,5 лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой (без учета формы прорезей). После 4 лет дети выполняют задание способом примеривания, а после 5 лет переходят к зрительном_соотнесению.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к самому заданию. У них реже, чем у умственно отсталых детей случаются неадекватные действия, работа более качественная. Используют помощь, учитывают свои ошибки и при повторном выполнении не допускают их.
Дети умственно отсталые часто самостоятельно не выполняют это задание. Действия их нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигуры в прорезь, в лучшем случае – метод проб. Порой задание подменяется манипулированием с фигурами. Помощь малоэффективна. При повторном выполнении допускаются те же ошибки.
(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции,все фигурки запихивает в правильные, предназначенные для них отверстия;
(С)Средний уровень - допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено несколько ошибок;
(Н)Низкий уровень - задание выполнено неверно, ребенок не понимает что от него требуется и использует фигурки не по назночению.
Так же для этого можно использовать Доски "Сегена",Методика"Вкладыши("Мисочки")