Людмила Кузьминых
Диагностическая программа для определения уровня сформированности элементарных математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностическая программа для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей подготовительной группы. Авторы заданий: Л. И. Павлова, М. Ю. Парамонова. Г. Я. Ерофеева.
Данной диагностикой я пользуюсь в процессе своей работы уже несколько лет.
Задание 1 «Процесс счета» выявляет способность ребенка к симультанному восприятию числа, к выделению части в множестве.
Публикация «Диагностическая программа для определения уровня сформированности элементарных математических представлений дошкольников» размещена в разделах
Инструкция к проведению. Перед ребенком в ряд разложить 9 картинок ( по 3 картинки: овощи, фрукты, цветы) либо 9 кубиков ( по 3 кубика: красные, синие, зеленые) на расстоянии 2 см друг от друга. Задайте вопрос: «Сколько предметов (кубиков) здесь лежит?» Если ребенок даст неправильный ответ, расширить инструкцию: «Сосчитай их».
Оценка результатов: 36 - счет без видимых моторных компонентов (счет глазами, беззвучное проговаривание (движение губ); 26 - считает шепотом без движения головы либо кивками головы; 16 - указывает пальцем при счете, сопровождает счет шепотом.
Задание 2 «Сохранение количества» выявляет умение соотносить количество двух рядов независимо от их пространственного расположения.
Инструкция к проведению. Выложить перед ребенком два ряда с равным числом объектов (картинок, пуговиц, кружочков) 7 или 8, но при этом один ряд должен быть уплотненным и на вид коротким, а второй - растянутым и более длинным. Можно усилить различие между рядами за счет окраски предметов каждого ряда в свой цвет. Спросите детей: «Эти два ряда содержат одинаковое число кружочков или в одном из них больше, чем в другом?» Если ребенок дал правильный ответ, спровоцировать: «А может быть, все же синих кружочков больше, посмотри, какой длинный ряд? А красных меньше - ряд совсем короткий».
Оценка результатов: 36 -дает правильный ответ, используя счет предметов или устанавливает попарное соответствие, обосновывает и отстаивает правильность своих действий; 26 -даст правильное решение, устанавливает попарное соответствие или использует счет, при провоцировании соглашается с неправильным решением; 16 -дает решение по ложному признаку, ориентируясь на длину рядов.
Задание 3 «Знание цифр в пределах 10» выявляет знание цифр в пределах 10 и раскладывание их в натуральный ряд.
Инструкция к проведению. Предложить назвать цифры по выбору педагога. Разложить в натуральный ряд.
Оценка результатов: 36 - правильно называет все цифры по выбору, самостоятельно раскладывает цифры в натуральный ряд; 26 - не называет 1-2 цифры по выбору, раскладывает в натуральный ряд с самокоррекцией; 1 б - называет не более 4 цифр, натуральный ряд цифр не выстраивает; 0б -не может назвать большинство цифр, отказ.
Задание 4 «Последовательность чисел» выявляет умение считать с переходом на второй и третий десяток.
Инструкция к проведению. Педагог обращается к ребенку: «Посчитай дальше 9 сколько сможешь» (в случае затруднения счета с 9 разрешить считать сначала). Дальше 21 считать не надо, но если ребенок проявляет желание, выслушайте его.
Оценка результатов: 36 - четкий переход с одного десятка на другой, начиная счет с 9; 26 - четкий переход с одного десятка на другой, но при счете с начала; 1 б - правильный счет только до десяти, далее сбивается; 0б - с трудом считает до десяти.
Задание 5 «Реши задачу» выявляет умение решать прямые и косвенные задачи.
Инструкция к проведению. Педагог обращается к ребенку: «Сейчас мы с тобой попробуем решить интересные задачки. Послушай внимательно». При необходимости условие задачи повторить несколько раз.
1. На ветке сидели три птички. Прилетели еще две. Сколько стало на ветке птичек?
2. Около дома стояли шесть машин. Три машины уехали. Сколько машин осталось около дома?
3. На ветке сидели синички. К ним прилетели два воробушка и всего на дереве стало пять птичек. Сколько синичек сидело на ветке?
4. Около дома стояли машины. Когда уехала одна грузовая машина, то осталось 4 легковые машины. Сколько в начале стояло машин у дома?
Оценка результатов: 36 - решает прямые и косвенные задачи по словесной инструкции; 26 - решает прямые задачи, с косвенными не справляется; 16 - решает прямые и косвенные задачи с использованием предметных действий; 0б - решает прямую задачу с использованием предметных действий.
Задание 6 «Представление о множестве» выявляет умение выделять множество в целом.
Инструкция к проведению. Перед ребенком разложены 8 карандашей четырех цветов. Педагог спрашивает: «Сколько здесь разных цветов?»
Оценка результатов: 36 -самостоятельное решение задания; 26 -правильный ответ с дозированной помощью; 16 -неправильный ответ «восемь», ориентировка на количество предметов, пересчет с единицы.
Задание 7 «Числовой ряд» выявляет уровень сформированности представлений о числовом ряде.
Инструкция к проведению. Педагог дает ребенку три каждое на отдельной карточке, и говорит ему: «Расположи слева самое маленькое число, затем то, которое больше него, справа - самое большое». В разброс на отдельных карточках предъявляются наборы чисел : один, два, три; семь, восемь, десять; два, четыре, шесть; два, шесть, восемь. Ребенку предлагается построить пространственный ряд, т. е. им. числа в возрастающем порядке с соблюдением интервалов между ними, соответствующих их расположению в в числовом ряде.
Оценка результатов: 36 - самостоятельное выполнение задания; 26 - выполняет задание с дозированной помощью; 16 - выполняет задание со второй попытки после показа способа решения.