Анастасия Зайцева
Девиантное поведение у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с девиантным поведением.
Понятие"Трудный ребенок"прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Так называют ребенка с которым взрослые, в первую очередь педагоги, испытывают трудности. Кроме того этот термин все чаще становится практическим синонимом педагогически и социально запущенного ребенка.
Публикация «Девиантное поведение у детей» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. Индивидуальность трудновоспитуемых определяется и образом жизни, который у каждого из них необычайно разнообразен.
1. В характере трудновоспитуемого ребенка нередко уживаются крайние противоположности – развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот, слабо развитое трудолюбие и чрезмерно развитые потребности, ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т. д. Это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, что выражается в противоречивых поступках.
2. Длительные конфликтные отношения с окружающими. Часто поведение ребенка вызывает естественное негодование окружающих и они реагируют критическими замечаниями или негативным отношениям к его действиям. Ребенок это расценивает как враждебные действия, как покушение на его независимость, самостоятельность. Вначале конфликтные отношения обычно возникают помимо воли ребенка с каким-то близким человеком-они вызывают глубокие внутренние переживания и усиливают самоанализ. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников-тогда ребенок привыкает к столкновениям и все чаще начинает винить в этом других.
3. Эгоистическая жизненная позиция – т. е. ребенок все оценивает с точки зрения того, что ему выгодно, что он получит для себя. Погоня за удовольствиями, чаще всего нездоровыми становится основным стимулом поведения.
4. Крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений и желаний.
5. Противодействие воспитательным воздействиям. Особенно часто трудные дети отвергают требования нелюбимых педагогов, тех, которые случайно или намеренно обидели их, унизили их личное достоинство. Если ребенок продуманно встал на путь противодействия воспитательным влияниям педагогов, то это свидетельствует не только о трудновоспитуемости подростка, но и о серьезных ошибках воспитания.
6. Беспринципность. Для таких детей нет твердых норм морали. В результате рождается психический и нравственный комплекс, в котором нет ничего устойчивого. Ребенок учится лавировать в окружающем мире, подстраиваться, а сам живет так, как хочется.
Основные типы трудных детей.
1. Дети с нарушением в сфере общения.
Подростки, которые в силу исключительного положения в семье (единственный ребенок, в классном коллективе (нелюбимый) были лишены нормального общения. Для этих детей свойственно искаженное представление о жизни – пессимистическое,критиканское или чрезмерно романтическое. Среди таких подростков много беспринципных, не признающих правил поведения.
2. Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией.
Дети, которые перенесли тяжелые нервные потрясения. Характерны повышенная возбудимость, острая реакция или пассивность, равнодушие даже к волнующим событиям и явлениям, часто аффективное поведение.
3. Дети с односторонним умственным развитием.
Подростки, умственное развитие которых было заторможено или чрезмерно форсировалось, способности которых игнорировались или переоценивались. Им характерно неумение правильно учиться, пользоваться своей памятью и способностями при изучении материала, неприязнь к учителям, преподающим нелюбимые предметы и т. д.
4. Дети с неправильным развитием волевых качеств.
Свойственно-волевые усилия больше регулируются самовнушением, эмоциональными переживаниями, чем уровнем развития волевых качеств и целью деятельности; периоды интенсивного волевого усилия чередуются с моментами полного безволия; отрицание воли других людей, сопротивление ей почти во всех случаях или подчинение воле более сильных людей.
Девиантное поведение.
Девиант— индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.
Девиантное поведение- отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
Признаки девиантного поведения :
1. Отклоняющееся поведение личности— это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).
3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальнойдезадаптации.
8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.
Таким образом,девиантное поведение— это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией
Отклонения от социальных норм могут быть:
-позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
-негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.
Основные факторы, обусловливающие девиантного поведения :
1. Биологические факторы,выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
—физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений человека в среде его сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы,в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастения, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждается в помощи психиатров.
Дети акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Эгоцентрическая позиция человека с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой: ответственности за свое поведение.
3. Социально-педагогические факторы -выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность, ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, - изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит обих учебной дезадаптации.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность. Но более подробно данный фактор был рассмотрен чуть выше.
5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные микросоциальные, в которых они оказались, и в то же время. Как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В настоящее время к девиантному поведению относят :
1. Делинквентное поведение (отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее, в крайних своих проявлениях, уголовно наказуемый характер);
2. Аддиктивное поведение (отклоняющееся поведение со стремлением к уходу от реальности посредством приема психоактивных веществ, либо чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности);
3. Патохарактерологическое поведение (отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими изменениями характера вследствие дефектов воспитания);
4. Психопатологическое (отклоняющееся поведение, обусловленное
психическими расстройствами);
5. Поведение на базе гиперспособностей (отклоняющееся поведение, сопровождающееся девиациями в обыденной жизни, при особой одаренности и даже гениальности в других сферах деятельности).
Профилактика трудновоспитуемости
Дети-родители.
Включает в себя комплекс мер, обеспечивающих предупреждение нежелательного явления, события. Эти меры должны применяться тогда, когда взрослый видит или предвидит опасность.
Самой главной мерой является создание семьи как коллектива с выраженной гражданской позицией взрослых, которая повседневно, но не навязчиво должна проявляться в их действиях и поступках. И эта позиция, прежде всего, выражается в трудолюбии родителей. Любой коллектив воздействует на ребенка через деятельность. Там, где дети не только видят пример родителей в труде, но и участвуют в нем, помогая взрослым, заботясь о них, трудновоспитуемость – редкое явление. Труд создает жизненный опыт – благоприятную почву для восприятия советов и увещеваний родителей. Без этого опыта все слова не имеют силы педагогического воздействия.
Супружеское счастье – в духовном родстве между родителями, родителями и детьми. Чтобы воспитывать детей своей любовью надо много уметь и знать – знать себя и своего супруга, расти духовно самому и помогать другому стать лучше, заставлять верить в себя и побеждать собственные недостатки. Для того чтобы правильно воспитывать детей важно, прежде всего, воспитывать в себе отца и мать.
Другим источником обогащения любви выступает эстетика природы, искусство, творчество.
Семья воспитывает в такой мере, в какой она полноценна как счастливый, здоровый и социально направленный коллектив.
Учитель-ученик.
Азбукой воспитания является эмоциональное воспитание. Эмоциональное воспитание в школе начинается с высокой эмоциональной культуры во взаимоотношениях учитель-ученик. В их основе лежит способность учителя к эмоционально-эстетическому видению мира, способность чувствовать духовный мир другого человека. Это означает умение проникнуть в духовный мир ребенка, умение понимать язык детства и в то же время не встать на одну доску с ребенком по уровню его развития. Эмоциональная культура учителя является условием, при котором становится невозможным такой способ воздействия на учеников как крик. Дети, которых воспитывают криком, теряют способность ощущать тончайшие оттенки чувств других людей, теряют чуткость и доброту.
Важнейшее правило взаимоотношений учитель – ученик-это обращение к тому хорошему, что есть в каждом воспитаннике, подход к нему с оптимистическим настроем. Учитель должен воспитать у ребенка веру в свои силы, в свои возможности, доказать ему, что он может быть лучше и вызвать у ученика стремление к совершенствованию.
Правилом отношения педагога к ребенку является уважение личности ученика, чувства его собственного достоинства. Педагог обладает определенной властью над учащимися, но при этом эта власть должна быть мудрой (Не сломать, а поднять и поддержать, не обезличить духовные силы ребенка, а утвердить чувство его достоинства). Мудрая власть педагога заключается в том, чтобы воля педагога стала желанием ребенка.
Следующая важнейшая норма отношений – это взаимное доверие между педагогом и воспитанником. Недоверие педагога гасит инициативу ученика, причиняет ему душевные страдания. До тех пор, пока ребенок смотрит на учителя с надеждой и верит ему, педагог является авторитетом. Необходимо дорожить детским доверием. А для этого необходимо, чтобы ученик ощущал доверие учителя.
Важный регулятор отношений учителя с учащимися – это справедливость в оценке знаний и поступков учащихся. Несправедливость – порождает их эмоциональную невосприимчивость. Несправедливое отношение к ребенку может иметь множество оттенков и прежде всего это равнодушие, безразличие учителя к успехам или неуспехам ребенка, что является одной из самых тяжелых по последствиям форм насилия. Испытывая безразличие и неучастие к себе ребенок теряет чуткость, становится озлобленным и агрессивным.
Коррекция девиантного поведения.
Перевоспитание–система воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и требованиям общества.
-преодоление внутренних противоречий, восполнение и исправление психического развития подростка.
-активизация положительного поведения подростка путем усиления воспитательного процесса.