Папки-передвижки

Детское экспериментирование — эффективный метод развития познавательной сферы дошкольников

Лариса Тихомирова
Детское экспериментирование — эффективный метод развития познавательной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Задача педагогов дошкольного учреждения развивать у ребёнка познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

При подготовке дошкольников к обучению в начальной школе очень важно помочь ребёнку уметь преодолевать неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, помочь детям устранять появляющиеся трудности. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

Публикация «Детское экспериментирование — эффективный метод развития познавательной сферы дошкольников» размещена в разделах

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования имеется эффективный метод развития познавательной сферы – метод экспериментирования. В дошкольной организации используют словосочетание "детское экспериментирование". Познавательная экспериментальная деятельность идёт от самого ребёнка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности.

Из утверждений академика Н. Н. Поддьякова «Мышление дошкольника» следует, что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства.

И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника.

Это подтверждают и результаты современных исследований, которые показывают, что возможности умственного развития ребёнка дошкольника напрямую зависят от потребности в познании окружающего мира.

Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, пощупать и т. п.

Экспериментирование является ведущим видом деятельности в детском возрасте.

Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные,

возникает в раннем возрасте, является манипулирование предметами. В последующие два–три года манипулирование усложняется. Ребёнок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока ещё не связанных между собой в какую–то систему. После трёх лет постепенно начинается их интегрирование. Ребёнок переходит в следующий период – любопытства, который при условии правильного воспитания ребёнка переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.

Любопытство побуждает к вопросам, создаёт ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей области, и постепенно перерастает в любознательность. В. А. Сухомлинский подчёркивал важность развития любознательности. В этом, по его мнению, состоит сущность воспитания способностей. Любознательность - «это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать, выделять существенные признаки и связи, выдвигать гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Поэтому экспериментальная деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к самостоятельному мышлению.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В группах ДОУ оборудуются уголки экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Уголки постоянно пополняются новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В содержание уголка входит: зона «песка и воды», разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стёкла, магниты, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, совочки; коллекции семян, орехов, садовых и лесных веточек, песка, земли, ракушек и др. Содержание этого уголка постоянно пополняется, меняется.

Для осуществления связи детского экспериментирования с другими видами детской деятельности и формирования целостного представления о мире используется проектная деятельность.

Специально организованные занятия по экспериментированию проводятся на основе составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования выдвигаются следующие цели:

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;

• подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;

• развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

• развивать коммуникативные навыки;

• помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;

• способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;

• развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы.

В процессе экспериментирования прививаются детям навыки межличностного общения и сотрудничества: ребята учатся договариваться, отстаивать своё мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми, обращать внимание на мнение других детей, слушать друг друга, более активным детям помогать застенчивым.

Для более успешного развития детского экспериментирования осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию родителям рекомендуется создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности.

Можно привлекать родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Взаимодействие с родителями, увеличивает их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

В результате организации детского экспериментирования расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности. У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Детское экспериментирование – эффективный метод развития познавательной сферы дошкольников.

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование — эффективный метод развития познавательной сферы дошкольников
Опубликовано: 31 января 2020 в 07:42
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование — эффективный метод развития познавательной сферы дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Тихомирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД