Лариса Тихомирова
Детское экспериментирование — эффективный метод развития познавательной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задача педагогов дошкольного учреждения развивать у ребёнка познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
При подготовке дошкольников к обучению в начальной школе очень важно помочь ребёнку уметь преодолевать неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, помочь детям устранять появляющиеся трудности. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Темочки:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования имеется эффективный метод развития познавательной сферы – метод экспериментирования. В дошкольной организации используют словосочетание "детское экспериментирование". Познавательная экспериментальная деятельность идёт от самого ребёнка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности.
Из утверждений академика Н. Н. Поддьякова «Мышление дошкольника» следует, что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства.
И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника.
Это подтверждают и результаты современных исследований, которые показывают, что возможности умственного развития ребёнка дошкольника напрямую зависят от потребности в познании окружающего мира.
Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, пощупать и т. п.
Экспериментирование является ведущим видом деятельности в детском возрасте.
Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные,
возникает в раннем возрасте, является манипулирование предметами. В последующие два–три года манипулирование усложняется. Ребёнок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока ещё не связанных между собой в какую–то систему. После трёх лет постепенно начинается их интегрирование. Ребёнок переходит в следующий период – любопытства, который при условии правильного воспитания ребёнка переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.
Любопытство побуждает к вопросам, создаёт ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей области, и постепенно перерастает в любознательность. В. А. Сухомлинский подчёркивал важность развития любознательности. В этом, по его мнению, состоит сущность воспитания способностей. Любознательность - «это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать, выделять существенные признаки и связи, выдвигать гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Поэтому экспериментальная деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к самостоятельному мышлению.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В группах ДОУ оборудуются уголки экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Уголки постоянно пополняются новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание уголка входит: зона «песка и воды», разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стёкла, магниты, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, совочки; коллекции семян, орехов, садовых и лесных веточек, песка, земли, ракушек и др. Содержание этого уголка постоянно пополняется, меняется.
Для осуществления связи детского экспериментирования с другими видами детской деятельности и формирования целостного представления о мире используется проектная деятельность.
Специально организованные занятия по экспериментированию проводятся на основе составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.
В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования выдвигаются следующие цели:
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;
• подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
• развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
• развивать коммуникативные навыки;
• помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
• способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
• развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы.
В процессе экспериментирования прививаются детям навыки межличностного общения и сотрудничества: ребята учатся договариваться, отстаивать своё мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми, обращать внимание на мнение других детей, слушать друг друга, более активным детям помогать застенчивым.
Для более успешного развития детского экспериментирования осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию родителям рекомендуется создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности.
Можно привлекать родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.
Взаимодействие с родителями, увеличивает их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
В результате организации детского экспериментирования расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности. У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Детское экспериментирование – эффективный метод развития познавательной сферы дошкольников.