Ольга Васильевна Дмитрова
Проект: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающей действительности, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско -творческое отношение к миру.
Согласно ФЗ «Об образовании РФ» п. 2, ст. 20 экспериментальная деятельность – это деятельность в сфере образования, направленная на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных ресурсов, которая осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ.
Публикация «Проект: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребёнка». По мнению Н. Н. Поддьякова: «экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития после игровой деятельности, потому как пронизывает все виды детской деятельности». На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
В дошкольном учреждении метод экспериментирования применяется неоправданно редко, несмотря на многие позитивные стороны, и пока не получил широкого распространения.
Цель проекта: создать условия для развития речи и познавательного интереса детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
проанализировать научно-методическую литературу по теме;
развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
развивать мышление, речь ;
воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Первый этап:
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
Составить план детской экспериментальной деятельности.
Подобрать оборудование и материалы для оснащения центра детской экспериментальной деятельности.
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности (постановка проблемы, поиск путей решения проблемы, проверка гипотез, предположений, обсуждение результатов, вывод).
Привлечение родителей.
Определение эффективности проведенной работы.
Анализ полученных результатов.
Второй этап: деятельностный
Систематизировать работу по организации детского экспериментирования.
Обогатить предметно-пространственную среду для экспериментирования.
Вовлечь родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность.
Третий этап
Подведение итогов реализации проекта.
При правильной организации исследований ребенок овладевает экспериментальной деятельностью:
При создании педагогом мотивации деятельности ребенок видит проблему и может ее озвучить;
Сам строит предположения;
Самостоятельно выбирает средства и способы действий при проверке предположений;
Самостоятельно осуществляет исследования при скрытом контроле воспитателя;
Самостоятельно озвучивает результаты исследования и формулирует выводы;
Самостоятельно фиксирует результаты исследования в индивидуальном дневнике.
Литература
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1-2/ Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/. Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие– СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013
Рыжкова Н. А. Опыты с песком и глиной//Обруч, 1998, №2
Поддьяков Н. Н. Творчество в саморазвитии детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград, 2013.
Интернет-ресурсы