Ольга Емельянова
Консультация «Детское воровство»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское воровство
Когда родители замечают, что их ребенок потихоньку таскает из кошелька мамы или папы деньги, первая реакция – паника. Между тем, по словам специалистов, детское воровство – очень распространенная семейная проблема.
Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать – непонятно. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство нет : она зависит от причин, по которым ребенок решает что-то потихоньку взять.
Публикация «Консультация „Детское воровство“» размещена в разделах
Выделяют три основные причины детского воровства. Первая – это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, – трудно. Вторая причина – трудности в общении с родителями. Некоторым малышам кажется, что мама и папа обращают на них мало внимания. Когда дети присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина – стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей ловкости и смелости. А самая распространенная причина краж – это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить, – это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления "сознательности". Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может взять понравившуюся вещь – без всякого желания навредить.
Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых малышей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения, и особенности темперамента, и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы, такие как развод родителей, переезд или поступление в школу.
Импульсивное воровство ("не мог удержаться", "очень захотелось") иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них – симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны. Импульсивных детей надо строго контролировать и приучать к ответственности. Нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей, извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна.
Попытки детей восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.
Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости.
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей – то есть не могут свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации малыш не осознает разницы между "моим" и "нашим". Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности.
Детское воровство – это по большей части проявление недостаточного развития моральной и волевой сферы. Детское воровство часто бывает связано с разного рода психологическими проблемами ребенка или говорит о психологическом неблагополучии.
Основные причины:
· 1. Недостаток развития нравственных представлений (например, ребенок не различает понятия «свое, чужое, хорошо, плохо»).
· 2. Это может быть серьезная психологическая неудовлетворенность (внутренние переживания ребенка, психологическая неустойчивость и нестабильность) 3. Недостаток развития воли (это сильное желание владеть понравившейся вещью, деньгами вопреки «голосу совести»)
· Основные мотивы детского воровства :
· 1. Сделать благо себе (то есть ребенок хочет обладать пусть небольшой суммой денег, это может быть знак родителям, то есть «крик о помощи», еще это может быть подсознательное желание наказать обидчика или «всех сразу», так что вспомните ситуации запретов, обид, жесткого контроля к девочке – возможно, они сыграли таким образом свою роль)
· 2. Сделать посредством украденных денег приятное другим (это желание принести значимому человеку понравившуюся ему вещь, и тем самым доставить ему удовольствие, либо желание иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников)
· 3. Воровство «за компанию» с другими детьми, связанное с желанием быть принятым в группу и соответствовать ее нормам (это в основном характерно для детей более старшего возраста)
· Что еще может быть причиной воровства? Возраст или пробелы в воспитании: ребенок не знает в силу возраста, что такое собственность, ребенок не может поставить себя на место жертвы или на место родителей. Ситуации, связанные с психологическим неблагополучием ребенка, неудовлетворенность жизненно-важных потребностей: кража в знак протеста в семье, где, например, холодные отношения между родителями, раздача знакомым украденных вещей (это от того, что в семье неравномерно распределена любовь в семье, недостача любви к ребенку, желание нанести ущерб материальным ценностям (когда в семье говорят, что главное в жизни – это деньги, так называемая кража символической любви (через дорогие вещи, кража в результате жесткого контроля (так как все запрещено – ребенок крадет, чтобы показать свою свободу) Клептомания. Это психическое заболевание, связанное с удовлетворением (навязчивым) от кражи. Может быть следствием невроза. Что же делать, если ребенок замечен или заподозрен в краже?
· 1. Подавить в себе возникшую эмоцию
· 2. Не реагировать на воровство, как если бы была реакция на воровство взрослого.
· 3. Реакция гнева ведет к повторному воровству
· 4. Найти (обязательно) причину.
· 5. Нельзя угрожать ребенку
· 6. Найти способ нивелировать кражу (рассказать историю, как девочка вернула (подложила) вещь на место).
· 7. Вызвать ребенка на откровенность.
· 8. Не разглашать обстоятельства кражи (не обсуждать публично)
· 9. Научить ставить себя на место потерпевшего.
· 10. Активность ребенка направить в нужное русло
· 11. Подумать о своем поведении (скорее всего в семье может быть пример того, что родители несут вещи с работы или совершают какие-то операции с деньгами не совсем честные и хвастаются этим).