МААМ-картинки

Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников

Ольга Тушева
Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Детское волонтёрство как средство формирования

инициативы и самостоятельности у дошкольников.

Хочу поделиться с вами своим опытом по развитию самостоятельности и инициативности детей с помощью технологии «Дети - волонтёры».

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Публикация «Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

* Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

* Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует с детьми младшего возраста и взрослыми, участвует в совместных играх.

* Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

* Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство.

Актуальность: Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.

Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу.

Слайд №2

Цель:

является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Слайд №3

Задачи:

- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе:

- Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей:

- Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Слайд №4

Организация практики волонтерства в нашем детском саду осуществлялась поэтапно.

Первый этап – подготовительный: изучение теоретических аспектов детского волонтёрства, разработка годового перспективного плана.

Второй этап – организационный: задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды.

Третий этап – практический: на этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.

Слайд №5

Первый этап подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.

Для ознакомления с технологией "Дети - волонтеры" нами был прослушан авторский вебинар Н. П. Гришаевой "Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе. Была проведена встреча с педагогами, на которой был представлен примерный план работы на год. А также распределили за подготовительными группами младший возраст.

Педагоги младших и подготовительных групп обсудили вопросы курирования практики.

Слайд №6, №7, №8.

На организационном этапе произошел запуск детского волонтерства, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организацию команды. Изготовили галстуки и пилотки как отличительного символического знака «Детей волонтеров».

Совместно с воспитателем дети волонтеры разработали правила команды:

-Приходя в группу поздоровайся с взрослыми и малышами.

-Доведи дело до конца.

-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.

С детьми проводились беседы: «Кто такие волонтеры, «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Как поделиться добротой?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро».

Игры для сплочения коллектива: «Объятия», «Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек, «Тропинка», «Гномики», «Раздувайся пузырь», «Паровозик», «Пирамида любви» и т. д.

Просмотр мультипликационных фильмов: «Рука помощи», «Добрые дела», «Волонтер – лучший друг», «Я волонтер», «Дюймовочка»

Чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», «Красная шапочка», «Репка», и т. д

Слушание песен: «Будьте добры!» — автор текста Санин А., композитор Флярковский А. ; «Дорога добра» — автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.

Просмотр видеороликов: «Волонтером может стать каждый», «Притча о доброте»

Важным моментом в организации волонтерского движения считаем обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Выясняли, чем любят заниматься дети? Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда (в нашем случае участвовала вся группа).

Слайд №9

Следующий этап - практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.

Волонтерские встречи проходили в нашем образовательном учреждении регулярно.

Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей. (Рефлексивный круг)

Получены положительные эффект от волонтерства :

- Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

- Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника.

- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

Дети раннего возраста стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми.

Выходя из стен детского сада, дети выпускники, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеемся, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Анализируя опыт образовательной практики - волонтерское движение, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта. А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд более коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера. Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников
Опубликовано: 20 марта 2021 в 15:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тушева (УИ 580464) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД