Папки-передвижки

Методика работы по освоению детьми способов словообразования в разных возрастных группах «Детское словотворчество»

Лилия Рашевская
Методика работы по освоению детьми способов словообразования в разных возрастных группах «Детское словотворчество»
▼ Скачать + Заказать документы

Методика работы по освоению детьми способов словообразования в разных возрастных группах

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс, требует внимательного изучения и особого подхода.

Словотворчество является одной из важнейших особенностей развития речи ребенка. Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи, когда малыши конструируют слова сами из усвоенных ранее частей слова : корня, суффиксов и приставок. Словотворчество приходится на период с 2,5-3 лет до школьного возраста.

Публикация «Методика работы по освоению детьми способов словообразования в разных возрастных группах „Детское словотворчество“» размещена в разделах

Специалисты отмечают, что придуманные ребенком слова понятны по значению и уместны в употреблении. На пример: “умность” - качество ума, “долгее” - дольше. Переиначивая наши слова, ребенок чаще всего не замечает своего словотворчества и остается в уверенности, что правильно сконструировал слово. Дети говорят себе: если то, чем шьют шило, а то, чем моют, - мыло, тогда то чем роют – рыло. А то чем тормозят – тормозило, а чашка,когда она чистая, является блистенькой.

Мной был проведен анализ обучения детей словообразованию при помощи суффиксов в средних, старших и подготовительных к школе группах детского сада по методическим пособиям Ушаковой О. С. и Аджи А. В. Анализ был бы не полным, если бы использовались наработки только одного автора, и поэтому Аджи была мне в помощь. В своей работе, по Аджи я использовала ее рабочую программу «Речь ребенка, развиваем, дружим, учимся», играем плюс «Открытые мероприятия для детей», вышеперечисленного возраста. В программе «Детство» по данному разделу грамматики целевые ориентиры не указаны, поэтому я опиралась на возрастные нормы и конспекты занятий представленных в таблице авторов.

Мы видим, что существует определенная система обучения детей словообразованию.

В средней группе дети изучают преимущественно уменьшительно-ласкательные суффиксы. Среди уменьшительно-ласкательных моделей от производящих существительных женского рода наиболее простыми для детей являются типы слов на –очк-, -ечк-, -к- ,-ушк-,-ик

Для формирования грамматических навыков можно использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками. Рассматривая, например, парные картинки (мышь и мышонок, и др., воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки – мышонок, у утки – утенок, у медведицы – медвежонок, у лисы – лисенок.

В старшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательными названиями детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе. Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котенок. А у тебя кто?» Ребенок отвечает: «А у меня котята».

Приходит котенок, здоровается с детьми.

Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его ласково? (Котеночек.)

Появляются котята.

Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать ласково? (Котятки.)

Какой котеночек? (Маленький, пушистый.)

А какие котятки? (Маленькие, пушистые.) Воспитатель обобщает: «Это котята. Они маленькие, пушистые. Их зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму-кошку».

Так же обыгрываются зайчонок и зайчата. К зайчатам и котятам приходят в гости утенок и утята. Все они играют, веселятся, затем уходят.

В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа – ежата) детей учат употреблять названия животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа, в игре «Кого не стало» – употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).

Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь слово», в играх-драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.

В старшем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.

Педагог объясняет, что не у всех детенышей животных есть имя, их так и называют: детеныш жирафа, детеныш обезьяны.

Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте. Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.

Приведем пример драматизации.

– Однажды осенью я пошла в лес. Было тепло, солнечно. Я присела на пенек и вдруг вижу: на полянке появилась большая кто? (Ежиха.) А вслед за ней маленькие колючие шарики катятся. Кто это? Да, правильно, это ежата. Маленькие ежики. Что стали делать (ежата? Что же они делают? (Ежата играют.) Стали (ежата) играть, кувыркаться. Носиками сопят. А потом. (ежата) решили испугать маму и спрятались за кустик. Ежиха ищет их. Кто их ищет? (Ежиха.) Никак не может найти мама-ежиха своих (ежат). Ежата сами прибежали к ней. Пошли они домой друг за другом. Впереди кто? (Ежиха.) За мамой-ежихой кто? (Ежата.) Сначала один. (ежик, затем второй. (ежик).

Сначала не стало видно кого? (ежихи, а потом первого (ежика) и, наконец, не стало второго (ежика). Не стало ни… (ежихи, ни ее… (ежат или ежиков).

А я встала с пенька и тоже пошла домой вслед за ежихой с ежатами.

В старшей группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий посуды суффиксальным способом. Детям на примерах показывают, что одинаковые значения бывают выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом -ниц (сухарница, хлебница, но есть и другие, которые тоже обозначают посуду, но звучат не так – солонка, масленка (суффиксы -онк, -ё нк:, чайник, кофейник (с суффиксом -ник).

Проиллюстрируем примерами.

Перед драматизацией «В гостях у куклы» создается игровая ситуация. Воспитатель говорит:

К Маше придут в гости подружки, а она не знает, во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем вместе и поможем ей. Есть специальная посуда. Как она называется?

Для хлеба есть что? (Хлебница)

Значит, Маша положит хлеб во что? (В хлебницу)

(Слово повторяется хором.)

Как называется посуда для конфет? (Конфетница)

Куда Маша положит конфеты? (В конфетницу)

С целью закрепления навыка образования наименований посуды подходит игра в магазин, где продается посуда. В магазине продается посуда. Воспитатель и дети рассматривают посуду.

Хлебница. Для чего она? (Для хлеба)

Дети видят новый предмет.

А это что?

Продавец отвечает, что это посуда для сухарей.

Как она называется? Для хлеба – хлебница, для сахара – сахарница. А для сухарей.

Сухарница, – отвечают дети, самостоятельно образуя форму по аналогии. И т. п.

На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам.

Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает, воробей – чик-чирик – чирикает). Детей обучают способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, краска – красит, учитель – учит, строитель – строит).

В подготовительном дошкольном возрасте прежде всего закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах грамматические навыки, так и навыки образования наименований детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (-ат-,грачонок - грачата, снегирь - снегирята- одни и много, но один птенчик - ласточка, синичка, много- ласточек, синичек).

Рассматривая, парные картинки с животными воспитатель учит детей образовывать названия детенышей с помощью суффиксов. В средних группах чаще всего используются суффиксы от корня производного слова без чередования утка – утенок. В старших группах названия детенышей чаще всего используются суффиксы от корня производного слова с чередованием белка – бельчонок. В подготовительных группах использование суплетивных форм. Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детеныш называется по-другому: у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок.

Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).

Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания, осмысливать их, оперировать ими.

Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии).

Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.

Чинит часы… (часовщик).

Дома строит… (строитель).

Чинит сапоги… (сапожник).

Проверяет билеты… (билетер).

Работает в библиотеке… (библиотекарь). И т. д.

В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола.

Образец: если он за всех заступается, он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т. д.

В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода.

Он летчик – я тоже (летчица). Он плясун – я тоже (плясунья). Он умник – я тоже (умница). И т. д.

Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.

Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее(-ей, -е-, -те (синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом) : чистый – чище – более чистый.

Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш- (синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее (аналитический способ) (самый высокий, наиболее правильный).

Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5 – 6 мин) :

· на образование прилагательных от основ существительных:

Какое варенье из малины? (Малиновое) из клубники? (Клубничное) из смородины? (Смородиновое);

· на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода:

Занимается спортом (спортсмен). Играет в футбол (футболист). Катается на лыжах (лыжник). Катается на велосипеде (велосипедист). Хорошо прыгает (прыгун);

· на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности) :

В доме жила коза. Чей дом? (Козий) В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий) Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный)

Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы проблемного характера.

Мясорубка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Рубит мясо) Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему ее так назвали? (Выжимает сок)

Итак, роль суффиксов в русском языке очень важна. Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и предать речи более нужную эмоциональную окраску. Возвращаясь к аналитическим таблицам, замечаем, ни в коем случае, не подрывая их авторитет, что многоуважаемые авторы уделяют не так уж много времени процессу суффиксации, возможно это мое субъективное мнение. Что можно посоветовать педагогам практикам, находящимся в данной ситуации? Буквально, на каждом занятии уделять как можно больше внимания, играя, с удовольствием, в правильное словообразование, избегая словотворчество.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группахФотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.

Фотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группахФотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группах Традиционно в нашем детском саду проходят утренники, посвящённые Осени, в которых принимают участие дети всех возрастных групп. Для детей.

Гимнастика после дневного сна и её значение в разных возрастных группах 1. Гимнастика после дневного сна и ее значение. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию,.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ "Дельфин" готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду "Дельфине". Вот такая.

Осеннее оформление приемной в разных возрастных группахОсеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Детское словотворчествоДетское словотворчество Современные городские дети зачастую больше знают о троллейбусах и машинах, чем о представителях животного мира. Когда они начинают говорить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика работы по освоению детьми способов словообразования в разных возрастных группах «Детское словотворчество»
Опубликовано: 11 июня 2022 в 16:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика работы по освоению детьми способов словообразования в разных возрастных группах «Детское словотворчество»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Рашевская (УИ 1632297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД