Ольга Щербинина
Детско-взрослый проект «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Подгороднепокровская СОШ»
Оренбургского района Оренбургской области
ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: социально-коммуникативное развитие
Аннотация.
Публикация «Детско-взрослый проект „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
В современный информационный век дети дошкольного возраста часто увлечены новыми гаджетами, что оказывает негативное влияние на развитие способностей дошкольника к живому общению. С целью становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, а так же развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста разработан проект «Заюшкина избушка» в рамках программы «Театр в детском саду».
Детей дошкольного возраста театральная деятельность раскрепощает, раскрывает все потенциальные возможности, позволяет преодолеть стеснительность, скованность движений. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.
Проектная деятельность детей в процессе инсценировки сказки «Заюшкина избушка» для ребёнка это возможность познакомиться с такими понятиями, как добро и зло, хитрость и наивность Дети смогут узнают, что даже не самый сильный физически, но надёжный и смелый друг способен выручить в трудную минуту. Сказка учит добру, справедливости, учит помогать друг другу, не бросать друзей в беде, не обижать слабых и не обманывать. Ещё один крайне важный вывод, который делают дети, это безопасное поведение с незнакомыми, потому-то они могут обмануть, обидеть или сделать плохо.
Матрица проекта
Название проекта : «Заюшкина избушка»
Тема проекта : развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми в про-цессе театрализованной деятельности.
Проблемное поле проекта : необходимость эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению ребенка дошкольного возраста.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта :
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Беседа по содержанию сказки «Заюшкина избушка».
Беседа о театре, опыте посещения детей театра.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка», картин художников Ю. Васнецова, И. Хохлова, В. Лебедева.
Составление графических схем к сказке.
Сюжетные игры
Рассказ детей с опорой на схему.
Цель:
Формулировка цели может предполагать:
Приобщение дошкольников к активной совместной деятельности в процессе инсценировки сказки «Заюшкина избушка»
Задачи:
1. Формировать представление о театре, правилах поведения и профессиях, занятых в его работе.
2. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, творческую активность.
3. Воспитывать навыки совместной работы над постановкой спектакля, выступлением.
4. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия.
5. Развивать творческие способности дошкольников.
6. Развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность
Планируемые результаты:
1. способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о театре, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
2. проявляет устойчивый интерес к освоению литературного наследия русского народа;
3. способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение) в процессе обсуждения сказки «Заюшкина избушка»;
4. проявляет творческую активность в процессе репетиций, прислушивается к мнению взрослых и сверстников;
5. сопереживает героям сказки в процессе ее заслушивания;
6. проявляет творчество в процессе аппликации, рисовании и лепки.
Вид проекта : творческий, игровой.
Состав участников:
Дети – группа, старший дошкольный возраст укажите возраст!
Педагоги – воспитатели детского сада, музыкальный работник.
Родители, бабушки, дедушки – организаторы образовательной деятельности (помогают в заучивании ролей, подготовке декораций, костюмов, зрители театра.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта).
Средней продолжительности, продолжительность с 20 февраля по 10 марта.
Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Темы, по которым собирается информация:
-педагогами: подбор иллюстраций к русской народной сказке: «Заюшкина избушка» художников Ю. Васнецова, И. Хохлова, В. Лебедева, подготовка настольного кукольного театра.
- детьми: изготовление схемы для рассказывания сказки «Заюшкина избушка».
- изготовление страничек альбома «Мой театр». 1 неделя
2 Аналитический
1. Чтение и пересказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Рассматривание иллюстраций в книге, картин. Просмотр сказки по ТВ.
2. Беседа по сюжету сказки и о театре.
3. Составление графических схем к сказке. Пересказывание сказки с использованием наглядного материала.
4. Проведение игр-превращений, упражнений на развитие детской пластики, образных упражнений.
5. Погружение в сказку и знакомство с ее персонажами через рисование, лепку, аппликацию героев сказки и отдельных сюжетов.
6. Беседа по содержанию сказки. Беседа с детьми о посещении театров.
3 Практический
Разучивание ролей. Постановка сказки. Изготовление декораций. Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта
4 Презентационный 1. Выставка работ «По страницам сказки…»
2. Показ сказки «Заюшкина избушка» в младших группах и на родительском собрании.
5 Контрольный Рефлексия по результатам проведенной дея-тельности. Обсуждение положительных и отри-цательных моментов театральной постановки и этапов ее подготовки.
Организационные формы работы над проектом
№ пп Деятельность по участникам Формы работы Название / тема Сроки
1 Деятельность воспитателя Подготовка среды для работы, проведение встреч с родителями, подготовка вопросов для бесед с детьми, составление сцена-рия, репетиции спектакля. «Заюшкина избушка» 6-10 февраля
Деятельность узких специалистов Музыкальное сопровождение постановки «Заюшкина избушка» 13-22 февраля
2 Совместная дея-тельность педагога и детей Чтение сказки, беседа по сказке, составление графических схем, пере-сказ по схеме, проведение игр.
Постановка и репетиция спектакля «Сказка в словах и картинках»
«Заюшкина избушка» 6-17 февраля
13-21 февраля
3 Совместная деятельность детей друг с другом Игры детей друг с другом «Заяц и лиса», «У кого что», «Жил-был зайчик», «Сказочники», 13-17 февраля
4 Самостоятельная деятельность детей Рисование, лепка, аппликация героев сказки и отдельных сюжетов.
Инсценировка сказки «По страницам сказ-ки…», «Мои любимый герой», «герои своими руками».
«Заюшкина избушка» 13-17 февраля
22 февраля
5 Совместная дея-тельность ребенка с родителями Разучивание ролей «Заюшкина избушка» 13-21 февраля
6 Деятельность родителей Создание альбома.
Изготовление декораций, костюмов.
«Мой театр»
«Заюшкина избушка» 6-10 февраля
13-17 февраля
Итоговое мероприятие
Форма проведения презентации: театральная постановка русской народной сказки «Заюшкина избушка». Дети перевоплощались в образы героев сказки «Заюшкина избушка», воспроизводили заученные роли. Играли спектакли для детей младших групп и родителей.
Описание продукта, полученного в результате проекта
Выставка работ для родителей и детей «По страницам сказки…» на которой пред-ставлены работы в форме рисунков «По страницам сказки…», фигурок из пластилина «Мои любимый герой», аппликаций «Герои своими руками».
Интеграция образовательных областей
№№
пп Название образовательной области Содержание
(краткое) Задачи
1 Художественно-эстетическое развитие Рисование персона-жей сказки.
Лепка персонажей сказки «Заюшкина избушка».
Аппликация «Заюш-кина избушка».
Ценностно-смысловое восприятие произведений изобразительного и словесно-го искусства. Развивать творческие спо-собности дошкольников.
2 Речевое развитие Обогащение актив-ного словаря. Развитие интонационной культу-ры в процессе заучивания роли. понимание на слух русской народной сказки. Развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразитель-ность
3 Познавательное раз-витие Интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение) в процессе обсуждения сказки «Заюшкина избушка». Обогащение знаний о театре, правилах поведения и про-фессиях, занятых в его работе. Формировать представление о театре, правилах поведения и профессиях, занятых в его работе.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
1. Взаимодействие с родителями воспитанников в подготовке и проведении театрализации.
2. Обучение принципам составления графических схем к текстам и пересказу с опорой на наглядный материала.
3. Посещение театра с родителями.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Театральный центр
Имеются виды театров: пальчиковый,настольный, на фланелеграфе, деревянный, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряженье» где дети очень любят одевать наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами,сделанными своими руками.
В центре книги подобраны наборы предметных картинок,сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому развитию, поэтому у нас подобрано много книг по проекту «Заюшкина избушка».
Цент ИЗО оснащён необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги,альбомы, раскраски,кисти, краски, карандаши, фломастеры, мелки, пластелин, контуры и пр.) для реализации этого проекта.
Центр «Познания»
Имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания: «Математический домик», «Чудесный мешочек», «Целое из частей», разрезные картинки и пазлы к сказке «Заюшкина избушка».
Долгосрочный проект
(более 1 недели)
Проектная карта
Основные виды дея-тельности детей, организуемых педагогами Не-дели Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Совместная со взрослыми деятель-ность 1-ая Чтение сказки. Беседа. Просмотр мультфильма «Заюш-кина избушка». Рассматривание картин. Состав-ление графических схем. Пере-сказ. Беседа о театре. Рассказы детей о собственном опыте посещения театра.
2-ая Разучивание роли. Репетиция. Разучивание роли. Репетиция. Разучи-вание роли. Репетиция. Разучивание роли. Репетиция. Разучи-вание роли. Репетиция.
3-я Разучивание роли. Репетиция. Разучивание роли. Репетиция. Спек-такль.
2 Совместная с дру-гими детьми дея-тельность
1-ая Об-суждение сказки Обсуждение картин Слушание друг друга
2-ая Игра «У ко-го что» Игра «Заяц и лиса» Игра «Жил-был зайчик» Игра «У кого что». Игра «Сказочники»
3-я Взаимодействие в спектакле.
3 Самостоятельная деятельность 1-ая
2-ая Рисование героев сказки и отдельных сюжетов.
Лепка героев сказки и отдельных сюжетов.
Аппликация героев сказки и отдельных сюжетов.
3-я Инсценировка сказки.
Приложение 1.
Вопросы для беседы по содержанию сказки
Беседа по содержанию сказки:
- Что случилось с зайчиком в этой сказке?
- Какая у зайчика в сказке была избушка?
- а что значит лубяная?
- а у лисы какая избушка?
- Почему у лисы растаяла избушка?
- а какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая?
- Как лиса зверей пугала? («Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по зако-улочкам»). Объяснить слова детям.
- Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису?
Какой был петушок? (смелый) -Какими оказались собаки, волк и медведь? (трусливые)
- Чему учит нас эта сказка? (Не завидуй другим. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.
Приложение 2.
Вопросы для беседы о театре
Беседа с детьми о посещении театров: - Знаешь ли ты, что такое театр?
-Ты был в театре? Что там тебе больше всего понравилось? -Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
-А кто занимается постановкой спектакля? Как называются люди, которые исполняют роли? (смотрят спектакли)
- Как называется место, где актеры исполняют свои роли? - Чем украшают сцену?
- Тебе нравится, когда действия актеров происходят под музыку? Почему? - Как ты думаешь, нужна ли музыка в спектакле?
- Как вы думаете, а мы бы смогли стать настоящими актерами и сыграть свой спектакль? - Какую роль ты исполнял? (Тебе понравилось? Почему?) - Кого бы ты хотел сыграть в спектакле?
Вопросы для беседы о профессиях занятых в театре.
Вопросы к детям поискового характера:
Зачем нужны консьерж при входе в театр, кассир, контроллер, декорации, костюмы и т. д. ?
Обсудить правила поведения в театре.
Приложение 3
Физминутки, используемые педагогом в процессе реализации проекта
Физминутка (игра в парах «Заюшкина избушка») (Дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши)
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся)
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу,
И ни с чем они уходят (расходятся)
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз)
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга)
Приложение 4
Сценарий театрализации сказки «Заюшкина избушка»
Дети проходят в зал. Кассир продаёт билеты на представление сказки.
Ведущий: Чтобы получить билет вы должны сказать волшебное слово.
(Дети садятся перед ширмой, громко хлопают в ладоши. За ширмой раздаётся звон колокольчика).
Ведущий: интересно, кто же пришёл к нам?
Петрушка: (говорит не показываясь) Это я, петрушка весёлая игрушка.
Ведущий: Где же ты? Ребята давайте дружно позовём его. Скажите все вместе: «Петрушка, покажись». (Появляется петрушка) А вы в ладоши громко хлопать умеете? А ещё громче?
Петрушка: Здравствуйте, ребята! А вот и я! Я- весёлый петрушка, забавный смеш-ной. Никакая на свете игрушка не сравнится со мной! Ребята, а что вы здесь делаете? Зачем пришли?
Дети: Сказку смотреть
Петрушка: Понятно, расскажу я вам сказку, а сказочница мне в этом поможет, только сначала отгадайте загадку:
Зайку выгнала лиса…
Плачет зайчик: «Вот беда!»
Волк, медведь и петушок
Помогали зайке. Вот.
Дети: «Заюшкина избушка»
Физминутка (игра в парах «Заюшкина избушка») (Дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши)
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся)
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу,
И ни с чем они уходят (расходятся)
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз)
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга)
Ну, молодцы — вот мы и вспомнили немножко эту сказку.
Ведущий: Тише дети, не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса.
Где же прячется она?
Сказку мы сейчас расскажем,
И расскажем, и покажем.
Итак, начинается представление.
Петрушка:
У лесочка на опушке
В лубяной своей избушке
Мирно Заяц жил косой
Рядом с рыжею Лисой.
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться-
Дом построить лубяной
А вселилась в ледяной.
(Выходят лиса и заяц под музыку)
Ведущий:
И весною лёд растаял
Ледяной избы не стало
Стала хитрая Лисица
К Заюшке на печь проситься
Лиса: Пусти меня, заюшка, к себе погреться! Моя ведь избушка растаяла.
Заяц: Заходи, Лисонька, погрейся, замёрзла совсем.
Ведущий: Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.
Лиса: Уходи прочь, Косой! – (Лиса бросает Зайцу узелок с вещами;)
Ведущий: Прогнала Лиса Зайца, Сел он на пенёк и заплакал, а на встречу ему соба-ки.
Собака: Гав, гав, гав. О чём Заяц плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать. Была у Лисы избушка ледяная, а у меня – лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.
Собака: Не плачь, Заинька! Мы её выгоним.
Сказочница: Подошли Собаки к избушке и стали гнать Лису.
Собака: Ав - ав – ав! поди, Лиса. Вон! из заячьей избушки.
Ведущий: А Лиса Собаку ничуть не испугалась
Лиса (в окошке) : Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущий: Испугалась Собака и убежала. Идёт мимо Волк.
Волк: У-у-у. О чём Заяц плачешь?
Заяц: Была у Лисы избушка ледяная, а у меня – лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.
Волк: Не плачь, Заинька! Я её выгоню.
Сказочница: Подошёл Волк к избушке и стал гнать Лису.
Волк: Поди, Лиса, вон из заячьей избушки.
Ведущий: А Лиса ничуть не испугалась Волка.
Лиса (в окошке) : Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущий: Испугался Волк и в лес убежал. Тут идёт на встречу зайцу Медведь.
Медведь (участливо) : О чём Заяц плачешь?
Заяц: Меня Лиса выгнала из собственного дома.
Медведь (важно) : Не плачь, Зайчик, я её выгоню.
Заяц: Нет не выгонишь, волк гнал не выгнал, собаки гнали не выгнали и ты не вы-гонишь.
Медведь: нет выгоню. Пойдем.
Ведущий: Подошёл Медведь к избушке и стал гнать Лису.
Медведь (рычит) Р-р-р. Поди, Лиса, вон! Немедленно!
Ведущий: А Лиса ничуть не испугалась.
Лиса (в окошке) : Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущий: Испугался Медведь и в лес убежал. Идёт мимо Петушок золотой гребе-шок.
Петух (гордо, важно) : Ку-ка-ре-ку! О чём Заяц плачешь?
Заяц: Как мне не плакать? Лиса меня из дома выгнала.
Петух: Я её сейчас выгоню.
Заяц: Нет не выгонишь, волк гнал не выгнал, собаки гнали не выгнали и ты не вы-гонишь.
Петух: А я выгоню!
Ведущий: Подошёл Петух к избушке и стал гнать Лису.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечь! Поди, Лиса, вон!
Лиса: Одеваюсь!
Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечь! Ступай, Лиса, вон!
Ведущий: В третий раз петух как закричит…
Лиса испугалась и в лес убежала.
Вот он Петя Петушок, золотой гребешок,
Зайке нашему помог,
От Лисицы уберег!
Он и смелый, и певец,
В общем, Петя молодец!
Будет с зайкой он дружить,
И в домишке дружно жить!
Выходят все звери.
Лиса: Звери вы меня простите
Я больше не буду зайчишку обижать, буду с ними дружить. (Лиса обнимает зай-чишку) Звери лисичку простили.
Кланяются.
Петрушка: Вам понравилась сказка?
Всем советуем дружить
Ссориться не смейте
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете.
Вот и сказочке конец,
А кто смотрел и слушал – молодец!
Ведущий: Артистами ребята побывали
И сказку вам ребята показали.
Артисты. Зрители – все были хороши!
Похлопаем, друг другу от души!
Постарались вы, ребята,
Верю, сказка очень рада.
В путь пора ей собираться
И с ребятами прощаться.
До свиданья!