Оксана Коссова
Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи. Детско-родительский проект «Пусть заметно нас едва: мы — отдельные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта : педагогический, творческий, краткосрочный.
Цель: определить коррекционные пути эффективности формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушением речи, средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.
Участники проекта : дети с нарушением речи, родители, учитель – логопед.
Задачи:
• Формировать пространственные представления.
• Учить отражать в речи пространственные связи и отношения с помощью предлогов.
Публикация «Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи, Детско-родительский проект „Пусть заметно нас едва: мы — отдельные слова“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• Подобрать дидактические игры и упражнения направленные на формирование предложно-падежных конструкций.
• Дифференцировать употребление предлогов в устной речи детей;
• Разработать и апробировать систему методических приемов, направленных на формирование грамматических конструкций с предлогами.
• Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Предполагаемый результат:
Предполагается, что в результате проведенной работы улучшатся показатели по использованию предложно-падежных конструкций:
- Дети на практике усвоят использование предлогов;
- Будут правильно подбирать предлоги к более широкому кругу слов;
- Смогут самостоятельно использовать предложно-падежные конструкции в свободной деятельности;
- Расширится активный словарь.
Актуальность:
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. В дальнейшем школьном обучении это создаст трудности усвоения предметов гуманитарного цикла: русского языка, чтения, географии и т. д. В результате чего, эти учащиеся попадают в разряд неуспевающих. Следовательно, проблему овладения предлогами необходимо решать в дошкольном возрасте. Наша задача привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Участие детей в проекте «Пусть заметно нас едва, мы - отдельные слова» позволит сформировать навыки и умения по преодолению нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи, творческие способности и самоконтроль детей.
Основные направления реализации проекта :
• Консультация на родительском собрании по теме: «Формирование употребления предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи».
• «За круглым столом» : Рассмотреть цели и задачи проекта, обозначить этапы и сроки его реализации, дать советы и консультации по изготовлению и подбору речевого материала для книжек-малышек.
• Семинар – практикум «Изготовление книжек-малышек на дому» - совместное изготовление книжек-малышек дома на определенный предлог (придумывание сказки.)
• Открытый показ занятия для родителей.
• Коллективное оформление книги, где у каждого ребенка есть своя страничка.
• Презентация, выставка книг.
• «Игротека» - игры и упражнения направленные на преодоление нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи.
План проведения проекта
№п/п Форма проведения Задачи Ответственные Сроки проведения
1 Консультация с элементами игрового тренинга по теме: «Формирование употребления предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи».
» • - Познакомить родителей с результатами диагностики по умению употреблять предложно-падежные окончания детьми.
• - Показать возможность игры при формировании умения употребления предложно-падежных форм существительных. Учитель - логопед ноябрь
2 Семинар – практикум для родителей: «Изготовление книжек-малышек на дому». - Знакомство родителей с техникой изготовления «книжек-малышек» при формировании предложно-падежных форм существительных;
- уточнить представления о способах согласования предлогов и падежей;
- воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком. Учитель – логопед, воспитатели ноябрь
3 Открытый показ занятия для родителей по теме: «Закрепление умений употреблять и дифференцировать предлоги детьми с нарушениями речи» - приобрести практические умения и навыки в развитии грамматически правильной речи детей.
Учитель – логопед декабрь
4 В уголке для родителей «советы и рекомендации логопеда» по теме: «Эти умные слова» - расширить запас знаний по данной проблеме;
- активизировать и обогатить педагогические знания и умения родителей.
Учитель – логопед декабрь
5 «Игротека» - сформировать навык употребления предложно - падежных форм существительных в речи детей;
- расширить активный словарь детей. Учитель – логопед январь
Важную роль в создании современной образовательной среды начинают сегодня выполнять так называемые инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.
На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР. Одна из форм совместного творчества родителей и детей применяемого на базе нашего детского сада и дающего положительные результаты в коррекционно-логопедической работе – создание книжек-малышек, которая мной реализована в проекте «Пусть заметно нас едва, мы - отдельные слова».
Использование этого метода позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи : воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.
Всем участникам проекта (родители и дети подготовительной группы) нужно было сделать книжки-малышки на определенный предлог и придумать к нему сказку. Чтобы создать такую книжку необходимо подобрать речевой и картинный материал, соответствующий подобранному предлогу, а также проявить творческие способности. Самые активные родители объединились в инициативную группу. За «круглым столом» были рассмотрены цели и задачи проекта, обозначены этапы и сроки его реализации. Заинтересованными участниками проекта стали и воспитатели группы. Для родителей проведен ряд консультаций, на практикуме были даны советы, какой речевой и иллюстративный материал подбирать для создания книжек-малышек. Родители прониклись атмосферой коллективного творчества, которое, безусловно, стимулирует их для более заинтересованного общения с собственным ребенком, более системного и эмоционального повторения материала.
Кульминацией проекта была выставка книжек-малышек, на которой дети и родители представляли собственные книги. Дети на практике по назначению применяют свои книжки-малышки для преодоления нарушений грамматического строя речи. Просматривая книжки, они самостоятельно выполняют представленные в ней задания и упражнения. Разнообразные формы, используемые в работе с семьей, дали положительные результаты, активизировали и обогатили педагогические знания и умения родителей.