Раиса Диль
Детско-родительский проект «Математика вокруг нас»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань
детский сад №7 "ЖУРАВЛИК"
Детско-родительский проект
«Математика вокруг нас»
группа № 14 «Аистята»
Воспитатель: Диль Р. М.
г. Нягань 2023
Детско-родительский проект «Математика вокруг нас»
Публикация «Детско-родительский проект „Математика вокруг нас“» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Математика в России должна стать передовой
и привлекательной областью знания и деятельности,
получение математических знаний - осознанным
и внутренне мотивированным процессом.
Д. А. Медведев
Введение
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. (Концепция развития математического образования в Российской Федерации).
В последние годы в системе дошкольного образования на фоне общих изменений в образовательном пространстве в целом произошли существенные перемены, связанные с обновлением организационно-содержательных аспектов образования и воспитания детей на принципиально новой нормативно-правовой основе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования содержитважную позицию относительно повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового взаимодействия.
Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности игровых образовательных ситуаций, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлена на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно привить детям любовь к математике. Показать ее значимость вокруг нас. Ее важное участие во всех видах деятельности.
Считая данную проблему актуальной, пришли к выводу: необходимо использовать новые формы, методы, разнообразить содержание работы по познавательному развитию детей в тесном сотрудничестве с родителями, при которых бы реализовывались основные принципы ФГОС ДО:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольных образовательных организаций с семьей.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Нельзя допустить формальности знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на более раннее возникновение вопроса «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Вид проекта : познавательно-игровой.
Сроки реализации: долгосрочный (октябрь 2022- май 2023).
Участники проекта :
• воспитатели;
• воспитанники 2 младшей группы;
• родители воспитанников.
Цель проекта : Объединить усилия дошкольного учреждения и семье в познавательном развитии дошкольников. Формировать математические представления, посредством дидактических игр.
Задачи:1. Установить партнерские отношения с семьями детей группы.
2. Создать творческую атмосферу, взаимопонимание, через подготовку организацию мероприятий по проекту.
3. Развивать социально- личностную сферу дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
4. Повышать педагогическую компетентность родителей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
1. Формулирование целей и задач проекта.
2. Изучение научно-методической литературы.
3. Анкетирование родителей.
4. Родительское собрание на тему:Создание предметно-развивающей и игровой среды для приобщения дошкольников к математике в условиях семьи.
5. Разработаны консультации по теме: «Математика для малышей»,«Моделирование сказки в формировании математических представлений».
6. Буклет на тему: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
7. Составлен план мероприятий по реализации проекта.
8. Подобраны: художественная литература, стихи, загадки, считалки, а также мультипликационные фильмы.
Основной этап
1. Обогащение предметно- развивающей среды.
2. Картотека дидактических игр по развитию математических представлений.
3. Изготовлены воспитателями и родителями лепбуки «Веселая математика», «Геометрические фигуры».
4. Родители сшили цифры 1-5.
5. Приобретен раздаточный материал- пеналы, для всех детей группы.
6. Практикум «Играем в математику».
Заключительный этап
1. Формулировка выводов.
2. Выставка дидактических игр «Играем в математику».
3. Выступление перед коллегами и родителями.
3. Оформление фото-газеты «Играем в математику дома».
4. Картотека дидактических игр.
4. Размещение проекта на сайте учреждения.
5. Итоговое мероприятие развлечение с детьми «Весёлая математика».
Основная часть
Вся работы выстраивается с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы на эту тему, анализа практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОУ согласно ФГОС.
Проведено анкетирование родителей, родительское собрание на тему: Создание предметно-развивающей и игровой среды для приобщения дошкольников к математике в условиях семьи. Для родителей разработаны консультации по теме: «Математика для малышей»,«Моделирование сказки в формировании математических представлений», «Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Буклет на тему: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
Составлен план мероприятий по реализации проекта, с учетом возрастных особенностей детей.
В работе по проекту использовались следующие формы, методы и приемы:
Наглядный:сюрпризные моменты наглядно- дидактические пособия, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр презентаций, наблюдения.
Практический: рисование, аппликация, лепка, ручной труд, выставки совместных работ, подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры и игровые ситуации, экспериментирование.
Словесный: беседы, чтение художественной литературы, обсуждение.
На родительском собрании мы с родителями решили, что без организации предметно- развивающей среды, трудно будет решить намеченные задачи с детьми.
Родители приобрели и сделали своими руками дидактические игры, была организована выставка «Учим математику с родителями», у нас получилась картотека, копилка дидактических игр. Через выставку дидактических игр родители познакомились с содержанием развивающей среды младших дошкольников. Каждая игра использовать в процессе образовательной деятельности. Подобраны: художественная литература, стихи, загадки, считалки, а также мультипликационные фильмы согласно тематике проекта. Изготовлены воспитателями и родителями лепбуки «Веселая математика», «Геометрические фигуры», родителями сшиты цифры 1-5. Родители приобрели раздаточный материал- пеналы, для всех детей группы. Весь материал расположили в групповой комнате в центре математики, где размещаются различные виды математических игр – лото, мозаики, парные и разрезные картинки, сенсорные материалы и т. д. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На верхних полках располагается наглядный материал, подборки картинок, детская литература. Весь материал для педагогов : картотеки, конспекты и др. расположен в шкафах.
Два раза в месяц воспитателями группы проводились практикумы «Играем с мамой» с целью обучения родителей математическим играм.
В марте выпустили фото-газету «Играем в математику дома», где поместили фотографии, о том, как родители и дети играют в математику.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. В результате тесного сотрудничества педагогов и родителей дети научились использовать математические знания и умения в дидактических играх. Дидактические игры помогли решать, как единичную задачу, так и быть полифункциональными: решать несколько дидактических задач. Например, в дидактической игре «Весёлый мяч», решаются конкретные задачи на ориентировку от себя: подними мяч вверх, опусти мяч вниз и т. п.
В дидактической игре «Нарисую я картину» «Мозаика», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов, на развитие мелкой моторики рук.
Игры с кубиками Никитина помогут развить у детеймелкую моторику, воображение, речь, внимание, сформировать сенсорные эталоны цвет, величину и форму. Детям интересны дидактические игры.
С целью ознакомления детей с геометрическими формами созданы дидактические игры - палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,«Геометрическая полянка», «Заштопаем коврик», «Геометрическое лото».
При формировании у детей знаний о величине используются дидактические игрушки: вкладыши, матрёшки, пирамидки, шнуровки. Это первая ступенька в ознакомлении детей с умением выстраивать ряд предметов по убыванию или возрастанию. Для ознакомления детей с ситуацией изменения количества была придумана игра с использованием зарифмованных игровых задач. В младшем возрасте дети любят стихи, быстро их запоминают, а выполнение заданий с использованием стихотворных строчек делает игру интересной и занимательной. Например: «Зайке побегайке-вкусную капусту» – на верхнюю полоску выкладывают изображение зайчика, на нижнюю полоску треугольники- капусту, дети знакомятся в игровой форме с ситуациями изменения количества (увеличение и уменьшение). В результате включения дидактических игр не только в непосредственно-образовательную деятельность, но и в другие режимные моменты, а также в самостоятельную деятельность детей было подмечено, что дети стали более активны на занятиях, у них стала улучшаться память, мышление, умение рассуждать, думать, умение взаимодействовать с педагогом и другими детьми, проявлять инициативу.
Заключение
В заключение можно сделать вывод, что в ходе нашей совместной работы с родителями, дети научились играть в дидактические игры. В группе созданы условия для формирования математических представлений детей.
Если в начале учебного года дети затруднялись в выполнении игровых и практических действий. В процессе игры дети научились усваивать сложные математические понятия. Большинство детей освоило умение выявлять связи, зависимости, устанавливать и менять последовательность, свободно используют знания и умения в игровой самостоятельной деятельности.
Следует отметить, что большинство родителей принимало активное участие в мероприятиях, однако практически никто из них не был инициатором. Сначала многие семьи не проявляли активности, старались минимально включаться в совместную деятельность. По мере включения в совместные дела активность родителей возрастала, все семьи дали положительные отклики по результатам участия, отметили, что этот опыт позволил им по-новому посмотреть на роль семьи в деятельности детского сада, переоценить свою роль в познавательной активности детей.
В ходе реализации проекта педагоги и родители смогли овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволили им в непринужденной форме решать вопросы развития познавательной активности детей. Благодаря тесному сотрудничеству с семьями детей реализация программных задач выполнена.
Список использованной литературы
1. Бондаренко Т. М. «Дидактические игры в детском саду».
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
3. Давидчук А., Селихова Л. «Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет». Изд. «Сфера» 2015 год.
4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. :Баласс, 2003 г. - 256 с.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Щербакова Е. И. «Знакомимся с математикой». Изд. «Вентана – Граф» 2015 год.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
«Математика вокруг нас»
Группа № 14 Аистята
2022-2023 УЧ. ГОД.
Раздел плана Срок Формы работы Задачи по проекту
1. Изучение методической литературы В течении года - изучение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в интернете информации по образовательным областям;
- изучение и внедрение новых технологий;
- общение с коллегами в детских садах, в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями;
- участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;
- доклады, выступления. Повысить уровень компетентности по теме проекта.
2. Работа с детьми Октябрь
Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики», кубики «Сложи узор» Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.
Ноябрь
Игры Воскобовича. Дидактическая игра «Найди пару», игры с логическими блоками Дьеныша: «Найди все фигуры, как эта»; «Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру»; Найди такие же фигуры, как эта по цвету, но другой формы»; «Найди такие же, как эта, но другого размера Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
Освоение понятия «такой же», «не такой»
Декабрь
Д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»
Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
Январь
Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат». Знакомство с понятиями «один», «много»,
Февраль
Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы». Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).
Март
Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».
Игры с цветными палочками Кюизенера. Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.
Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).
Апрель
Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме». Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.
Май
Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек», «Веселый мяч».
Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек». Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.
Раздел плана
Сроки
Название мероприятий
Форма работы
Работа с родителями
В течении года
Анкетирование родителей.
Анкетирование.
Математика для малышей»,«Моделирование сказки в формировании математических представлений», «Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Консультация.
Создание предметно-развивающей и игровой среды для приобщения дошкольников к математике в условиях семьи. Родительское собрание.
Представление родителям дидактических игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования математических способностей. Памятка-передвижка.
«Роль развивающих игр для детей 3-4 лет». Беседа. Выставка развивающих игр.
Буклет на тему: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала». Буклет.
Совместная проектная деятельность педагогов с детьми и родителями «Математика вокруг нас». Игровой практикум: «Играем с мамой».Ознакомление родителей с играми Воскобовича. Игровой практикум.
Консультация «Учим, играя» (математическое развитие дошкольников. Консультация.
Совместная проектная деятель-ность педагогов с детьми и родителями «Математика вокруг нас». Тема: «Сравнение предметов и групп предметов». Проектная деятельность.
Игровой практикум: «Играем в математику». Игровой практикум.
«Моделирование сказки в формировании математических представлений». Консультация.
Совместная проектная деятельность педагогов с детьми и родителями «Математика вокруг нас». Тема: «Сравнение предметов и групп предметов». Проектная деятельность.
Выставка игр.
Совместная проектная деятельность педагогов с детьми и родителями «Математика вокруг нас». Игровой практикум: «Играем с мамой!». Развивающие игры для умников! Игровой практикум.
Совместная проектная деятельность педагогов с детьми и родителями «Математика вокруг нас». Игровой практикум: «Играем с мамой!» Тема: «Пальчиками поиграем-счет закрепляем». Игровой практикум.
Приобщать родителей играть с детьми в математические игры в домашних условиях. Привлечение родителей в изготовлении игры.
В рамках проектной деятельности педагогов с детьми и родителями «Математика вокруг нас». Круглый стол: Защита проекта с показом презентации. Круглый стол.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Ф. И. О.
2. Занимаетесь ли Вы математикой дома с ребёнком?
3. Что мешает Вам заниматься с ребёнком?
4. Какие игры, пособия по развитию математических способностей есть у Вас дома?
5. Кто из членов семьи чаще всего занимается с ребёнком?
6. Нравится ли вашему ребёнку заниматься математикой?
7. Используете ли Вы для развития умственных способностей ребёнка занимательную математику?
8. Какие интересные упражнения, игры, задачи-шутки можете предложить другим детям?
9. Какую бы Вы хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений.