Приложение МААМ

«Наши пернатые друзья». Детско-родительский информационно-экологический проект

эльза рахматиева
«Наши пернатые друзья». Детско-родительский информационно-экологический проект
▼ Скачать + Заказать документы

Детско – родительский, информационно - экологический проект «Наши пернатые друзья».

Руководитель проекта: Рахматиева Эльза Фаритовна, воспитатель высшей категории МАДОУ 133, г. Екатеринбург

Вид проекта: познавательный, исследовательско - творческий, групповой

Сроки реализации: краткосрочный 3 недели (март)

Участники проекта: дети подготовительной группы №12 «вундеркинды», родители, воспитатель группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Актуальность

Можно ли себе представить, мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев. Кажется, мы так привыкли к ним, что порой их не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные существа способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, синицы, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти - с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её за-коны.

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как ни когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных.

Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зи-мующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Наши пернатые друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.

Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впе-чатление, формирует эстетические чувства.

Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Изучению этой темы способствуют:

- возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

- большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Организация проектной деятельности

1. Постановка проблемы: во время прогулки дети увидели птицу, кото-рая прилетела на спортивный участок и села на сосну. У детей возникли вопросы, что это за необычная птица в яркой окраске, чем она питается, где и как живет? Ответы на эти вопросы воспитатель предложила найти в энциклопедии, и еще больше углубиться в изучении мира птиц. Пока искали ответ на вопрос, который заинтересовал детей на прогулке, у ребят возникли еще вопросы:

Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени?

Какие птицы прилетают к нам первыми весной?

Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц?

Кого называют царем птиц?

Какая птица может летать хвостом вперед?

Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам?

Мы предложили детям вместе найти ответы на поставленные вопросы. И отправиться в путешествие в загадочный «Мир пернатых друзей».

2. Проектирование проекта методом «три вопроса». На этом этапе был проведен опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов».

Что мы знаем?

• Ворона, воробей голубь – городские птицы

• Петух, курица, утка, гусь – домашние птицы

Что мы хотим узнать?

• Какие еще птицы живут в лесу, в городе помимо которых мы знаем?

• Чем они питаются, кто за ними ухаживает?

• Как называют птенцов всех птиц?

Как мы это узнаем?

- Посмотреть в компьютере.

- Спросить у родителей, они все знают.

- Надо отправиться в путешествие в лес.

- У нас есть книжки, энциклопедии там про всех птиц, можно посмотреть.

Создание условий для самостоятельной деятельности:

Центр мини-библиотека «Читай-ка»: книги для чтения и рассматривания, иллюстрации и разрезные картинки, репродукции, журналы.

Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы - заместители для игр, костюмы, маски.

Центр строительно-конструктивных игр: строительный материал (большой и маленький, конструктор «лего»; учебно – игровое пособие, логические блоки Дьенеша; пластиковые фигурки домашних, перелетных и зимующих птиц, счетные палочки, палочки Кьюзенера.

Центр творчества «Мастерилка»: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера.

Центр музыки и театра: аудиозаписи звуков природы, звуков животных (как говорят животные).

Цель: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование навыков природоохранного поведения при наблюдении за птицами воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Задачи: - формировать представления о перелетных и зимующих птицах, пользе приносимой людям, местах обитания и профессиях людей, связанных с уходом за птицами, расширение кругозора детей;

- формировать целостную картину мира посредством чтения художественной литературы;

- развитие эстетического восприятия образа жизни птиц и умение передавать увиденное в рисунках и поделках;

- соблюдение элементарных правил поведения с птицами;

- развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к жизни птиц, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.

Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Конкретные ожидаемые результаты:

- расширение кругозора детей о птицах нашей местности;

- улучшение предметно-развивающей среды;

- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

- активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

3. Поиск информации. Практическая деятельность по реализации проекта: Вид деятельности. Программное содержание. Проектные мероприятия.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап (практический).

3. Заключительный этап.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап.

На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с про-ектной и исследовательской деятельностью.

- Птицы, какие они?

- Что ты знаешь о птицах?

- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?

- Какое значение имеют птицы в жизни человека?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

- определили цель и задачи проекта,

- разработали план-график работы,

- изучили познавательную, художественную и методическую литературу,

- подготовили оборудование для реализации данного проекта;

- сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;

- сделали опорные карточки с изображением птиц;

- разработали цикл наблюдений за птицами нашего края;

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных ме-тодов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах, проведение бесед с воспитанниками, обсуждение проблемных ситуаций;

чтение художественной литературы, разгадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, разучивание скороговорок, чистоговорок;

работа с коллекциями - рассматривание альбомов, иллюстраций, фото-графий, книг, энциклопедии;

проведение экскурсий по экологической тропе - наблюдение за птицами и их повадками, наблюдение на прогулке.

проведение с воспитанниками подвижных, дидактических игр;

размещение на информационном стенде для родителей памяток, советов, буклетов по теме.

Познавательное развитие. Активизировать познавательную активность детей путем включения в проблемные ситуации.

Познакомить детей с разделом из детской энциклопедии о птицах Красной книги, о перелетных и зимующих птицах; расширять знания о животном и растительном мире России. Презентации: «Перелетные и зимующие птицы и их птенцы», «Экзотические птицы»,

- Просмотр видеофильмов с птицами дикой природы, как они живут, чем питаются, как защищаются

- Игра путешествие «Экскурсия на ферму к д. Ване» (знакомство с жителями фермы).

Речевое развитие - продолжать знакомить с художественной литературой по теме проекта; поощрять проявления словотворчества у детей; пополнять активный словарный запас, активизировать пассивную речь детей, расширять представления дошкольников о жизни перелетных и зимующих птиц, развивать связную речь при составлении описательных рассказов по теме, развивать умения выразительно читать стихи. Формировать умения составлять небольшие рассказы на предложенную тему. Совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать умение выступать перед другими детьми, презентовать свои знания.

• Словесные игры: «Назови по порядку»; «Кто у кого?»; «О чем думают животные?»; «Назови семью»; «Подбери словечко»; «Кто как голос падает»; «Назови ласково».

• Составление рассказов из личного опыта. Рассказы по картинке.

• Пересказ народных сказок, прочитанных в семейном кругу;

• Речевые игры: «Назови, кого не стало», «Один - много», «Скажи наоборот», «Подбери словечко»;

• Чтение русских народных сказок: «Курочка, мышка и тетерев», «Кочеток и курочка», «Журавль и цапля», «Лиса и тетерев», «Байка про тетерева», «Как волк птичкой стал», «Гуси - лебеди», «Урок дружбы», «Сорока», «Соловей», «Дюймовочка».

• Рассказы К. Д. Ушинского «Ласточка», М. Горький «Воробьишко». Стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы». В. Бианки «Синичкин календарь», С. Микитов «Снегири».

• Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».

• заучивание стихотворений про птиц: по выбору родителей (каждый ребенок выбрал себе птицу, а родители подбирали стихи)

• Просмотр видеосказок:

Художественно-эстетическое: Развивать мелкую моторику, чувство цвета и композиции, глазомер, конструктивные навыки. Совершенствовать умение вырезать овалы из бумажных квадратов и прямоугольников. Формировать умение предвидеть результат, создавая продукты, различные по дизайну и цветовому решению. Развивать музыкальный слух, ритмические движения.

• Лепка персонажа из сказки «Как воробьи кошку перехитрили»;

• Рисование «Весна наступила, птицы прилетели»; по выбору детей

• Аппликация «Снегирь» или «Синица» (по выбору детей).

• Оригами «Грачи прилетели»

• Конструирование из блоков Дьенеша «Скворечник»

• Слушание аудиозаписи «Звуки леса»; «Пение птиц»

• Разучивание песни «Скворушка прощается» Музыка Т. Попатенко. Слова М. Ивенсен; «Воробей». Музыка В. Гречик. Слова А. Чельцова; «Жили у бабуси». Из мультфильма «Два веселых гуся». Обработка Н. Метлова. Слова М. Клоковой;

• Раскрашивание раскрасок про птиц;

• Игра – драматизация по русским народным сказкам «Петушок и бобовое зернышко», «Гадкий утенок», «Колосок»

Физическое развитие: развитие моторики, равновесия, воспитание командного духа, взаимопомощи, напористости.

• Психогимнастика: - изобрази мимикой «Угадай, кто я?»

• Пальчиковая гимнастика: «Перелетные птицы», «Птенчики в гнезде», «Скворечник»; «Шла кукушка»; «Филин», «Птичка в лесу».

• Подвижные игры: «Птички и кошка», «Совушка», «Воробышки и автомобиль», «Птичка и птенчики», «Воробышки и кот», «Кот и воробышки», «Птички в гнездышках», «Птички в гнездышках …», «Третий лишний», «Что за птица».

• Физкультминутки по теме: «Петушок», «Воробей»; «Утка», «Жаворонок», «Гусь», «Снегири», «Цапля»

Социально-коммуникативное: - сформировать знания и представления о жизни перелетных и зимующих птиц; - развивать умение принимать на себя игровые роли; - воспитывать умение контактировать с другими детьми в процессе игры, - расширить представления детей о жизни людей на земном шаре; - дать начальные представления о толерантности (умении принимать, понимать и уважать людей разных национальностей, о правилах общения с окружающими.

Выставка рисунков «Мир птиц»;

Дидактические игры: «У кого кто?»», «Четвертый лишний», «Исправь ошибку», «Называй и сосчитай», «Кто - чем питается», «Назови семью», «Один - много», «Назови ласково», «Кто какую пользу приносит», «Закончи предложение», «Подбери признаки к существительным», «Ле-тает, плавает, бежит», «Сколько птиц спряталось в рисунке?», «Чей клюв?».

Рассказы воспитателя на темы: «Можно ли кормить птиц хлебом? Стоит ли брать «больную» пташку домой? А также что делать, если пернатые залетают к вам домой?»

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта в виде презентации.

Проведение итоговое мероприятия «Пернатые друзья».

«Составление описательного рассказа о птицах по схеме».

4. Результат (продукт) проекта:

Таким образом, наш проект способствовал:

вовлечению в активную работу детей, родителей и педагогов;

развитию познавательного общения со взрослыми;

поощрению познавательной активности;

развитию речевой активности со сверстниками и взрослыми, эмоциональной отзывчивости.

обогащению словаря новыми словами, научились составлять минирассказ по картинкам

сплочению родителей и детей в совместной творческой деятельности.

достижению поставленных задач, получению продукта.

5. Портфолио проекта:

Работа над проектом позволила:

Повысить познавательный интерес и уровень знаний воспитанников о птицах родного края; дети научились правильно подкармливать птиц, отличать пе-релётных птиц от зимующих, составлять описательный рассказ о птицах по схеме, по иллюстрациям; на протяжении реализации проекта у детей развивалась связная, фразовая речь, совершенствовался грамматический строй речи, навык словообразования; у многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Список литературы

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое по-собие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Ва-сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подго-товительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учи-тель, 2008.

6. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Публикации по теме:

Детско-родительский экологический проект «Чудо-бутылка»Детско-родительский экологический проект «Чудо-бутылка» Актуальность проекта: В нашей стране взрослых очень трудно привлечь к сортировке мусора, но если этому мы будем учиться с детства, то.

Детско-родительский экологический проект «К природе прикоснуться можно только сердцем»Детско-родительский экологический проект «К природе прикоснуться можно только сердцем» Тип проекта: исследовательский, познавательно-речевой. Вид проекта: детско-родительский Направление деятельности проекта: экология Участники.

Детско-родительский экологический проект «Вторая жизнь ненужных вещей»Детско-родительский экологический проект «Вторая жизнь ненужных вещей» Актуальность Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир окружает нас: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце… Это природа. Наша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Наши пернатые друзья». Детско-родительский информационно-экологический проект
Опубликовано: 13 января 2025 в 14:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Наши пернатые друзья». Детско-родительский информационно-экологический проект» (включая файлы) размещена пользователем эльза рахматиева (УИ 65617) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД