Елена Рудницкая
Детский вербализм (консультация)
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, характеризующиеся вербализмом, выделяются на фоне сверстников. Они легко и безбоязненно вступают в контакт с незнакомыми, демонстрируя недетскую осведомленность в различных сферах жизни. Но в процессе беседы становится ясно, что мыслят они «штампами». Обладая высоким уровнем развития активной речи, мышление таких детей развито плохо. Их познавательные интересы поверхностны и неустойчивы. Они запоминают только то, что им может пригодиться в беседах. Часто они привлекают к себе внимание, используя в речи сложные словесные конструкции и рассуждая на «недетские» темы. В качестве собеседников дети предпочитают взрослых, которые по достоинству могут оценить их «эрудицию». Со сверстниками они малообщительны, т. к. у детей характеризующихся вербализмом, интересы узконаправленны, а специфические детские виды деятельности развиты плохо.
Публикация «Детский вербализм (консультация)» размещена в разделах
Самооценка таких детей, как и уровень притязаний достаточно высоки. Они охотно берутся за дело, но чаще всего благие намерения заканчиваются пространными рассуждениями.
Их общение носит формальный характер, т. к. их не интересует собеседник со своими чувствами и переживаниями. Такие дети ищут лишь объект, который мог бы по достоинству их оценить, которому они могли бы продемонстрировать свое превосходство.
Развитие такой личностной деформации, как вербализм, стимулируется близкими взрослыми, приписывающими своему ребенку сверхталанты. Одной из возможных причин формирования вербализма является неосознаваемый родителями акцент на развитии речи ребенка в ущерб детским видам деятельности, в том числе и игре, которая отвергается как несерьезное время препровождения. Родители включают ребенка во взрослые разговоры, поощряя его серьезность. Они ошибочно полагают, что высокий уровень развития речи ребенка свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития в частности и личности в целом. От такого воспитания страдает, прежде всего, нравственная сфера личности ребенка, который не умеет адекватно оценить себя и других, у него нет настоящих друзей и привязанностей, «детскость» всячески подавляется установками взрослых. В группе сверстников эти дети занимают позицию стороннего наблюдателя, т. к. их игровые навыки неразвиты.
Родители должны понять, что ребенку необходимо дать возможность быть ребенком. Важно развивать навыки продуктивных видов деятельности
(рисование, лепка и т. п., стимулировать интерес к сверстникам. Постепенно переориентировать ребенка, учить его ценить в людях доброту, честность. Естественно родители должны начинать с собственных оценок.