Ирина Клевцова
Детский технопарк «Кванториум» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
С октября 2021года МДОУ «Детский сад № 5 «Малыш» город Касли Каслинского муниципального района имеет статус муниципальной инновационной площадки по теме «Кванториум на базе дошкольной образовательной организации как средство развития дошкольника».
Детский технопарк «Кванториум» в детском саду был организован в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование
Публикация «Детский технопарк „Кванториум“ в детском саду» размещена в разделах
Основная идея создания «Кванториума» заключается в создании современной интерактивной образовательной среды, лабораторного комплекса с современным оборудованием, позволяющим реализовывать программы и проекты, ориентированные на развитие технического творчества и познавательно-исследовательской деятельности (или исследовательского поведения) дошкольника в естественной форме, в виде так называемого "детского экспериментирования" с предметами или «вербального исследования» ( когда ребенок задает взрослому вопросы исследовательского типа: почему? зачем? как).
Мы окрыли для дошкольников научные лаборатории и творческие мастерские («квантумы», где начиная с младшего возраста дети знакомятся с конструированием, моделированием, проектированием и проводят свои первые естественно-научные эксперименты.
Занятия в квантумах направлены на развитие ранней профориентации. Будущие ученые, конструкторы, инженеры, экологи развивают изобретательское и экологическое мышление, приобретают навыки работы над проектами, учатся правильно ставить задачи и решать их, работать в команде.
Робототехника, легоконструирование, тикомоделирование, экология, детские лаборатории юного исследователя, образовательные проекты «Азбука профессий» «Финансовая грамотность», применимы на сегодняшний день во всех дошкольных образовательных организациях.
Инновационность идеи заключается в объединении перечисленных направлений развития детского творчества в единую концепцию. Мы стремимся создать единое пространство для юных исследователей дошкольного возраста, оснащённое современным цифровым и игровым оборудованием, которое отвечает требованиям современной государственной политики в сфере образования.
Как организовать образовательное пространство?
В каждой группе детского сада есть Центр игры. В рамках реализации нашего проекта мы пополнили игровые уголки групп развивающими играми в соответствии с направлением работы в квантумах.
Так, в «Тикоквантуме» одной из подготовительной групп используют конструктор объёмного моделирования Тико. Здесь дошкольники осваивают Тикомоделирование.
Тикоконструктор - доставляет ребёнку много приятных минут, позволяетсоздать много разнообразных тематических фигур конструкций, открывает неведомые ранее творческие спопобности ребенка, укрепляет детские пальчики и кисти. Набор ТИКО способствует развитию мелкой моторики рук, формирует умения фантазировать и изобретать!
В «Легоквантуме» другой подготовительной группы используют лего-конструктор «Эрудит». Здесь дошкольники занимаются Лего-конструированием.
Знакомятся с конструированием, простыми механизмами и соединениями. Конструктор LEGO Education развивает логику и мышление, коммуникативные навыки, интерес к наукам, инженерию и проектирование, моторику и ловкость, творческое мышление, навыки ведения проектов.
В «Робоквантуме» старшей группы ребята изучают основы робототехники, осваивая КОНСТРУКТОР ROBOT SET.
Собрать по инструкции 12 роботов у ребят получается без труда! Погружение в мир фэнтези и робототехники полезно : играя, дети приобретают новые знания в геометрии, механике, моделировании. Занятия с таким конструктором позволяют развить технологические и инженерные знания, творческие способности, открывают возможности абстрактного и пространственного мышления.
В «Энерджиквантуме» средней группы дети осваивают электронный конструктор «Знаток» : Первые шаги в электронике»
В рамках работы этого квантума проходит проведение естественно – научных опытов:
• Эксперименты с источниками света и звука, знакомство с принципами распространения и преломления света, отражением в зеркале и стекле, цвет света, линзы,
• Эксперименты со звуком: откуда возникает звук, как можно увидеть и почувствовать его, как сконструировать забавный телефон,
Опыты с магнитами продемонстрируют, как работает магнит, что сила притяжения и способность намагничивать другие предметы у разных магнитов разная.
В «Экоквантуме» второй младшей группы организована лаборатория юного исследователя.
Здесь дети совершают настоящие научные экспедиции и проводят исследования окружающего мира. Знакомятся с погодными явлениями, с помощью различных приборов, измеряющими погодные условия и с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время. Проводятся экологические занятия на тему знаний времен года, природных явлений и т. д.
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста одно из важных направлений современного дошкольного образования. Путешествуя, играя с «Азбукой профессий» наши воспитанники узнают много нового и интересного.
С первой младшей группы организуется образовательные проекты в «Профиквантуме» по знакомству детей с профессиями, а в старших группах по основам финансовой грамотности.
Модель детского технопарка «Кванториум» создана в МДОУ «Детский сад № 5» на основе существующих объединений дополнительного образования и строится по принципу проблемного обучения в свойственном ребенку дошкольнику формате игры.
Образовательное пространство технопарка включает в себя 6 творческих лабораторий для детей дошкольного возраста, которые реализуются в следующих квантумах : «Тикоквантум», «Энерджиквантум», «Легоквантум», «Робоквантум», «Профиквантум», «Экоквантум».
Особенность нашего детского технопарка «Кванториум» в том, что развивающие игры одного квантума возможно внести в деятельность другого квантума. Таким образом, происходит интеграция образовательных лабораторий (квантумов) всех групп детского сада.
Деятельность детского технопарка «Кванториум» для детей дошкольного возраста ориентирована на осуществление следующих видов деятельности:
разработка и реализация дополнительных образовательных общеразвивающих программ и проектов технического и естественно-научного содержания, соответствующих возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста
организация игровых практикумов, моделирующих особенности различных инженерных и рабочих профессий
организация образовательных лабораторий (технического и естественно-научного профиля)
знакомство детей с различного рода технологическим оборудованием, которое используется в исследовательской и технической деятельности
обеспечение средствами обучения
создание и использование медиатеки
организация фестивалей, конкурсов («Мир профессий, «Мои первые изобретения», «Экология в рисунках», выставок-презентаций детского творчества в рамках реализации проектов «ТЕМП», «ЭКОТЕМП».
сопровождение индивидуальных и групповых представлений детьми результатов поисковой, конструктивно-модельной деятельности, создание банка детских идей, находок и предложений, организация совместной поисковой, конструктивно – модельной деятельности детей и их родителей
обеспечение доступа общественности (педагогической, родительской) к нормативной и методической документации, регламентирующей организацию деятельности детского технопарка.
Создавая технопарк в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации, мы решаем задачи преемственности начального и дошкольного образования и готовим выпускника детского сада, который завтра придет в детские технопарки «Точки роста» и «Кванториумы» для школьников. Такому ребенку будет легче адаптироваться и реализовывать свои знания в современных условиях.
Ожидаемый социальный эффект деятельности образовательного технопарка
Создание детского технопарка «Кванториум» в рамках дошкольной образовательной организации в системе интеграции шести лабораторий – «квантумов» показывает:
• Видоизменилась развивающая предметно-пространственная среда.
• Разработаны образовательные практики технической и естественно-научной направленности с использованием современных образовательных конструкторов и опытно- экспериментальных наборов
• Сформированность инновационного пространства и ранней профориентации детей дошкольного возраста, их панорамных представлений о рабочих и инженерных профессиях, способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к профессиям.
• Получение нового опыта и освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно- научного и технического направлений
• Воспитанники дошкольного учреждения принимают участие в конкурсах разного уровня естественно-начного и технического направлений, становятся победителями и призерами.
• Социальный эффект мы видим в заинтересованности общеобразовательных организаций в выпускниках дошкольного образования, получивших опыт в проектной, конструктивно-модельной, поисковой, исследовательской деятельности по естественно - научному и техническому направлениям.
• Социальный эффект для родителей воспитанников мы видим в наличии образовательного пространства для реализации детской активности и творчества.
Подводя итог, хочется отметить, что организация детского технопарка «Кванториум» позволяет дошкольному учреждению создать единое образовательное пространство для реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ и современных образовательных технологий дошкольного образования.
Создание детского технопарка в дошкольной образовательной организации процесс творческий и увлекательный. Стоит только захотеть и проанализировать имеющиеся ресурсы.