Татьяна Ивановна Терещенко
Сценарий детского спектакля «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. Бажова. ко Дню рождения писателя
▼ Скачать + Заказать документы
Детский спектакль «Малахитовая шкатулка»по сказам ПП. Бажова. Ко дню рождения П. П. Бажова 27января.
Цель: Подведение итогов проектной деятельности в игровой форме. Развивать интерес к драматизации путем активного вовлечения детей в театрализованную игру, развивать желание попробовать себя в различных ролях, развивать речь, творческие способности, стремление импровизировать, фантазировать, имитировать характерные действия персонажей.
Темочки:
- Бажов П.П.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Задачи: Воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, прививать уважение к людям трудовых профессий
Закреплять знание героев некоторых сказов П. П. Бажова
Развивать память (при разучивании стихотворений)
Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
Жанр мероприятия: творческая встреча.
Направление мероприятия: духовно-нравственное.
Оборудование: Русские народные костюмы для девочек, мальчиков и воспитателя, накидки для девочек. Костюм для Дарёнки.
Аудиозапись. Предметы старины для образовательной деятельности (рушники самовар, платки, кружева, деревянная расписная посуда, печка, костёр, компьютер, проектор, музыкальный центр (Презентация)
Категория участников – дети подготовительной группы (6-7 лет) и их родители.
Предварительная работа:
Чтение сказов П. П. Бажова и просмотр мультипликационных фильмов по ним. «Великий полоз», «Серебряное копытце», «Таюткино зеркальце», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Огневушка- поскакушка» и другие.
Спектакль : «Малахитовая шкатулка»
Звучит музыка, в правой стороне сидит бабушка на лавке, вяжет крючком. Входят две девочки.
1Девочка: Бабушка, бабушка. Можно мы в твоей шкатулке бусики посмотрим?
Бабушка: Можно, только не порвите.
Девочки начинают перебирать бусы в шкатулке, которая стоит на столике.
1Девочка:Смотри какие бусы. (одевает зелёные бусы на шею)
2Девочка: А у меня красивее. (одевает голубые бусы на шею)
1Девочка:Почему это красивее? Видишь какие они зелёненькие, как травка. Это мой любимый цвет.
2Девочка: Ну и что, зато у меня голубые. И на солнышке переливаются. Вот выйду я в них на улицу, сразу все обзавидуются.
1Девочка: Давай еще бусики посмотрим.
2Девочка:Давай.
1Девочка:(Берёт золотые бусы) Смотри, какие, как у Королевы.
2Девочка: Ну и что, мои всё равно лучше.
1Девочка: Почему ты всегда споришь? Давай у Бабушки спросим, кто красивее.
2Девочка: Давай, вот увидишь, что я! У меня бусы лучше.
Вместе хором: Бабушка, бабушка, кто из нас красивее?
Бабушка: Ой, да обе вы мои красавицы. Обе, вы мои хорошие.
1Девочка: А бусы у кого лучше?
Бабушка: А бусы сами по себе хорошие. И каждые бусы могут рассказать свою историю, каждый камушек.
2Девочка: А мы такие истории не слышали.
Бабушка: Знаете, кто хочет услышать, тот обязательно услышит.
Обе хором: Бабушка, расскажи!
Бабушка: Ну, что ж. Давайте мою шкатулку, да присаживайтесь поудобней. (Девочки садятся на лавку, ставят шкатулку Бабушке на колени) Ну, что ж, мои дорогие внученьки. Живем мы с вами в сказочном красивом месте, Уралом называется это место.
Не зря, древние народы, называли это место центром земли. Есть такое поверье, что когда-то Бог перетянул своим поясом самоцветным хрупкую землю. И превратили этот пояс в Уральские горы, полные самоцветов, камней и золота. Вот так.
2Девочка: А мои бусы о чем расскажут (Показывает на себе голубые бусы)
Бабушка: А твои, бусики, (называет имя девочки) расскажут о Голубой змейке.
Ну вот. Жили в одной деревне два парнишушечка. Жили они дружненько, не ругались никогда. Одного звали Ланко Пужанко, а другого Лейко Шапочка. Кто их так назвал, я и не знаю. Были они в ровень. И росточком в ровень, и умишком вровень и силушкой тоже вровень. Игр раньше было много, но не таких, как сейчас у вас. У вас чо теперича, компьютеры, раньше чо, они в городки играли, по горам лазили. А само то интересно, когда весна то наступает, то ручейки-то бегут, и все делают запруды, чтоб кораблики пускать. И вот, было дело так.
Выходят два мальчика, на плече лопата. Одеты в рус. нар костюмы, сапожки (от богатырей) картузы на голове. Ставят лопаты, начинают копать.
1Мальчик (Лейко) : Вот, хорошее место, запруда здесь знатная будет.
2Мальчик (Ланко) : Ага.
1Мальчик: Я хлебушко с собой взял, давай поедим, а потом поработаем.
2Мальчик: Давай.
1Мальчик: (снимает с плеча холщёвую сумку, кладёт на землю, мальчики приседают, достаёт хлеб, разламывает, едят) Тятька мой сказывал, что есть в наших краях Голубая змейка. Ростом не больше четверти, и до того лёгонькая, будто в ней вовсе никакого весу нет. По траве идёт, так ни одна былинка не прогнётся. А бежит то она как! Свернётся колечком, головёнку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает. Да так бойко, что не догонишь её. Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная.
2Мальчик: А он её видел?
1Мальчик: Нет, не видел. Когда змейка двоим покажется, либо целой артели, тогда вовсе чёрная беда будет. Все перессорятся, и такими ненавистниками друг другу станут.
У меня отец на каторгу ушёл из-за этой голубой змейки.
2Мальчик: А где она показаться может?
1Мальчик: А везде может: в лесу, и в поле, в избе, и на улице. Да ещё сказывают, будто она человеком прикидывается.
2Мальчик: Хватит пугать. Давай лучше будем копать, запруды для наших корабликов делать.
1Мальчик: Давай. Ты налево иди, а я направо пойду. (Берут лопаты, начинают копать) Смотри-ка у меня!
2Мальчик: А у меня! Хоть завод строй!
1Мальчик: Эй-ка, эй-ка, Голубая змейка! Объявись, покажись! Колесом покрутись (Обходит лопату)
2Мальчик: Лейко! Гляди-ка, вон она Голубая змейка!
1Мальчик: Что ты орёшь, как оголтелый! Я и глазки разглядел!
2Мальчик: А я и хвостик видел. Она им как упрётся, и подскочет.
1Мальчик: Ты думаешь я не видел (Побежал с лопатой, начал копать) Сейчас тут золото будет.
2Мальчик: Что ты делаешь, загубишь себя (Оттолкнул) Тут поди-ка чёрная беда рассыпана!
1Мальчик: (копает) Копай лучше, здесь точно золото будет.
2Мальчик: Не пущу в том месте рыться. (отобрал лопату) Себя загубишь. Надо с другой стороны. Сгинешь там. (Потасовка на земле)
1Мальчик:Сам видел, как в сторону чёрная пыль сыпалась.
2Мальчик (встают) Хватит тебе драться, нас змейка рассорила.
1Мальчик:Точно! Как она нам головы вскружила. Обоим нам показалось, а к месту-то не подступишься. В следующий раз не прогневайся, не позовём.
2Мальчик: Лейко, пойдём от греха подальше, а то опять раздерёмся.
1Мальчик:(берёт лопату) Пойдём. И больше сюда никогда не придём.
(Пошли. За плечи обнялись)
Бабушка: Больше она им и не показывалась. Но мальчишки были очень везучие. Видать запомнила она их дружбу верную.
1Девочка:(Берёт камушек, показывает) Бабушка, а о чем этот камушек расскажет?
Он такой красивый, как огонёчек.
Бабушка: А этот (называет имя девочки) расскажет про девочку Огневушку-Поскакушку, и мальчика Федюньку.
2Девочка: Это как? Так не бывает, ведь.
Сидят старатели вокруг костра. Дед Ефим, отец Федюньки и мальчик Федюнька у костра с палкой для костра.
Бабушка: Сидели раз старатели вокруг костра в лесу, с ними был и парнишечка, Федюнькой звали. Слушали рассказы Деда Ефима. Много в жизни его разных случаев было, вот он и рассказывал, а старатели его слушали.
Отец Федюньки: Ложился бы ты спать, Федюнька.
Федюнька: Погоди, тятенька, я ещё посижу, послушаю, интересно мне.
Забегает Огневушка Поскакушка, прыгает через костёр «Фьють!» и убегает. Старатели закрывают лицо руками. Филин ухает (фонограмма)
Федюнька: Ой, тятенька, кто это был?
Отец Федюньки: Филин, кто ещё! Разве не слыхал, как он ухает?
Федюнька: Да не про Филина я, его- то я знаю, и не капельки не боюсь, ты мне про девчонку расскажи.
Отец Федюньки: Какую такую девчонку?
Федюнька: Да, девчонка из костра выскочила, и давай плясать. Да вы всё и сами видели.
Дед Ефим: Я вначале думал, что померещилось, значит это и есть Огневушка- Поскакушка, так вот же она. Все, кроме Федюньки убегают в зрительный зал, («Чур, меня, чур меня»)садятся на стулья.
В зал забегают Огневушка-Поскакушка и Огонёчки.
Танец «Огневушка-Поскакушка»
Подходит к Федуньке. Огневушка-Поскакушка: Ну, понравилась я тебе?
Федюнька: А то!
Огневушка-Поскакушка: Ты не смотри на меня, что я такая маленькая, да пригожая. Только характер у меня капризный и скверный.
Федюнька: Поди, не хуже, чем у мачехи моей?
Огневушка-Поскакушка: А если хуже?
Федюнька: Так хуже не бывает!
Огневушка-Поскакушка: А я знаю, о чём ты давича мечтал?
Федюнька: О чём же?
Огневушка-Поскакушка: О дружбе со мной!
Федюнька: Ну, вот ещё!
Огневушка-Поскакушка: Ах, если бы была у меня подружка плясунья. Поехали бы мы с ней на ярмарку. Она бы плясала, а я бы на гармошке играла. То-то весело.
Федюнька: Ну, вот ещё!
Огневушка-Поскакушка: А ты на гармошке-то играть умеешь, Ярмарку?
Федюнька: Раньше хорошо играл, а как мамка умерла, и папка на мачехе женился, так она у меня гармошку отобрала, и на сапоги себе выменяла. Теперь не скажу, хорошо играю, или нет.
Огневушка-Поскакушка: А за что она так с тобой?
Федюнька: Нечего перед людьми выкоблучиваться, надо делом заниматься. Так она и сказала.
Огневушка-Поскакушка: А ты, я смотрю, не унываешь.
Федюнька: А чего мне унывать то? Когда с тятей на прииске живём, лес кругом. Люди все интересные. Сказки по ночам рассказывают. Чем не жизнь?
Огневушка-Поскакушка: А что бы ты за дружбу со мной, дал, Федюнька?
Федюнька: Да я бы всё отдал, только нет у меня ничего.
Огневушка-Поскакушка: И всё бы на свете вытерпел?
Федюнька: Ну, этого я тебе не скажу, но держался бы до последнего!
Огневушка-Поскакушка: И насмешек бы людских не испугался?
Федюнька: А чего надо мной насмехаться, ничего у меня смешного нет. Чай не лопоухий какой.
Огневушка-Поскакушка: А вот это мы и посмотрим, Федюнька. Коли не испугаешься, и всё ради мечты своей вытерпишь, стало быть, мы с тобой ещё свидимся. А теперь пойдём, в знак нашей дружбы, я тебе хочу что-то подарить.
Федюнька: Пойдём!
Бабушка: И подарила она ему лопату. А лопата-то непростая, летом эта лопата показала, где золото хранится. Вот так!
2Девочка: А я ещё слышала, что какой-то козёл волшебный в наших краях был?
Бабушка: Да, действительно, был волшебный козёл. А следующая сказка как раз про него и будет. Жил-был охотник, старик по прозвищу Кокованя. И взял он себе, сиротку, Дарёнку, и кошку Мурёнку. Ох, любила она слушать Кокованины сказки.
1Девочка: Как ты, Бабушка, также рассказывал?
Бабушка: Он рассказывал даже лучше меня. И любила Дарёнка те сказки слушать. Но самую любимую сказку «Серебряное копытце».
На печке сидит Дарёнка, с Кошкой.
Дарё нка: Вот и ушёл Кокованя, скучно без него будет, кто нам сказки будет рассказывать? ( Муренка: Мур,МУР) Да ладно, не переживай, Мурёнка, он же ненадолго.
Вон сколько мяса насолил, перевозить ведь надо. А нам с тобой веселее, и изба у нас крепкая. Деда сказывал, что в Полдневской стороне козлы пасутся. А может и Серебряное копытце там? Как мне его увидеть хочется. Ночь то какая светлая, звёзды, как угольки в печи. Далеко всё видно. Ой, смотри, вроде как комочек катится! Ой, да это же Козёл! Ножки тоненькие, а на рожках по пяти веточек. Нет никого. Видно задремала я, мне и показалось.
Кошка Мурё нка: Мур, правильно говоришь, правильно.
Дарё нка: Деда сказывал, что тот Козёл особенный. У него на правой ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, дорогой камень появится. Раз топнет, один камень, два топнет, два камня. А где ножкой бить станет, там груда дорогих камней. (Дарёнка одевает шаль, подбегает к экрану, на нём изображено Серебряное копытце)
Бабушка: Выбежала Дарёнка из избы то, а перед ней стоит Козёл. Ножку поднял, а на ней серебряное копытце. И он этой ножкой бьёт то, бьёт то, бьёт. А камушки из-под неё разноцветные: красные, зелёные и синие. Так и летят.
«Танец Самоцветов»
Бабушка: В этой поре пришёл Кокованя. Стоит, смотрит, а избу-то узнать не может. Вроде своя, а вся драгоценными камнями покрыта. Вот такая сказка про Серебряное копытце. Правда это, или неправда, я не знаю. Но всё ещё до сих пор по тем тропкам находят разноцветные камушки. Ну что, мои хорошие внученьки, спать пора. Вот и сказке конец, сказку кто слушал : Молодец!