юлия шестакова
Детский сад и семья — территория партнерства
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям. Дети– будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети - не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» - (Януш Корчак)
Публикация «Детский сад и семья — территория партнерства» размещена в разделах
С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком родителям, Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, мы используем такие формы работы с дошкольниками как: беседы, игры, экскурсии, досуги, развлечения, совместную деятельность воспитателя с детьми, общение детей со сверстниками и взрослыми. Правовое воспитание старших дошкольников, предусматривает широкое использование разнообразных средств и методов: этические беседы, чтение художественной литературы (рассказов, стихотворений, сказок, рассматривание иллюстраций, составление рассказов, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности (сюжетно-ролевых игр дидактических игр, игр-драматизаций); наблюдение и самонаблюдение, упражнение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа с детьми.
После анализа данных анкетирования, оказалось, что многие родители вообще ничего не знают о Конвенции ООН о правах ребёнка, поэтому нами разработан план и проводится работа в данном направлении.
В план работы по правовому образованию родителей мы включили:
-проведение цикла бесед, консультаций, анкетирования, круглых столов, дни открытых дверей, родительских собраний, досугов для детей и взрослых по теме «В гостях у Конвенции», «Как воспитывать ребёнка», «Ребёнок тоже имеет права».
На совместной встрече родителей, детей, педагогов (родительском собрании, родители имели возможность познакомиться с историей создания Конвенции ООН о правах ребёнка, с нормативно-правовыми документами по охране детства, а также обсудить сложные педагогические ситуации, поделиться опытом семейного воспитания. Родителям было предложено ответить на вопросы анкет: «Какой вы родитель?», «Уголок ребёнка дома», «О наказании» с целью выявления возможных нарушений прав детей в семье. Для ознакомления и внедрения в семейную практику для родителей был оформлен наглядно-информационный стенд «Ребёнок и его права», в котором размещены нормативно правовые документы по охране прав детства.
Была подготовлена выставка творческих работ родителей и детей по ознакомлению с Конвенцией под общим названием «Право на любовь».
Предложено поработать со сказкой (в каждом литературном произведении можно найти правовой аспект).Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Цветик-семицветик», «Буратино», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Снежная королева» и др.
Были даны домашние творческие задания родителям на тему «Домашние обязанности вашего ребёнка», сочинение «Мой ребёнок», придумать и нарисовать эмблему к макету книги «Конвенция о правах ребёнка», создать альбом «Герб моей семьи». Родители так же откликнулись на участие в конкурсе семейных газет на тему «Под крышей дома моего», где отразили свой совместный отдых, труд, увлечения. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьёй жизненно необходима, ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребёнок самореализовался, развивая свои творческие способности. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом он должен лично участвовать.
Своим опытом работы на региональной открытой научно-практической конференции в посёлке Сергиевск Самарской области поделилась воспитатель детского садана тему :«Детский сад и родители - территория партнёрства», данный проект был рекомендован для реализации педагогам в ДОУ по работе с родителями. Мы активно используем разнообразные нетрадиционные формы совместной деятельности родителей и детей: в детском саду проводятся родительские собрания «Семья здоровый образ жизни», «Семья на пороге школьной жизни», «Что мы знаем о правах ребёнка», «Мы любим природу». В младших группа проводятся круглые столы на тему : «Знаете ли вы своих детей», «Чем занять ребёнка дома», «Мудрый родитель».
Ежегодно проводим выставку стенгазет «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни». Живой интерес и даже удивление родителей вызвала стенгазета «По секрету — всему свету», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны : новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках мы заранее вывешиваем яркое сообщение и они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки т. д. Проведение интересных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. По итогам конкурсов обязательно происходит награждение победителей, поощрение самых активных участников. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Традиционным в группах является праздник, посвящённый Дню Матери. Совместно с музыкальным руководителем, старшим воспитателем разработали сценарий, подготовили необходимые атрибуты, музыкальное сопровождение. Для мам и детей было дано домашнее задание «Расскажи о своей семье». На занятии и в свободное время дети рисовали портреты своих мам, делали пригласительные билеты, готовили музыкальные номера, учили стихи. Подготовили фотовыставку «Самая лучшая мама», медали для различных номинаций («Золотые руки», «Неожиданность», «Пунктуальность») сладкие призыПолучая, таким образом, мощный толчок развития. Укрепляются взаимосвязи между ДОУ и семьями воспитанников, повышается родительская компетентность, появляется возможность изменений в системе взаимоотношений педагог- родитель-ребёнок, где акцент делается на включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных участников.
Несколько коротких правил, чтобы стать хорошим родителем.
1. Любить ребенка таким, какой он есть.
2. Чаще обнимать его.
3. Чаще хвалить.
4. Наказывать ребенка за конкретный поступок, объяснив, что он сделал не так.
5. Обязательно простить. Потому что любить-значит простить.
6. Наказание не должно вредить ни физическому, ни психическому здоровью.
7. Требуйте от ребенка только то, что он может выполнить.
8. Уважайте своего ребенка также, как вы уважали бы взрослого.
9. Главное средство воспитания – это пример родителей
10. Учите ребёнка любить своих близких, родных.
10 правил воспитания здорового ребёнка
1 Соблюдать режим дня как в детском саду так и дома.
2 Ежедневно делать зарядку.
3 Не забывайте следить чтобы ваш ребёнок соблюдал правила личной гигиены.
4 Чаще и в любую погоду гуляйте с ребёнком.
5 Соблюдение полноценного питания.
6 Одевайте ребёнка по сезону.
7 Занимайтесь с ребёнком спортом, катайтесь на лыжах, коньках, велосипеде.
8 Оборудуйте для ребёнка спортивный уголок.
9. Проследите за временем просиживания перед телевизором и компьютером
10. Принцип здорового образа жизни в семье - залог здорового ребёнка.