алёна алексеевна рябко
Консультация «Детский сад и родители»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители должны быть полноценными участниками в воспитательном процессе их детей. Детский сад и родитель во взаимодействии достигнут значительных результатов в процессе воспитания детей.
Они должны принимать участие в разработке программы, в ее реализации. Также от них ожидается участие в мероприятиях детского сада, в образовательной деятельности. Они должны способствовать тому, чтобы их ребенок имел условия для полноценного развития.
Мы считаем, что успешность формирования личности дошкольника во многом зависит от того, насколько тесно образовательное учреждение взаимодействует с его семьей.
Темочки:
Важно понимать, что взаимодействие и работа – это два разных термина. Работа с семьей является лишь малой частью взаимодействия с семьей.
Понятие «взаимодействие»
Часто под взаимодействием подразумевают обычное распределение ролей между воспитателями и родителями так, чтобы добиться общих целей. Но взаимодействие подразумевает также контроль и обратную связь. Важно, чтобы сотрудники детского сада осуществляли ненавязчивый контроль ситуации в семьях.
Помимо прочего, взаимодействие с семьей – это еще и открытое обсуждение, обмен чувствами, общение с родителями ребенка. Согласно работам И. М. Марковской взаимодействие с семьей ребенка проявляется в единстве воспитательного процесса, который можно построить только в том случае, если и родители, и воспитатели имеют одинаковое к нему отношение.
В других источниках указывается то, что учительская роль воспитателя в детском саду имеет определенные особенности. Он должен поддерживать формальное и неформальное взаимодействие с родителями. Для этого ему нужно быть очень тактичным, нужно со вниманием слушать родителей, уважать их позицию. При этом нельзя допустить назидательной интонации во время общения с членами семьи детей.
Намного полезнее будет вступить с ними в равные отношения, основанные на доверии.
Детский сад и родитель — трудности взаимодействия с родителями
Авторы некоторых работа пишет о том, что у воспитателей часто возникает некоторые трудности в вопросах взаимодействия с родителями.
Часто родители могут обладать слабым развитием социальной культуры. Они не понимают, насколько ценно воспитание их ребенка именно в дошкольный период.
Многие родители не осознают, что именно они должны быть заказчиками организации процесса воспитания их детей. Именно они должны оказывать влияние на содержание образовательной программы в детском саду. Часто родителей даже не интересует, что происходит с их детьми в стенах детского сада. С другой стороны, воспитатели также часто не знают того, в каких условиях растет ребенок дома.
Часто педагоги не воспринимают родителей как партнеров. Они часто считают, что и родители тоже являются объектами воспитания. На самом же деле детский сад только в том случае сможет полностью удовлетворить потребности ребенка, если будет представлять собой открытую для родителей образовательную и воспитательную систему.
Для родителей должна быть открытой возможность в любое время без препятствий познакомиться с условиями пребывания их ребенка на территории детского сада. Он должен владеть информацией о том, какие подходы к воспитанию имеют педагоги. Он должен принимать активное участие в жизни группы. Обычно, если понаблюдать за ребенком в непривычной обстановке, то можно многое о нем узнать.
Семья в процессе сотрудничества
Большую работу в сфере взаимодействия детских учреждений с семьями провел В. А. Сухомлинский. Они утверждал, что до обучения в школе дети воспринимают себя частью семьи.
Они оценивают самих себя, опираясь на то, что говорят о них их родители. Поэтому чтобы успешно развивать личность ребенка, нужно поддерживать прочную связь с его семьей, развивать доверительные взаимоотношения с родителями.
Детские образовательные учреждения должны наладить сотрудничество с родителями и сделать это одной из основ своей работы. Важно, чтобы позиции обеих сторон имели равное значение. Нужно уважать мнение родителей, учитывать их индивидуальные особенности.
Взаимодействие с семьей выражается не просто в том, чтобы вместе с ней что-то делать. Важно добиться настоящего взаимопонимания, научить доверять друг другу. Родители и воспитатели должны положительно влиять друг на друга.
Важно учиться активно работать вместе с родителями, совершенствуя педагогический процесс.
Детский сад и родитель — как организовать сотрудничество?
Важно, чтобы родителей объединяли с воспитателями общие интересы, взгляды на воспитательный процесс, даже дружеские отношения. Очень важно, чтобы родители положительно воспринимали педагогический коллектив, были развиты эмпатические отношения. Это идеал, к которому нужно стремиться.
Согласно 18 статье в законе «Об образовании» родители обладают самой большой ответственностью за воспитание их детей. Именно они являются первыми и главными учителями для ребенка. Именно они несут ответственность за формирование его личности. Невозможно воспитывать детей, не привлекая к этому процессу их родителей.
Главная задача детского сада заключается в том, чтобы сохранять физическое, психическое здоровье ребенка, развивать его умственные способности и творческий потенциал, предоставить его детям все необходимое для формирования личности.
Чтобы достичь положительного эффекта, нужно все время взаимодействовать с родителями. Только через тесное сотрудничество детский сад и родитель помогут малышу адаптироваться к социальной действительности.
Анализ взаимодействия с семьями
Проведя анализ тематической литературы, мы определили, что сегодня взаимодействие с семьями детей изучается достаточно широко. Причем этому вопросу уделяет достаточно времени как педагоги, так и психологи.
Например, Т. Данилина подробно пишет о том, какие трудности могут помешать развивать полноценное взаимодействие с родителями детей.
Т. Антонова описывает систему методически подходов, благодаря которым можно правильно организовать сотрудничество педагогов семьями.
Н. В. Глушко посвятила некоторые работы тому, чтобы опубликовать конкретные методики решения этой проблемы.
Выстраивание отношений с родителями – не всегда легкий процесс. Обычно трудности могут возникнуть из за того, что обе стороны имеют неоправданные ожидания друг ко другу. Родители, к примеру, могут не доверять воспитателям. Либо педагоги некорректно проводят работу с семьями детей.
Если возникают взаимные недопонимания, то это создает дополнительные трудности для самих детей.
Исследование тематической литературы подтвердило, что есть потребность в том, чтобы найти новые методы взаимодействия с родителями дошкольников. Очень важно создавать и использовать такие подходы и методы, которые позволят ненавязчиво включить в работу образовательного процесса семьи детей.
Благодаря этому можно решить модернизационные задачи, стоящие сегодня перед всей образовательной системой. Поэтому мы считаем, что поиск и внедрение эффективных приемов работы представителей детского сада с родителями дошкольников очень актуальны.
Формы сотрудничества с родителями
Формы сотрудничества – это организация различных мероприятий и видов деятельности, в которых принимают участие сотрудники ДОУ и члены семьи дошкольников. Главная цель этого – развить прочные взаимоотношения между детьми, воспитателями и родителями, основанными на доверии.
Важно, чтобы детский сад и родитель, каждый участник процесса чувствовал себя частью единой команды, которая пытается достичь общей цели. Необходимо открыто обсуждать возникающие проблемы и находить способы их совместного решения.
Помимо поиска новых методов сотрудничества, педагоги должны как можно лучше использовать уже имеющийся опыт взаимодействия с родителями.
Старые классические методы могут принести результат, если приспособить их к современным социальным и экономическим тенденциям.
Очень важно, чтобы детский сад и родитель, работая друг с другом испытывали друг ко другу доверие и взаимное уважение. Воспитатель должен знать и учитывать то, в каких условиях ребенок воспитывается дома. Родители же должны быть заинтересованы тем, что происходит с их малышом в стенах детского сада.
Нужно, чтобы обе стороны старались поддерживать контакты друг с другом.
Это позволит выстроить партнерские отношения с каждым участника воспитательного процесса.
Говоря о новых формах организации сотрудничества с родителями, мы имеем в виду модернизацию взаимодействия. Если раньше взаимодействие имело цель лишь передачу информации и пропаганду среди родителей, то сегодня необходимо развивать межличностные отношения. Необходимо приходить к общему диалогу, в котором все стороны равны.
Итак, сотрудничество детского сада с семьей – это организация разных видом совместной деятельности, равноправное общение. Никто не осуществляет контроль и никто не берет на себя функцию руководителя процесса.