Анастасия Грачева
Детский исследовательский проект «Кто придумал светофор?»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую, как безусловную ценность.
Публикация «Детский исследовательский проект „Кто придумал светофор?“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Светофор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте следует с раннего детства.
Тема нашего проекта «выросла» сама – собой, в одной из бесед с детьми о ПДД, Ульяна Пискунова задала вопрос, «Кто придумал светофор?». И в самом деле, мы очень много и часто говорим с детьми о ПДД, но не задумывались, а кто придумал светофор, дорожные знаки. Так и начался наш проект «Кто придумал Светофор?».
Цель взрослого при работе над проектом:
Формирование у детей основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Цель ребенка:
Изучение истории возникновения светофора.
Задачи взрослого при работе над проектом:
- обобщать и расширять знания детей о правилах дорожного движения;
- развивать осторожность, внимательность и осмотрительность на дороге;
- воспитывать культуру поведения на улице.
Задачи ребенка:
- расширять знания о правилах дорожного движения;
- изучить историю возникновения светофора;
- рассмотреть светофоры нашего города;
- изготовить макет светофора.
Методы и приемы исследования:
- поисковая работа с интернетом;
-экскурсия;
-беседы;
- игры.
Этапы реализации:
Наименование этапа Содержание деятельности
1 этап: подготовительный 1. Сбор информации;
2. Подбор литературы, иллюстрированного материала;
3. Подбор настольно – печатных, подвижных, сюжетно – ролевых игр;
2 этап : основной 1. НОД;
2. Беседы «Твой приятель светофор», «Правила пешехода», «Безопасная улица»;
3. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Если свет зажжется красный», «Дядя Степа милиционер», М. Дружинина «Наш друг светофор», А. Иванов «Азбука безопасности», С. Маршак «Мяч», «Милиционер», Н. Носов «Автомобиль».
3 этап: заключительный 1. Изготовление макета светофор
2. Оснащение оформления уголка ПДД.
Работа над проектом «Кто придумал светофор?» осуществлялась поэтапно.
На первом этапе проекта Ульяна вместе с мамой, из источников сети интернет узнала, что первый уличный светофор появился в Лондоне
в 1868 году. Придумал его английский инженер Дж. Найт.
Светофор был механическим: цветные сигналы менялись в нем с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил – дежурил специальный полицейский.
Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека.
Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось 5 августа 1914 г. в американском Кливленде. Светофоры были, на сей, раз электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два сигнала - красный и зеленый. Желтый цвет появился только в 1918 году.
В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка.
Первые светофоры управлялись вручную милиционером-регулировщиком, причем на протяжении 1930-х годов их внешний вид претерпевал существенные изменения.
Несколько лет, например, был в эксплуатации подвесной светофор-часы.
В начале, на светофорах вверху располагался зеленый сигнал, но потом пришли к единодушному мнению, что красный сигнал более важный для водителей и пешеходов и поэтому он должен быть более заметным. Неслучайно поэтому в последнее время даже стали делать линзы для этого сигнала больше остальных. С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление.
Летом 2006 года в Новосибирске установили памятник первому светофору. Оригинальная скульптурная композиция, представляет собой трогательного регулировщика, который приветствует светофор.
В 2011 году установили второй памятник светофору в Перми. В качестве памятника было решено использовать один из первых светофоров, установленных в Перми.
Существует традиционный день светофора, который принято отмечать 5 августа.
В 2013 году светофору исполнилось 145 лет.
В световой сигнализации автомобильного транспорта используются три цвета - красный, желтый и зеленый. Для человека исстари сложилось, что красный цвет - сигнал опасности, тревоги. Именно огонь был для него всегда таким знаком. Красный цвет стал общепризнанным сигналом предупреждения об опасности. И наоборот, зеленый сигнал всегда олицетворялся с безопасностью, спокойствием, поэтому было естественным использовать его в качестве разрешающего сигнала светофора. Желтый – цвет солнца. Оно может быть другом или врагом. Солнце как бы предупреждает: “Будь осторожен! Внимание! Не торопись!”
Лучи красного цвета имеют наибольшую длину волны и распространяются с наименьшими потерями. Поэтому красный цвет виден дальше всех. Красный сигнал лучше заметен и именно он принят как сигнал опасности. Это особенно важно, например, в условиях недостаточной видимости.
Родители Ульяны рассказали, что светофоры могут быть нескольких видов:
- для автотранспорта
- для пешеходов
- для велосипедистов
- для поездов (железнодорожный)
- для трамваев (бело-лунный)
- для слепых и глухих.
Ульяна вместе с родителями решили рассмотреть светофоры своего города и показали, как нужно правильно с помощью светофора переходить через дорогу, что нужно обращать внимание не только на то, что горит зелёный сигнал для пешеходов, но посмотреть все ли машины остановились, чтобы пропустить.
На втором этапе проекта воспитателями была проведена непосредственно образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию, дети рисовали дорожные знаки, лепили из пластилина светофор. Так же с детьми проводилась серия бесед на темы «Твой приятель светофор», «Правила пешехода», «Безопасная улица», прочитали много интересной художественной литературы С. Михалков «Если свет зажжется красный», «Дядя Степа милиционер», М. Дружинина «Наш друг светофор», А. Иванов «Азбука безопасности», С. Маршак «Мяч», «Милиционер», Н. Носов «Автомобиль».
Дети с удовольствие играли в настольно печатные игры «Большие гонки», «Транспорт», «Дорожные знаки», в сюжетно – ролевые игры «Пешеход и транспорт», в подвижные игры «Светофор».
На третьем этапе Ульяна в месте с мамой решили изготовить макет светофора, Савельев Егор с родителями смастерили макет улицы города, а мы в свою очередь оформили уголок ПДД в группе.
В результате проведенной работы по ПДД дети дошкольного возраста станут грамотными, дисциплинированными пешеходами, участниками дорожного движения. У детей сформируются навыки безопасного поведения на дорогах. Они научатся применять полученные знания на практике.