Мария Садыкова
Детский фольклор в оздоровительной деятельности как один из элементов технологии по формированию ЗОЖ дошкольников в ДОУ
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, физическому и психическому развитию каждого ребенка. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия. В настоящий момент медицинское обслуживание организованных дошкольников полностью передано системе здравоохранения, из деятельности детского сада исключен компонент лечебной работы. Но вопросы профилактики и коррекции, тем не менее, остаются приоритетными направлениями деятельности дошкольных организаций. Тем более насущной задачей в этой связи является ориентация на здоровьесберегающее обучение и воспитание. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, ее интегрированности во все сферы деятельности дошкольных организаций, взаимосвязи с воспитательными задачами, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Как же, разнообразить мероприятия оздоровительного характера, сделать их яркими, запоминающимися, позитивными, несущими, помимо всего прочего, и воспитательную нагрузку? Именно богатое культурное наследие, использование малых фольклорных форм - это эмоционально-образное средство влияния на детей, которое поддерживает их интерес к здоровому образу жизни посредством национальных традиций. Оздоровительные задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- разработка и внедрение наиболее эффективных оздоровительных практик,
основанных на устном народном творчестве;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств
и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной
гимнастики, самомассажа, закаливания; профилактика нарушений
опорно-двигательного аппарата; охрана зрения.
Развивающие задачи:
- формирование речевого аппарата, расширение лексического запаса,
развитие творческого воображения и физических качеств;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки
к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
-воспитание уважительного отношения к культуре родной страны,
создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
Сочетание произведений устного народного творчества и креативных, зрелищных, несущих радость ребенку, оздоровительных упражнений, являются залогом успеха не только в плане оздоровления, но и приобщения детей к народной культуре, воспитания патриотизма и формирования позитивного эмоционального контакта между всеми участниками педагогического процесса.
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной.
В ДОУ приходят дети в основном с II и III группой здоровья, имеющие различные патологии. А оздоровление, на основе народных традиций поможет способствовать формированию у ребенка с самого детства осознанного отношения к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Фольклор позволяет разнообразить и физкультурно-оздоровительную работу путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.
Приобщение детей к устному народному творчеству не только открывает перед ними тесную связь человека с миром природы, дает возможность познакомиться с родной культурой, с образным языком. Всевозможные потешки, считалки, дразнилки, скороговорки, заклички и прочая стихотворная «шумиха», помогают детям автоматизировать поставленные звуки, способствуют укреплению органов дыхания, улучшению кровоснабжения ЛОР-органов (что весьма актуально для часто болеющих детей). С большим желанием дети выполняют пальчиковую гимнастику, самомассаж кистей, стоп и тела в целом с фольклорным содержанием. Используя устное народное творчество, разработаны комплексы упражнений гимнастики пробуждения, физминутки и динамические паузы, дыхательные и зрительные гимнастики
Оздоровительные мероприятия с использованием фольклора предусматривают систему физических и речевых упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, способствует исключению стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений, предполагает использование разнообразных двигательных действий.
Из нашего национального устного творчества – потешек, считалок, закличек, скороговорок, сказок, можно извлечь много пользы для воспитания здорового ребенка.
Вспомните «ладушки», прекрасная зарядка для рук. А «Сорока-ворона»? Здесь уже и координация движений, и даже – точечный массаж. Массаж ладошки («кашу варила», всех пальцев («этому дала», и одновременно – педагогическое влияние: этому кашу не дала, потому что ленив.
Народная мудрость гласит: "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Вся деятельность ребенка должна быть пронизана движением – это залог здорового развития его организма.
Включение фольклора оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки.
С целью повышения двигательного потенциала нужно повторять упражнения не более 2 - 3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения упражнений в сочетании с фольклором. В дошкольных учреждениях можно проводить разные виды гимнастик с использованием фольклорного материала.
При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:
1. Доступность содержания детям (соблюдение возраста)
2. Познавательная и нравственная значимость
3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.
Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, ребенок выполняет определенные упражнения, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует, но и вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомой потешки.
Поэтому нужно подбирать несложные ритмичные потешки, в которых словами отражены определённые действия. Почти все потешки можно использовать для психокоррекции: купирования нарушений эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы. Дети стараются передать путём выразительных движений, мышц лица и всего тела образ определённого персонажа. И конечно, при этом много положительных эмоций, что немаловажно для здоровья ребёнка. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.
При использовании оздоровительных технологий с применением малых фольклорных форм обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. При этом ребенок не только реализует потребность в движении, и оздоравливается, но происходит формирование речевого аппарата, расширение лексического запаса, и своеобразная коррекция звукопроизношения.
В каждом упражнении целый спектакль с ролями, с необходимостью спрашивать, отвечать, слушать, быстро реагировать, фантазировать. Помимо достаточной двигательной активности и положительных эмоций, ребёнок получает и достаточную умственную нагрузку.
А задача педагога:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
-выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
• необходимо обеспечить разные по содержанию и форме, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность;
• физкультурно-оздоровительные упражнения могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения в соответствии с текстом стихотворений.
Любая образовательная деятельность для дошкольников, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Поэтому, у каждого педагога должна быть картотека с различными физкультурно-оздоровительных упражнениями, связанные с темой и содержанием деятельности, сопровождающиеся стихами.
При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный вдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным.
Примеры Физминуток.
«КУЗНИЦА»
Идет Кузьма из кузницы, И. П. стоя. Ходьба на месте.
Несет Кузьма два молота. Поочередное поднимание и опускание прямых рук перед собой.
- Тук- тук-тук! Ударять один кулак о другой.
Вот ударим разом вдруг:
Для всех людей Вытянуть руки перед собой и развести в стороны.
Накуем гвоздей! Наклониться и похлопать себя по коленям.
Повторить 2-3 раза.
«КОЗЛИК»
Как у нас то козел И. П. стоя. Показать руками рога.
Что за умный был: Подпереть ладонями подбородок и покачать головой.
Сам по воду ходил, Ходьба на месте.
Сам и кашу варил, Круговые движения руками (помешивание ложкой).
Деда с бабой кормил. Наклоны вперед с вытянутыми перед собой руками.
Козлика хвалили: Поглаживание головы руками.
- То-то хорошенький, Поглаживание своих рук.
То-то пригоженький:
Ходит бочком, И. П. стоя, руки на поясе, повороты туловища из стороны в
сторону.
Рожки торчком. Наклоны вперед, показывая рожки.
Повторить 2-3 раза.
«СОРОКА-ВОРОНУШКА»
Сорока-Воронушка, Перекатывание с пятки на носок.
На хвосте ни перышка – Повороты туловища (взгляд за спину).
По полю шныряла, Ходьба на месте.
Хвостик потеряла. Поднимание и опускание плеч.
Спряталась под мостик – Присесть и руками изобразить крышу над головой.
Отрастила хвостик, Повороты туловища (взгляд за спину).
И теперь шныряет – Прыжки на носках.
Хвостик не теряет. Встряхивание рук и ног.
Повторить 2-3 раза.
«СОВУШКА-СОВА»
Совка, совушка, сова, Повороты головы вправо-влево.
Удалая голова, Наклоны головы вправо-влево к плечу.
Черненькие ножки, Поднять поочередно прямые ноги.
На ногах сапожки, Потопать ножками.
По лесу летала – Поднять руки через стороны, опустить.
Мышку напугала. На выдохе громко произнести звук «у».
По двору летала – Поднять и опустить руки через стороны.
Кошку напугала. На выдохе громко произнести звук «у».
Ты, сова, к нам не летай, Скрещивание прямых рук перед собой (ножницы).
Нашу детку не пугай! Присесть.
Повторить 2-3 раза.
«ИВАН, ИВАН»
Иван, Иван, вырывай бурьян, Наклон вперед имитируя движения.
Чтоб росла морковка, Потянуться, руки вверх, встать на носочки.
Большая, как мутовка, Повороты туловища с разведением рук в стороны.
Чтоб росла репка, Потянуться, руки вверх, встать на носочки.
Сладкая да крепкая, Повороты туловища с разведением рук в стороны.
Чтобы вырос огурец, Потянуться, руки вверх, встать на носочки.
Длинноусый молодец. Потирание ладонями лица.
Повторить 2-3 раза.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОТЕШЕК.
«КАША»
Ай, ту-ту, ай, ту-ту Пропеть «т-у-у-у-у».
Ай, ту-ту, ай, ту-ту, Пропеть «т-у-у-у-у».
Вари кашку круту, Пропеть «т-у-у-у-у».
Подливай молочка, Пропеть «к-а-а-а-а».
Накорми казачка. Пропеть «к-а-а-а-а».
Повторить 2-3 раза.
«ЧЕРЕПАХА»
Шла купаться черепаха Шаги на месте, свободное дыхание.
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь Короткие ритмичные выдохи со звуком «у».
Кусь-кусь-кусь
Ни кого я не боюсь. Повороты головы со свободным дыханием.
Повторить 3 раза.
«БЕЛОЧКА В ТАРЕЛОЧКЕ»
На моей тарелочке Подуть на ладонь.
Рыженькая белочка. Пропеть звук «о» (удивиться).
Чтоб она была видна, Подуть на ладонь.
Все съедаю я до дна! Погладить по животу.
Повторить 3 раза.
«ВАТРУШКИ»
На столе витушки, Подуть на ладонь.
А в печи ватрушки. Задержать дыхание.
Витушки, ватрушки На счет 5 выдох.
Нашему Андрюшке. Подуть на ладонь.
Повторить 3 раза.
КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИКИ ПРОБУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОТЕШЕК.
«ПОШЕЛ КОТИК НА ТОРЖОК»
Пошел котик на торжок, И. П. лежа на спине. Поочередное поднимание и опускание
прямых ног.
Купил котик пирожок, И. П. сидя. Вытянуть обе руки вправо, прижать к груди.
Пошел котик на улочку Вытянуть обе руки влево, прижить к груди.
Купил котик булочку.
Самому ли съесть, Круговые движения руки по животу.
Либо Бореньке снесть? Наклон вперед с вытянутыми перед собой руками.
Я и сам укушу Обнять себя руками и наклоны головы вправо- влево.
Да и Бореньке снесу.
Повторить 2 раза.
«ВДОЛЬ ПО РЕЧЕНЬКЕ»
Вдоль по реченьке лебедушка плывет, И. П. лежа на спине. Поднимание одновременно
рук и ног вверх.
Выше бережка головушку нес Повороты головы из стороны в сторону.
Белым крылышком помахивает, И. П. сидя. Развести руки в сторону и опускаем.
На цветы водичку стряхивает. Встряхивание рук и ног.
Повторить 2 раза.
«КОМАРИК»
Гром по горам раскатился - И. П. лежа на спине. Повороты туловища вправо- влево.
Комар с дуба свалился. Принять положение сидя.
Радуга – дуга, Руки разводятся в стороны и поднимаются над головой. Голова смотрит вверх.
Не давай дождя! Поочередное поднимание и опускание прямых рук перед собой.
Давай солнышка - Ладонями подпереть подбородок, наклоны головы из стороны в сторону, на лице улыбка.
Колоколнышка!
Повторить 2 раза.
«СПРЯТАЛСЯ!»
Сел комарик под кусточек, И. П. лежа. Принять положение сидя, сделать домик над
головой руками.
На еловый на пенечек, Наклон вперед, потянуться руками к носкам, ноги прямые.
Свесил ноги на песочек. Поочередно поднимать прямые ноги.
Сунул носик под листочек - Наклоны головы то к правому, то к левому плечу.
Спрятался! Согнуть ноги и обхватить их руками.
Повторить 2 раза.
«ТРАТАТУШКИ»
Трататушки-трататушки, И. П. стоя между кроватями, ходьба на месте.
Пекла бабушка ватрушки. Руки перед собой, хлопки ладонями.
Бабка плюшки пекла -
Вода по полу текла. Наклоны вперед, пальцами достать до ног.
Попили-поели, Погладить живот круговыми движениями.
Шу - полетели! Руки в стороны, согнуты в локтях, круговые движения.
Шире-шире полетели, Руки в стороны, круговые движения.
На головку ко мне сели! Присесть, руки на голову.
Повторить 2 раза.
«ПОТЯНУШЕЧКИ».
Потянушечки, И. П. лежа в в кровати, руки вверх (потянуться)
Вырастушечки!
Вырастайте ножки – Поднять обе прямые ноги вверх и опустит.
Бегать по дорожке, Прижать колени к груди.
Вырастайте ручки – Поднять прямые руки перед собой и опустить.
Доставать до тучки, Сесть и поднять руки над головой.
Дождь из тучи выжимать, Сжимать и разжимать кулачки.
Огород наш поливать! Упражнение «ножницы».
Вырастай большой, Соединить руки в замок и потянуть, вывернув ладони вверх.
Кашу кушай, Поглаживание живота по часовой стрелке.
Маму слушай! Погладить себя по голове.
Повторить 2 раза.
«ГУСИ, ВЫ, ГУСИ»,
Гуси вы, гуси, И. П. лежа на спине. Повороты туловища вправо- влево.
Красные лапки! Прижать колени к груди.
Где вы бывали, Принять положение сидя.
Что вы видали? Повороты головы вправо-влево
- Мы видели волка: Соединить руки в замок и протянуть вперед, вывернув ладони вперед.
Унёс волк гусёнка, Руки в замок и прижать ладони к груди
Да самого лучшего, Погладить себя по голове
Да самого большего! Соединить руки в замок и потянуть, вывернув ладони вверх.
- Гуси вы, гуси, Принять положение стоя. Повороты туловища вправо-влево.
Красные лапки! Поочередное поднимание прямых ног.
Щипите вы волка - Прогнуться вперед и сильный выдох со звуком «и».
Спасайте гусёнка! Обнять себя руками и наклоны головы из стороны в сторону.
Повторить 2 раза.
«У МАМЫ - СЫНОК»
У свиньи - поросёнок, ИП лежа, повороты туловища из стороны в сторону.
У кошки - котёнок, Стоя на коленях на кровати, прогнуться назад.
У утки - утёнок, Ходьба на пятках, руки прижать к туловищу.
У медведя - медвежонок, Ходьба на внешнем своде стопы.
У лошадки - жеребёнок, Руки на поясе, высоко поднимать колени.
У коровки - телёнок, Прогнуться вперед, на выдохе звук «у».
У зайчихи - зайчонок, Прыжки на двух ногах, руки перед собой согнуть в локтях.
А у мамы - сынок. Погладить себя по голове.
Повторить 2 раза.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА ОСНОВЕ ПОТЕШЕК.
«КОМАРИК»
Сел комарик под кусточек, Глаза вниз.
На еловый на пенечек, Глаза вправо-влево.
Свесил ноги на песочек, Глаза вверх-вниз.
Сунул носик под листочек- Зажмуриться.
Спрятался! Открыть глаза.
Повторить 2-3 раза.
«ФЕДЯ - БРЕДЯ»
Федя – Бредя Глаза вверх-вниз.
Съел медведя, Круговые движения.
Упал в яму, Глаза вниз.
Крикнул маму: Зажмуриться.
«Ма-а-ма!» Открыть глаза.
Повторить 3 раза.
«РАДУГА»
Ай радуга-дуга! Круговые движения.
Не давай дождя, Посмотреть вправо, потом влево.
Давай солнышко Посмотреть вверх, потом вниз.
Красно ведрышко — Зажмуриться.
К нам в оконышко! Открыть глаза.
Повторить 3 раза.
«МОРОЗ»
Морозушка - мороз, Поморгать.
Не тяни домой за нос. Посмотреть на нос.
Не студи, не балуй, Посмотреть направо, потом налево.
Иди окна разрисуй! Круговые движения.
Повторить 3 раза.
«РАДУГА-ДУГА»
Выйди, радуга-дуга, Круговое движение.
На зеленые луга Посмотреть вдаль.
Своим концом, Посмотреть вниз.
Золотым венцом! Посмотреть вверх.
Повторить 2-3 раза.
«ГРОМ»
Гром гремучий, Зажмуриться.
Тресни тучи, Открыть глаза.
Дай дождя Часто поморгать.
С небесной кручи. Провести глазами дугу (вправо-вверх-вниз).
Повторить 3 раза.
«СОЛНЦЕ»
Солнце, солнце, уходи до утра. Круговое движение.
Всем ребятам спать пора, спать пора. Закрыть глаза, расслабиться.
Пастушатам – молока через край, Открыть глаза и посмотреть вдаль.
Тем, кто пашет, - каравай, каравай. Часто поморгать.
Повторить 2-3 раза.
«ВАНЕЧКА»
Куда Ванечка ходил? Посмотреть вправо, потом влево.
- Я ходил в лесочек. Посмотреть вдаль.
- Что видал? Посмотреть на нос.
- Пенечек. Посмотреть вниз.
Под пенечком грибок! Посмотреть на нос.
Хвать, да в кузовок! Зажмуриться, на счет 5 открыть глаза.
Повторить 2-3 раза.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА НА ОСНОВЕ ПОТЕШЕК.
«РАДУГА»
Радуга – дуга, Помахать ладонями с растопыренными пальцами.
Не давай дождя! Поднимать и опускать руки, шевеля пальцами.
Давай солнышка – Пальцы сжимать и разжимать в «замке».
Колоколнышка!
Повторить 2-3 раза.
«КОЗЛИК»
Привяжу я козлика Показать пальцами «козу».
К белой березке, Поднять руки вверх, пальцы растопырить.
Привяжу рогатого Показать пальцами «козу».
К белой березке: Поднять руки над головой и покачать.
- Стой, мой козлик, Сделать пальцами «козу» и покачать.
Стой, не бодайся!
Белая березка, Поднять руки над головой и покачать ими.
Стой, не качайся!
«КОЗА»
Коза – хлопота Показать пальцами рожки.
День – деньской занята: Ударять кулаком о кулак.
Ей – травы нащипать, Загибать пальцы на левой руке.
Ей – на речку бежать,
Ей – козлят стеречь,
Малых деток беречь. Обнять себя руками.
Чтобы волк не украл, Загибать пальцы на правой руке.
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька – лиса
Их с собой не унесла. Обнять себя руками.
Повторить 2 раза.
«У МИЛОГО ДРУГА»
У нашего луня, Погладить себя по голове.
У милого друга,
Сорок кадушек Сделать перед собой круг руками.
Соленых лягушек, Хлопки ладонями.
Сорок амбаров Показать крышу над головой.
Сухих тараканов, Пошевелить пальцами.
Пятьдесят поросят – Опустить кисти вниз и покачать ими.
Только ножки висят.
Повторить 2 раза.
«ЛИСА»
Лиса по лесу ходила, Сделать уши из ладоней.
Звонки песни выводила, Ладони сложить рупором.
Лиса лычки драла, Сжимать и разжимать кулаки.
Лиса лапотки сплела. Рисовать пальцами зигзаги.
Повторить 3 раза.
«ЗАЙКА ПОД КУСТОМ»
Сидит, сидит зайчик, Поставить кулак на ладонь.
Сидит зайка серый Показать пальцами заячьи уши.
Под кустом, Покачать ладонями с растопыренными пальцами.
Под кустом.
Охотнички едут, Пошагать пальцами по ладони.
Едут – скачут в поле
Во пустом, «Подмести» одной ладонью другую.
Во пустом.
- Вы охотнички, скачите, Сделать из ладоней бинокль.
На мой хвостик поглядите:
Я не ваш, Пошагать пальцами по ладони.
Я ушел.
Повторить 2 раза.
«КОЛЕСО»
Сбил, сколотил – Постучать кулак о кулак.
Вот колесо, Показать пальцами круг.
Сел да поехал – Руки согнуть в локтях, прижать к телу.
Ах, хорошо! Развести руки в стороны и улыбнуться.
Оглянулся назад – Ладони козырьком.
Одни спицы лежат. Загибать пальцы.
Повторить 3 раза.
«КОРАБЛЬ»
По синему морю корабль бежит, Показать пальцами волнистую линию.
Серый волк на носу стоит, Пальцами достать до носа.
А медведь паруса крепит. Развести руки в стороны.
Заюшка кораблик за веревку ведет, Показать ладонями заячьи уши.
Лисичка из-за кустика хитро глядит: Сделать козырек ладонью.
Как бы зайку украсть, Сжимать и разжимать кулаки.
Как бы веревку сорвать.
«ТЕРЕМОК»
Как петух в печи пироги печет, Хлопки ладонями.
Кошка на окошке рубаху шьет, Показать пальцами волнистую линию.
Поросенок в ступе горох толчет, Постучать кулаком по ладони.
Конь у крыльца в три копыта бьет, Потрясти кулаками.
Уточка в сапожках избу метет. Погладить одной ладонью другую.
Повторить 3 раза.
«ЖУРАВЛИ»
Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли! Показать «фонарики».
Прилетели журавли. Помахать кистями.
Журавли – то мохноноги Погладить ноги.
Не нашли пути – дороги. Поднять и опустить плечи.
Они сели на ворота, Поставить кулак на ладонь.
А ворота – скрип – скрип… Ладони вертикально вверх и покрутить ими.
Не будите у нас Ваню – Покачать пальчиком.
У нас Ваня спит, спит. Сложить ладошки и положить под щеку.
Повторить 2 раза.
«КОТ И КОТЯТА»
Кот в печи Постучать кулаком о ладонь.
Сухари толчет
Кошка в лукошке Показать пальцем волнистую линию.
Ширинку шьет,
Маленькие котята Сделать крышу руками.
В печурках сидят
Да на котика поглядывают- Сделать ладонью козырек.
Сухари едят. Прикрыть ладонью рот.
Повторить 2 раза.
«ДВЕ ТЕТЕРИ»
Как на нашем на лугу Пальцем круговые движения по ладони.
Стоит чаша творогу. Ударить кулаком по ладони.
Прилетели две тетери, Помахать ладонями.
Поклевали, улетели. Постучать пальцем по ладони, помахать ладонями.
Повторить 3 раза.
«ПОШЛА МАНЯ НА БАЗАР»
Пошла Маня на базар, Двумя пальцами шагаем по ладони.
Принесла домой товар: Хлопки ладонями.
Родной матушке платок – Погладить ладонь.
Посередочке цветок, Круговое движение пальцем по ладони.
Братьям – соколам – Хлопки ладонями.
По козловым сапогам, Кулаком постучать по ладони.
Сестрицам – лебедицам – Сделать из ладоней крылья.
Да по белым рукавицам. Погладить кисти рук.
Повторить 2 раза.
«НАШ КОЗЕЛ»
Как у нас – то козел Пальцами сделать рога.
Что за умный был: Указательный палец к подбородку и покачать головой.
Сам и по воду ходил, Пальцами шагать по ладони.
Сам и кашу варил, Пальцем круговое движение по ладони.
Деда с бабой кормил. Хлопки ладонями.
Повторить 2-3 раза
«КОТ»
Ходит кот по лавочке, Поочередно совместить пальцы двух рук.
Водит кошку за лапочки: Соединить мизинец с большим пальцем другой руки.
Топы, топы по лавочке! Хлопки в ладоши.
Цапы, цапы за лапочки! Сжать и разжать пальцы в замок. Повторить 3 раза.
МАССАЖИ И САМОМАССАЖИ НА ОСНОВЕ ПОТЕШЕК.
Самомассаж рук «СОРОКА-ВОРОНА»
Сорока-ворона кашу варила, малых деточек кормила Гладим по кругу ладошки
Этому дала ложку, этому поварёшку, этому скалку, Массируем каждый пальчик
а этот ходит баню топит, воду носит.
Здесь водичка холодненькая, Поглаживая запястье
Здесь водичка тепленькая, Поглаживаем внутреннню сторону локтя
Здесь водичка горяченькая, Поглаживаем плечо
А здесь - кипяток, кипяток, щекоток, щекоток! Щекочем под мышкой
Массаж спины «ТЕТЕРИ» (массаж проводится в паре: с начала один ребёнок выполняет определенные движения на спине другого, потом они меняются местами).
Прилетали две тетери: Похлопывание ладонями по спине
Походили – пощипали, Пощипывание спины
Походили – поклевали. Постукивание пальцами спины
Посидели-посидели Поглаживание ладонями
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели Поколачивание кулачками
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать – Постукивание пальцами спины
Дадим им крошек поклевать.
Массаж стоп «БАЮ-БАЙ»
Баю- баю- баиньки, купим сыну валенки. Потирание стопы
Наденем на ноженьки, пустим по дороженьке. Разминание пальцев стопы
Будет наш сынок ходить, новы валенки носить. Поглаживание стопы
Самомассаж рук «ГУСИ-ГУСИ»
- Гуси, гуси! Пощипывания продольное и поперечное вдоль всей руки - Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой.
– Серый волк под горой, Поглаживание по всей длине руки
Не пускает нас домой.
Самомассаж стоп «КУЙ, КОВАЛЁК»
Куй-куй-ковалёк Похлопывание по всей стопе
Подкуй чеботок:
На маленькую ножку
Золоту подковку
Подай молоток Постукивание кулачком по пятке стопы
Подковать чеботок.
Самомассаж живота «НА ЛУГУ»
На лугу, на лугу Поглаживание живота
Стоит миска творогу.
Прилетели две тетери Пощипывание боков
Поклевали, Двумя пальцами пробежать по животу
Улетели. Поглаживание живота
Самомассаж ног «БАРАНЫ»
Шли бараны по дороге, Шагаем пальцами рук от колена до стопы
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять, Массируем каждый палец на ноге
Стали ноги вытирать, Ладонью энергично трут ступню
Кто платочком, Костяшками пальцев энергично проводят по стопе
Кто тряпицей, Пальцами разминают пятку
Кто дырявой рукавицей. Поглаживаем ладонью ступню
Самомассаж «Петушок»
Раз и два! Раз и два! Тереть ладони друг о друга.
Начинается игра.
Красим крылья и живот, Поглаживать ладонями руки, живот, грудь,
Красим грудочку и хвост, поясницу, ноги, голову.
Красим спину,
Красим ножки,
Красим гребешок немножко.
Вот какой стал петушок, Поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться.
Ярко-красный гребешок. Сделать несколько полуоборотов влево –вправо.
Массаж спины «Паровоз»
(для младшего дошкольного возраста)
Дети встают друг за другом паровозиком.
Паровоз кричит: «Ду-ду! Похлопывание ладошками.
Я иду, иду, иду!»
А вагоны стучат, а вагоны говорят: Поколачивание кулачками.
«Так-так-так! Так-так-так!
Литература:
1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ // Дошкольное образование. – 2004. – № 17. – С. 5-20.
2. Асташина М. Фольклор в физическом воспитании дошкольников / М. Асташина, О. Трещева // Дошкольное воспитание. - 1997. – №3. - С. 61-68.
3. Круглов Ю. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. -М. : Просвещение, 1990
4. Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие /М. Н. Кузнецова. -М. : Айрис-пресс, 2007.-112с.
5. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3. – С. 66.
6. Кудрявцев В. Т. Развитие двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
7. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) / Л. И. Пензулаева. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 128 с.