Нина Боровлева
Занятие по ознакомлению с детским фольклором (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:продолжать прививать детям любовь к малым
фольклорным формам : песенкам, потешкам, загадкам,
скороговоркам, считалочкам,поговоркам и т. д.
Продолжать учить понимать переносное значение образных
выражений. Учить придумывать загадки самостоятельно.
Формировать у детей выразительность,точность речи.
Продолжать развивать у детей интерес к детскому
фольклору.
Публикация «Занятие по ознакомлению с детским фольклором (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Предварительная работа:Оформление выставки книг по
детскому фольклору,чтение и заучивание наизусть
колыбельных песенок, потешек, скороговорок,загадок,
пословиц и т. д. Подготовка и разучивание инсценировок.
Оборудование: рисунки по сюжетам русских народных песенок,
потешек,детские игрушки, костюмы для ряжения (петушок, коза,
котик,сорока,корзина, цветы.
Вос. Дети, вы хотите в путешествие?
Дети:Конечно, хотим.
Вос. Но оно сегодня будет необычным: Мы с вами отправимся в страну под названием "Детская фольклория",тем более мы с вами там уже бывали. Что же это за страна?
Реб. :Там "живут" песенки, потешки, загадки,скороговорки.
Вос. :Какие вы молодцы! А сейчас перед путешествием мы
с вами по русскому обычаю присядем на дорожку, отдохнем, чтобы
набраться сил и послушаем колыбельные песенки.
Ой,Баюшки,баюшки,
в огороде заюшки
травушку щипают,Марину забавляют.
А Марина умная
да очень разумная.
Спи-усни, спи-усни,
крепкий сон тебя возьми.
Реб. : А мне мама вот такую песенку пела раньше:
Ночь пришла, темноту привела;
задремал петушок, запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
ложись на бочок,
баю-бай, засыпай.
Вос. :Обратили внимание на то, какие в песенках слова?
Реб. :Добрые, ласковые,тихим голосом надо петь эти
колыбельные песенки.
Вос. :Пускай теперь наши девочки покажут, как они умеют укладывать своих дочек-кукол.
Девочки берут кукол и поют им колыбельные песенки:
Лиза: Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченка- не спится,
Моя Танечка боится
Ты,собачка, не лай,
Мою Таню не пугай.
Маруся:Уж ты,котя-коток,
Котя,серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Я тебе ли, коту,
за работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Воспитатель хвалит девочек.
Вос. : А теперь послушайте, какую колыбельную песенку спою вам я:
Баю-баюшки-баю
Деток я своих люблю,
Засыпайте, детвора,
На улице темнота,
За ворота не ходите,
Лучше крепким сном усните (слова Н. А. Боровлевой)
Ребята, а кто же по утру будит нашу детвору?
Дети :Это Петушок.
Читает ребенок:Петушок,петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Детям спать не даешь!
Вос. : А кто помнит другие песенки?
Реб. :Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное покажись!
Реб. :Солнышко-ведрышко,
Выкатись на бревнышко,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек!
Вос. : Вот вас и Петушок и Солнышко разбудили,вы проснулись,
а теперь всем умываться, чумазыми нельзя в путешествие отправляться.
Остановка "Мойдодырия"
Реб. :Водичка,водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Реб. :Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода- с дитя худоба!
Вода книзу- дитя кверху!
Водолей, водолей,
Вылей воду из ушей!
(Дети имитируют движения, опираясь на текст)
Вос. : Пора бы уже и подкрепиться, остановка "Вкуснятино"
Реб. ;(Котик) Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Вос. :А про сороку, наверное знаете все?
Реб. (сорока)Сорока-белобока,
Где была?
Далеко!
Кашку варила. Деток кормила.
Этому дала,этому дала,этому дала,
А этому не дала:
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Вос. : А вы, ребятки, любите ходить в гости к бабушке?
Дети: Конечно.
Ладушки,ладушки,
Где были? У бабушки.
Что вы там ели?
Что вы там пили?
Мы кашку варили.
Кашка горяченька,
Бабушка добренька,
Пироги мягоньки,Блины масленые,
Сыром смазанные.
Попили,поели,
Шу-у-полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Вос. : А у кого плохой аппетит, кто его забодает?
Реб. (коза)Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Забодает,забодает,забодает.
Вос. : Песенки,потешки вы знаете, а еще какие формы фольклора
вы знаете?
Дети: Еще считалочки.
Вос. : А для чего они нужны,когда мы их используем?
Реб. : В игре, когда выбираем водящего.
Вос. : Давайте выбирать.
,. Реб. : Конь ретивый,долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает,
С нами в салочки играет.
Вос. : Очень хорошая считалочка.
Нам как раз нужно отдохнуть.
Физкультминутка-игра "Салки"
Вос. : Продолжим наше путешествие.
Следующая остановка "Скороговория".
Что подсказывает вам это название?
Реб. : Это скороговорки. Их нужно говорить быстро, четко произносить все звуки.
Вос. : Вам слово. Пожалуйста, говорите.
Реб. :Проворонила ворона вороненка.
Реб. :Белый снег,белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела-белой даже не была.
Реб. : Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Реб. :Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Реб. :На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова
на траве двора.
Вос. : Хвалит детей. Очень хорошо,есть,ребята еще и
шутки, и прибаутки в стране "Фольклория", например:
Тит, иди молотить.
Брюхо болит.
Тит, иди щи хлебать.
Где моя большая ложка.
Реб. :Как в песенке про Антошку, очень похоже.
Вос. : Следующая остановка "Загадкино", самая ваша любимая, да?
Реб. :Да, загадки мы любим,но чтобы их отгадать, нужно и подумать, догадаться.
Вос. : Это точно,давайте-ка послушаем,какие вы знаете загадки.
Реб. :Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведет,
там след кладет. (карандаш)
Реб:Золотое решето черных домиков полно (подсолнух)
Реб. : Далеко мой стук слышится вокруг:
Червякам я враг,
А деревьям друг (дятел)
Вос. : А сейчас я вам загадаю свою загадку:
Висит лампочка в саду,
Я к ней тихонько подойду,
Не боюсь обжечься я-
Лампочка съедобная. (груша)
Дети, а попробуйте сами сочинить загадки.
Реб. :Маленькая, серенкая,
Кошку боится. Кто это?
Дети :Мышка.
Реб. : Идет в лес и деревья его боятся.
Что это?
Дети: Топор.
Реб. : Летом мы в ней плаваем, ныряем,
А зимой в хоккей играем. Что это?
Реб. : Это вода в реке летом и зимой.
Реб. : Зимою он спит,
А летом ест малину. Кто это?
Дети: Конечно, медведь.
Вос. :Приятно с вами путешествовать,сделаем остановку на станции
"Мудрые мысли". Очень интересное название.
Вы не догадываетесь, откуда оно?
Реб. : Это про пословицы и поговорки.
Вос. : Правильно, дети! В народе все подмечают и точно передают в пословицах
и поговорках. Как вы знаете, есть пословицы и поговорки о Родине, о маме,
о дружбе и о многом другом.
Давайте вспомним пословицы о дружбе.
Реб. :Один за всех и все за одного.
Вос. : Как вы это понимаете.
Реб. : Нельзя оставлять друзей в беде,нужно помогать.
Еще есть очень похожая -Друг познается в беде.
Реб. : Нет друга- ищи,
А нашел-береги.
Вос. : В чем здесь смысл?
Реб. : Друзей надо беречь,не ссорится с ними,
а если поссорились, то нужно помириться.
Вос. : Вспомните кота Леопольда,как он говорил?
Дети: Ребята,давайте жить дружно!
Вос. : Дети, а какую поговорку мы с вами придумали для нашей группы?
Реб. :Я буду стараться и у меня все получится. Она
означает то, что не надо боят ься трудностей.
Вос. : Я надеюсь, что это действует в некоторых случаях и помогает нам.
Ребята, о лени тоже есть очень мудрые мысли, например:
Поспешишь-людей насмешишь.
Реб. :Не надо лениться и делать дело быстро,плохо,надо стараться
делать все хорошо.
Реб. : Я знаю такую:Под лежачий камень вода не течет.
Вос. : А эта мысль понятна вам, дети?
Реб. :Когда лежит камень,он и мешает воде течь.
Вос. :Нет ребята, это не так. С камнем сравнивают ленивого человека,который
ничего не делает.
Я вам назову такую:Не спеши языком, торопись делом. О чем здесь
речь?
Реб. :Нужно сделать дело, а потом говорить и не хвастаться.
Вос. : Молодцы, вы стали лучше разбираться и понимать
смысл пословиц,вспомните о природе,о погоде.
Реб. :Мороз не велик,а стоять не велит.
Значит, надо больше двигаться
Реб. :Много снегу- много хлебу. Снег растает, поэтому и будет много влаги,
а потом и вырастет хороший урожай.
Вос. : Мы с вами живем в России, это наша Родина,а о Родине вы, конечно же,
знаете пословицы,назовите их.
Реб. :Родина-мать, умей за нее постоять. Нужно защищать свою Родину.
На чужой стороне помни о своей земле-нельзя забывать о своей
Родине, где бы ты не был.
Вос. : Правильно, ребята, ведь Родина на всю жизнь одна, как и мама,
самый родной и близкий человек. О маме вы тоже знаете
пословицы, вспомните их и назовите.
Реб. :Нет милее дружка, чем родная матушка.
Реб. : При солнышке тепло, при матери добро.
Вос. : Как понимаете смысл этих пословиц?
Реб. : С мамой всегда хорошо, мама приласкает и обогреет.
Вос. :А еще, дети, мама и даст нужный совет,научит только
хорошему. Любите своих родных и не огорчайте их.
А наше путешествие подходит к концу,скажите, понравилось ли оно
вам?
Дети: Да, очень понравилось,было интересно и поучительно.
Вос. : Хочу вам напомнить, что помогли нам попутешествовать
по этой замечательной стране самые разные книги,поэтому нужно почаще обращаться к книге, о чем нам и говорит такая пословица :
"Будешь книги читать-будешь все знать".
И с этим не поспоришь.
Цель:продолжать прививать детям любовь к малым
фольклорным формам : песенкам, потешкам, загадкам,
скороговоркам, считалочкам,поговоркам и т. д.
Продолжать учить понимать переносное значение образных
выражений. Учить придумывать загадки самостоятельно.
Формировать у детей выразительность,точность речи.
Продолжать развивать у детей интерес к детскому
фольклору.
Предварительная работа:Оформление выставки книг по
детскому фольклору,чтение и заучивание наизусть
колыбельных песенок, потешек, скороговорок,загадок,
пословиц и т. д. Подготовка и разучивание инсценировок.
Оборудование: рисунки по сюжетам русских народных песенок,
потешек,детские игрушки, костюмы для ряжения (петушок, коза,
котик,сорока,корзина, цветы.
Вос. Дети, вы хотите в путешествие?
Дети:Конечно, хотим.
Вос. Но оно сегодня будет необычным: Мы с вами отправимся в страну под названием "Детская фольклория",тем более мы с вами там уже бывали. Что же это за страна?
Реб. :Там "живут" песенки, потешки, загадки,скороговорки.
Вос. :Какие вы молодцы! А сейчас перед путешествием мы
с вами по русскому обычаю присядем на дорожку, отдохнем, чтобы
набраться сил и послушаем колыбельные песенки.
Ой,Баюшки,баюшки,
в огороде заюшки
травушку щипают,Марину забавляют.
А Марина умная
да очень разумная.
Спи-усни, спи-усни,
крепкий сон тебя возьми.
Реб. : А мне мама вот такую песенку пела раньше:
Ночь пришла, темноту привела;
задремал петушок, запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
ложись на бочок,
баю-бай, засыпай.
Вос. :Обратили внимание на то, какие в песенках слова?
Реб. :Добрые, ласковые,тихим голосом надо петь эти
колыбельные песенки.
Вос. :Пускай теперь наши девочки покажут, как они умеют укладывать своих дочек-кукол.
Девочки берут кукол и поют им колыбельные песенки:
Лиза: Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченка- не спится,
Моя Танечка боится
Ты,собачка, не лай,
Мою Таню не пугай.
Маруся:Уж ты,котя-коток,
Котя,серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Я тебе ли, коту,
за работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Воспитатель хвалит девочек.
Вос. : А теперь послушайте, какую колыбельную песенку спою вам я:
Баю-баюшки-баю
Деток я своих люблю,
Засыпайте, детвора,
На улице темнота,
За ворота не ходите,
Лучше крепким сном усните (слова Н. А. Боровлевой)
Ребята, а кто же по утру будит нашу детвору?
Дети :Это Петушок.
Читает ребенок:Петушок,петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Детям спать не даешь!
Вос. : А кто помнит другие песенки?
Реб. :Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное покажись!
Реб. :Солнышко-ведрышко,
Выкатись на бревнышко,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек!
Вос. : Вот вас и Петушок и Солнышко разбудили,вы проснулись,
а теперь всем умываться, чумазыми нельзя в путешествие отправляться.
Остановка "Мойдодырия"
Реб. :Водичка,водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Реб. :Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода- с дитя худоба!
Вода книзу- дитя кверху!
Водолей, водолей,
Вылей воду из ушей!
(Дети имитируют движения, опираясь на текст)
Вос. : Пора бы уже и подкрепиться, остановка "Вкуснятино"
Реб. ;(Котик) Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Вос. :А про сороку, наверное знаете все?
Реб. (сорока)Сорока-белобока,
Где была?
Далеко!
Кашку варила. Деток кормила.
Этому дала,этому дала,этому дала,
А этому не дала:
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Вос. : А вы, ребятки, любите ходить в гости к бабушке?
Дети: Конечно.
Ладушки,ладушки,
Где были? У бабушки.
Что вы там ели?
Что вы там пили?
Мы кашку варили.
Кашка горяченька,
Бабушка добренька,
Пироги мягоньки,Блины масленые,
Сыром смазанные.
Попили,поели,
Шу-у-полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Вос. : А у кого плохой аппетит, кто его забодает?
Реб. (коза)Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Забодает,забодает,забодает.
Вос. : Песенки,потешки вы знаете, а еще какие формы фольклора
вы знаете?
Дети: Еще считалочки.
Вос. : А для чего они нужны,когда мы их используем?
Реб. : В игре, когда выбираем водящего.
Вос. : Давайте выбирать.
,. Реб. : Конь ретивый,долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает,
С нами в салочки играет.
Вос. : Очень хорошая считалочка.
Нам как раз нужно отдохнуть.
Физкультминутка-игра "Салки"
Вос. : Продолжим наше путешествие.
Следующая остановка "Скороговория".
Что подсказывает вам это название?
Реб. : Это скороговорки. Их нужно говорить быстро, четко произносить все звуки.
Вос. : Вам слово. Пожалуйста, говорите.
Реб. :Проворонила ворона вороненка.
Реб. :Белый снег,белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела-белой даже не была.
Реб. : Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Реб. :Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Реб. :На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова
на траве двора.
Вос. : Хвалит детей. Очень хорошо,есть,ребята еще и
шутки, и прибаутки в стране "Фольклория", например:
Тит, иди молотить.
Брюхо болит.
Тит, иди щи хлебать.
Где моя большая ложка.
Реб. :Как в песенке про Антошку, очень похоже.
Вос. : Следующая остановка "Загадкино", самая ваша любимая, да?
Реб. :Да, загадки мы любим,но чтобы их отгадать, нужно и подумать, догадаться.
Вос. : Это точно,давайте-ка послушаем,какие вы знаете загадки.
Реб. :Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведет,
там след кладет. (карандаш)
Реб:Золотое решето черных домиков полно (подсолнух)
Реб. : Далеко мой стук слышится вокруг:
Червякам я враг,
А деревьям друг (дятел)
Вос. : А сейчас я вам загадаю свою загадку:
Висит лампочка в саду,
Я к ней тихонько подойду,
Не боюсь обжечься я-
Лампочка съедобная. (груша)
Дети, а попробуйте сами сочинить загадки.
Реб. :Маленькая, серенкая,
Кошку боится. Кто это?
Дети :Мышка.
Реб. : Идет в лес и деревья его боятся.
Что это?
Дети: Топор.
Реб. : Летом мы в ней плаваем, ныряем,
А зимой в хоккей играем. Что это?
Реб. : Это вода в реке летом и зимой.
Реб. : Зимою он спит,
А летом ест малину. Кто это?
Дети: Конечно, медведь.
Вос. :Приятно с вами путешествовать,сделаем остановку на станции
"Мудрые мысли". Очень интересное название.
Вы не догадываетесь, откуда оно?
Реб. : Это про пословицы и поговорки.
Вос. : Правильно, дети! В народе все подмечают и точно передают в пословицах
и поговорках. Как вы знаете, есть пословицы и поговорки о Родине, о маме,
о дружбе и о многом другом.
Давайте вспомним пословицы о дружбе.
Реб. :Один за всех и все за одного.
Вос. : Как вы это понимаете.
Реб. : Нельзя оставлять друзей в беде,нужно помогать.
Еще есть очень похожая -Друг познается в беде.
Реб. : Нет друга- ищи,
А нашел-береги.
Вос. : В чем здесь смысл?
Реб. : Друзей надо беречь,не ссорится с ними,
а если поссорились, то нужно помириться.
Вос. : Вспомните кота Леопольда,как он говорил?
Дети: Ребята,давайте жить дружно!
Вос. : Дети, а какую поговорку мы с вами придумали для нашей группы?
Реб. :Я буду стараться и у меня все получится. Она
означает то, что не надо боят ься трудностей.
Вос. : Я надеюсь, что это действует в некоторых случаях и помогает нам.
Ребята, о лени тоже есть очень мудрые мысли, например:
Поспешишь-людей насмешишь.
Реб. :Не надо лениться и делать дело быстро,плохо,надо стараться
делать все хорошо.
Реб. : Я знаю такую:Под лежачий камень вода не течет.
Вос. : А эта мысль понятна вам, дети?
Реб. :Когда лежит камень,он и мешает воде течь.
Вос. :Нет ребята, это не так. С камнем сравнивают ленивого человека,который
ничего не делает.
Я вам назову такую:Не спеши языком, торопись делом. О чем здесь
речь?
Реб. :Нужно сделать дело, а потом говорить и не хвастаться.
Вос. : Молодцы, вы стали лучше разбираться и понимать
смысл пословиц,вспомните о природе,о погоде.
Реб. :Мороз не велик,а стоять не велит.
Значит, надо больше двигаться
Реб. :Много снегу- много хлебу. Снег растает, поэтому и будет много влаги,
а потом и вырастет хороший урожай.
Вос. : Мы с вами живем в России, это наша Родина,а о Родине вы, конечно же,
знаете пословицы,назовите их.
Реб. :Родина-мать, умей за нее постоять. Нужно защищать свою Родину.
На чужой стороне помни о своей земле-нельзя забывать о своей
Родине, где бы ты не был.
Вос. : Правильно, ребята, ведь Родина на всю жизнь одна, как и мама,
самый родной и близкий человек. О маме вы тоже знаете
пословицы, вспомните их и назовите.
Реб. :Нет милее дружка, чем родная матушка.
Реб. : При солнышке тепло, при матери добро.
Вос. : Как понимаете смысл этих пословиц?
Реб. : С мамой всегда хорошо, мама приласкает и обогреет.
Вос. :А еще, дети, мама и даст нужный совет,научит только
хорошему. Любите своих родных и не огорчайте их.
А наше путешествие подходит к концу,скажите, понравилось ли оно
вам?
Дети: Да, очень понравилось,было интересно и поучительно.
Вос. : Хочу вам напомнить, что помогли нам попутешествовать
по этой замечательной стране самые разные книги,поэтому нужно почаще обращаться к книге, о чем нам и говорит такая пословица :
"Будешь книги читать-будешь все знать".
И с этим не поспоришь.