Лучший педагог года

Занятие по ознакомлению с детским фольклором (подготовительная группа) (1 фото)

Нина Боровлева
Занятие по ознакомлению с детским фольклором (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по ознакомлению с детским фольклором (подготовительная группа)

Цель:продолжать прививать детям любовь к малым

фольклорным формам : песенкам, потешкам, загадкам,

скороговоркам, считалочкам,поговоркам и т. д.

Продолжать учить понимать переносное значение образных

выражений. Учить придумывать загадки самостоятельно.

Формировать у детей выразительность,точность речи.

Продолжать развивать у детей интерес к детскому

фольклору.

Публикация «Занятие по ознакомлению с детским фольклором (подготовительная группа)» размещена в разделах

Предварительная работа:Оформление выставки книг по

детскому фольклору,чтение и заучивание наизусть

колыбельных песенок, потешек, скороговорок,загадок,

пословиц и т. д. Подготовка и разучивание инсценировок.

Оборудование: рисунки по сюжетам русских народных песенок,

потешек,детские игрушки, костюмы для ряжения (петушок, коза,

котик,сорока,корзина, цветы.

Вос. Дети, вы хотите в путешествие?

Дети:Конечно, хотим.

Вос. Но оно сегодня будет необычным: Мы с вами отправимся в страну под названием "Детская фольклория",тем более мы с вами там уже бывали. Что же это за страна?

Реб. :Там "живут" песенки, потешки, загадки,скороговорки.

Вос. :Какие вы молодцы! А сейчас перед путешествием мы

с вами по русскому обычаю присядем на дорожку, отдохнем, чтобы

набраться сил и послушаем колыбельные песенки.

Ой,Баюшки,баюшки,

в огороде заюшки

травушку щипают,Марину забавляют.

А Марина умная

да очень разумная.

Спи-усни, спи-усни,

крепкий сон тебя возьми.

Реб. : А мне мама вот такую песенку пела раньше:

Ночь пришла, темноту привела;

задремал петушок, запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

ложись на бочок,

баю-бай, засыпай.

Вос. :Обратили внимание на то, какие в песенках слова?

Реб. :Добрые, ласковые,тихим голосом надо петь эти

колыбельные песенки.

Вос. :Пускай теперь наши девочки покажут, как они умеют укладывать своих дочек-кукол.

Девочки берут кукол и поют им колыбельные песенки:

Лиза: Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченка- не спится,

Моя Танечка боится

Ты,собачка, не лай,

Мою Таню не пугай.

Маруся:Уж ты,котя-коток,

Котя,серенький лобок!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

Я тебе ли, коту,

за работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Воспитатель хвалит девочек.

Вос. : А теперь послушайте, какую колыбельную песенку спою вам я:

Баю-баюшки-баю

Деток я своих люблю,

Засыпайте, детвора,

На улице темнота,

За ворота не ходите,

Лучше крепким сном усните (слова Н. А. Боровлевой)

Ребята, а кто же по утру будит нашу детвору?

Дети :Это Петушок.

Читает ребенок:Петушок,петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь!

Вос. : А кто помнит другие песенки?

Реб. :Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное покажись!

Реб. :Солнышко-ведрышко,

Выкатись на бревнышко,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек!

Вос. : Вот вас и Петушок и Солнышко разбудили,вы проснулись,

а теперь всем умываться, чумазыми нельзя в путешествие отправляться.

Остановка "Мойдодырия"

Реб. :Водичка,водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Реб. :Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода- с дитя худоба!

Вода книзу- дитя кверху!

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

(Дети имитируют движения, опираясь на текст)

Вос. : Пора бы уже и подкрепиться, остановка "Вкуснятино"

Реб. ;(Котик) Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Вос. :А про сороку, наверное знаете все?

Реб. (сорока)Сорока-белобока,

Где была?

Далеко!

Кашку варила. Деток кормила.

Этому дала,этому дала,этому дала,

А этому не дала:

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

Вос. : А вы, ребятки, любите ходить в гости к бабушке?

Дети: Конечно.

Ладушки,ладушки,

Где были? У бабушки.

Что вы там ели?

Что вы там пили?

Мы кашку варили.

Кашка горяченька,

Бабушка добренька,

Пироги мягоньки,Блины масленые,

Сыром смазанные.

Попили,поели,

Шу-у-полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Вос. : А у кого плохой аппетит, кто его забодает?

Реб. (коза)Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Забодает,забодает,забодает.

Вос. : Песенки,потешки вы знаете, а еще какие формы фольклора

вы знаете?

Дети: Еще считалочки.

Вос. : А для чего они нужны,когда мы их используем?

Реб. : В игре, когда выбираем водящего.

Вос. : Давайте выбирать.

,. Реб. : Конь ретивый,долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

Вос. : Очень хорошая считалочка.

Нам как раз нужно отдохнуть.

Физкультминутка-игра "Салки"

Вос. : Продолжим наше путешествие.

Следующая остановка "Скороговория".

Что подсказывает вам это название?

Реб. : Это скороговорки. Их нужно говорить быстро, четко произносить все звуки.

Вос. : Вам слово. Пожалуйста, говорите.

Реб. :Проворонила ворона вороненка.

Реб. :Белый снег,белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела-белой даже не была.

Реб. : Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Реб. :Черепаха не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Реб. :На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

на траве двора.

Вос. : Хвалит детей. Очень хорошо,есть,ребята еще и

шутки, и прибаутки в стране "Фольклория", например:

Тит, иди молотить.

Брюхо болит.

Тит, иди щи хлебать.

Где моя большая ложка.

Реб. :Как в песенке про Антошку, очень похоже.

Вос. : Следующая остановка "Загадкино", самая ваша любимая, да?

Реб. :Да, загадки мы любим,но чтобы их отгадать, нужно и подумать, догадаться.

Вос. : Это точно,давайте-ка послушаем,какие вы знаете загадки.

Реб. :Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведет,

там след кладет. (карандаш)

Реб:Золотое решето черных домиков полно (подсолнух)

Реб. : Далеко мой стук слышится вокруг:

Червякам я враг,

А деревьям друг (дятел)

Вос. : А сейчас я вам загадаю свою загадку:

Висит лампочка в саду,

Я к ней тихонько подойду,

Не боюсь обжечься я-

Лампочка съедобная. (груша)

Дети, а попробуйте сами сочинить загадки.

Реб. :Маленькая, серенкая,

Кошку боится. Кто это?

Дети :Мышка.

Реб. : Идет в лес и деревья его боятся.

Что это?

Дети: Топор.

Реб. : Летом мы в ней плаваем, ныряем,

А зимой в хоккей играем. Что это?

Реб. : Это вода в реке летом и зимой.

Реб. : Зимою он спит,

А летом ест малину. Кто это?

Дети: Конечно, медведь.

Вос. :Приятно с вами путешествовать,сделаем остановку на станции

"Мудрые мысли". Очень интересное название.

Вы не догадываетесь, откуда оно?

Реб. : Это про пословицы и поговорки.

Вос. : Правильно, дети! В народе все подмечают и точно передают в пословицах

и поговорках. Как вы знаете, есть пословицы и поговорки о Родине, о маме,

о дружбе и о многом другом.

Давайте вспомним пословицы о дружбе.

Реб. :Один за всех и все за одного.

Вос. : Как вы это понимаете.

Реб. : Нельзя оставлять друзей в беде,нужно помогать.

Еще есть очень похожая -Друг познается в беде.

Реб. : Нет друга- ищи,

А нашел-береги.

Вос. : В чем здесь смысл?

Реб. : Друзей надо беречь,не ссорится с ними,

а если поссорились, то нужно помириться.

Вос. : Вспомните кота Леопольда,как он говорил?

Дети: Ребята,давайте жить дружно!

Вос. : Дети, а какую поговорку мы с вами придумали для нашей группы?

Реб. :Я буду стараться и у меня все получится. Она

означает то, что не надо боят ься трудностей.

Вос. : Я надеюсь, что это действует в некоторых случаях и помогает нам.

Ребята, о лени тоже есть очень мудрые мысли, например:

Поспешишь-людей насмешишь.

Реб. :Не надо лениться и делать дело быстро,плохо,надо стараться

делать все хорошо.

Реб. : Я знаю такую:Под лежачий камень вода не течет.

Вос. : А эта мысль понятна вам, дети?

Реб. :Когда лежит камень,он и мешает воде течь.

Вос. :Нет ребята, это не так. С камнем сравнивают ленивого человека,который

ничего не делает.

Я вам назову такую:Не спеши языком, торопись делом. О чем здесь

речь?

Реб. :Нужно сделать дело, а потом говорить и не хвастаться.

Вос. : Молодцы, вы стали лучше разбираться и понимать

смысл пословиц,вспомните о природе,о погоде.

Реб. :Мороз не велик,а стоять не велит.

Значит, надо больше двигаться

Реб. :Много снегу- много хлебу. Снег растает, поэтому и будет много влаги,

а потом и вырастет хороший урожай.

Вос. : Мы с вами живем в России, это наша Родина,а о Родине вы, конечно же,

знаете пословицы,назовите их.

Реб. :Родина-мать, умей за нее постоять. Нужно защищать свою Родину.

На чужой стороне помни о своей земле-нельзя забывать о своей

Родине, где бы ты не был.

Вос. : Правильно, ребята, ведь Родина на всю жизнь одна, как и мама,

самый родной и близкий человек. О маме вы тоже знаете

пословицы, вспомните их и назовите.

Реб. :Нет милее дружка, чем родная матушка.

Реб. : При солнышке тепло, при матери добро.

Вос. : Как понимаете смысл этих пословиц?

Реб. : С мамой всегда хорошо, мама приласкает и обогреет.

Вос. :А еще, дети, мама и даст нужный совет,научит только

хорошему. Любите своих родных и не огорчайте их.

А наше путешествие подходит к концу,скажите, понравилось ли оно

вам?

Дети: Да, очень понравилось,было интересно и поучительно.

Вос. : Хочу вам напомнить, что помогли нам попутешествовать

по этой замечательной стране самые разные книги,поэтому нужно почаще обращаться к книге, о чем нам и говорит такая пословица :

"Будешь книги читать-будешь все знать".

И с этим не поспоришь.

Цель:продолжать прививать детям любовь к малым

фольклорным формам : песенкам, потешкам, загадкам,

скороговоркам, считалочкам,поговоркам и т. д.

Продолжать учить понимать переносное значение образных

выражений. Учить придумывать загадки самостоятельно.

Формировать у детей выразительность,точность речи.

Продолжать развивать у детей интерес к детскому

фольклору.

Предварительная работа:Оформление выставки книг по

детскому фольклору,чтение и заучивание наизусть

колыбельных песенок, потешек, скороговорок,загадок,

пословиц и т. д. Подготовка и разучивание инсценировок.

Оборудование: рисунки по сюжетам русских народных песенок,

потешек,детские игрушки, костюмы для ряжения (петушок, коза,

котик,сорока,корзина, цветы.

Вос. Дети, вы хотите в путешествие?

Дети:Конечно, хотим.

Вос. Но оно сегодня будет необычным: Мы с вами отправимся в страну под названием "Детская фольклория",тем более мы с вами там уже бывали. Что же это за страна?

Реб. :Там "живут" песенки, потешки, загадки,скороговорки.

Вос. :Какие вы молодцы! А сейчас перед путешествием мы

с вами по русскому обычаю присядем на дорожку, отдохнем, чтобы

набраться сил и послушаем колыбельные песенки.

Ой,Баюшки,баюшки,

в огороде заюшки

травушку щипают,Марину забавляют.

А Марина умная

да очень разумная.

Спи-усни, спи-усни,

крепкий сон тебя возьми.

Реб. : А мне мама вот такую песенку пела раньше:

Ночь пришла, темноту привела;

задремал петушок, запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

ложись на бочок,

баю-бай, засыпай.

Вос. :Обратили внимание на то, какие в песенках слова?

Реб. :Добрые, ласковые,тихим голосом надо петь эти

колыбельные песенки.

Вос. :Пускай теперь наши девочки покажут, как они умеют укладывать своих дочек-кукол.

Девочки берут кукол и поют им колыбельные песенки:

Лиза: Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченка- не спится,

Моя Танечка боится

Ты,собачка, не лай,

Мою Таню не пугай.

Маруся:Уж ты,котя-коток,

Котя,серенький лобок!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

Я тебе ли, коту,

за работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Воспитатель хвалит девочек.

Вос. : А теперь послушайте, какую колыбельную песенку спою вам я:

Баю-баюшки-баю

Деток я своих люблю,

Засыпайте, детвора,

На улице темнота,

За ворота не ходите,

Лучше крепким сном усните (слова Н. А. Боровлевой)

Ребята, а кто же по утру будит нашу детвору?

Дети :Это Петушок.

Читает ребенок:Петушок,петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь!

Вос. : А кто помнит другие песенки?

Реб. :Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное покажись!

Реб. :Солнышко-ведрышко,

Выкатись на бревнышко,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек!

Вос. : Вот вас и Петушок и Солнышко разбудили,вы проснулись,

а теперь всем умываться, чумазыми нельзя в путешествие отправляться.

Остановка "Мойдодырия"

Реб. :Водичка,водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Реб. :Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода- с дитя худоба!

Вода книзу- дитя кверху!

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

(Дети имитируют движения, опираясь на текст)

Вос. : Пора бы уже и подкрепиться, остановка "Вкуснятино"

Реб. ;(Котик) Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Вос. :А про сороку, наверное знаете все?

Реб. (сорока)Сорока-белобока,

Где была?

Далеко!

Кашку варила. Деток кормила.

Этому дала,этому дала,этому дала,

А этому не дала:

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

Вос. : А вы, ребятки, любите ходить в гости к бабушке?

Дети: Конечно.

Ладушки,ладушки,

Где были? У бабушки.

Что вы там ели?

Что вы там пили?

Мы кашку варили.

Кашка горяченька,

Бабушка добренька,

Пироги мягоньки,Блины масленые,

Сыром смазанные.

Попили,поели,

Шу-у-полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Вос. : А у кого плохой аппетит, кто его забодает?

Реб. (коза)Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Забодает,забодает,забодает.

Вос. : Песенки,потешки вы знаете, а еще какие формы фольклора

вы знаете?

Дети: Еще считалочки.

Вос. : А для чего они нужны,когда мы их используем?

Реб. : В игре, когда выбираем водящего.

Вос. : Давайте выбирать.

,. Реб. : Конь ретивый,долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

Вос. : Очень хорошая считалочка.

Нам как раз нужно отдохнуть.

Физкультминутка-игра "Салки"

Вос. : Продолжим наше путешествие.

Следующая остановка "Скороговория".

Что подсказывает вам это название?

Реб. : Это скороговорки. Их нужно говорить быстро, четко произносить все звуки.

Вос. : Вам слово. Пожалуйста, говорите.

Реб. :Проворонила ворона вороненка.

Реб. :Белый снег,белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела-белой даже не была.

Реб. : Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Реб. :Черепаха не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Реб. :На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

на траве двора.

Вос. : Хвалит детей. Очень хорошо,есть,ребята еще и

шутки, и прибаутки в стране "Фольклория", например:

Тит, иди молотить.

Брюхо болит.

Тит, иди щи хлебать.

Где моя большая ложка.

Реб. :Как в песенке про Антошку, очень похоже.

Вос. : Следующая остановка "Загадкино", самая ваша любимая, да?

Реб. :Да, загадки мы любим,но чтобы их отгадать, нужно и подумать, догадаться.

Вос. : Это точно,давайте-ка послушаем,какие вы знаете загадки.

Реб. :Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведет,

там след кладет. (карандаш)

Реб:Золотое решето черных домиков полно (подсолнух)

Реб. : Далеко мой стук слышится вокруг:

Червякам я враг,

А деревьям друг (дятел)

Вос. : А сейчас я вам загадаю свою загадку:

Висит лампочка в саду,

Я к ней тихонько подойду,

Не боюсь обжечься я-

Лампочка съедобная. (груша)

Дети, а попробуйте сами сочинить загадки.

Реб. :Маленькая, серенкая,

Кошку боится. Кто это?

Дети :Мышка.

Реб. : Идет в лес и деревья его боятся.

Что это?

Дети: Топор.

Реб. : Летом мы в ней плаваем, ныряем,

А зимой в хоккей играем. Что это?

Реб. : Это вода в реке летом и зимой.

Реб. : Зимою он спит,

А летом ест малину. Кто это?

Дети: Конечно, медведь.

Вос. :Приятно с вами путешествовать,сделаем остановку на станции

"Мудрые мысли". Очень интересное название.

Вы не догадываетесь, откуда оно?

Реб. : Это про пословицы и поговорки.

Вос. : Правильно, дети! В народе все подмечают и точно передают в пословицах

и поговорках. Как вы знаете, есть пословицы и поговорки о Родине, о маме,

о дружбе и о многом другом.

Давайте вспомним пословицы о дружбе.

Реб. :Один за всех и все за одного.

Вос. : Как вы это понимаете.

Реб. : Нельзя оставлять друзей в беде,нужно помогать.

Еще есть очень похожая -Друг познается в беде.

Реб. : Нет друга- ищи,

А нашел-береги.

Вос. : В чем здесь смысл?

Реб. : Друзей надо беречь,не ссорится с ними,

а если поссорились, то нужно помириться.

Вос. : Вспомните кота Леопольда,как он говорил?

Дети: Ребята,давайте жить дружно!

Вос. : Дети, а какую поговорку мы с вами придумали для нашей группы?

Реб. :Я буду стараться и у меня все получится. Она

означает то, что не надо боят ься трудностей.

Вос. : Я надеюсь, что это действует в некоторых случаях и помогает нам.

Ребята, о лени тоже есть очень мудрые мысли, например:

Поспешишь-людей насмешишь.

Реб. :Не надо лениться и делать дело быстро,плохо,надо стараться

делать все хорошо.

Реб. : Я знаю такую:Под лежачий камень вода не течет.

Вос. : А эта мысль понятна вам, дети?

Реб. :Когда лежит камень,он и мешает воде течь.

Вос. :Нет ребята, это не так. С камнем сравнивают ленивого человека,который

ничего не делает.

Я вам назову такую:Не спеши языком, торопись делом. О чем здесь

речь?

Реб. :Нужно сделать дело, а потом говорить и не хвастаться.

Вос. : Молодцы, вы стали лучше разбираться и понимать

смысл пословиц,вспомните о природе,о погоде.

Реб. :Мороз не велик,а стоять не велит.

Значит, надо больше двигаться

Реб. :Много снегу- много хлебу. Снег растает, поэтому и будет много влаги,

а потом и вырастет хороший урожай.

Вос. : Мы с вами живем в России, это наша Родина,а о Родине вы, конечно же,

знаете пословицы,назовите их.

Реб. :Родина-мать, умей за нее постоять. Нужно защищать свою Родину.

На чужой стороне помни о своей земле-нельзя забывать о своей

Родине, где бы ты не был.

Вос. : Правильно, ребята, ведь Родина на всю жизнь одна, как и мама,

самый родной и близкий человек. О маме вы тоже знаете

пословицы, вспомните их и назовите.

Реб. :Нет милее дружка, чем родная матушка.

Реб. : При солнышке тепло, при матери добро.

Вос. : Как понимаете смысл этих пословиц?

Реб. : С мамой всегда хорошо, мама приласкает и обогреет.

Вос. :А еще, дети, мама и даст нужный совет,научит только

хорошему. Любите своих родных и не огорчайте их.

А наше путешествие подходит к концу,скажите, понравилось ли оно

вам?

Дети: Да, очень понравилось,было интересно и поучительно.

Вос. : Хочу вам напомнить, что помогли нам попутешествовать

по этой замечательной стране самые разные книги,поэтому нужно почаще обращаться к книге, о чем нам и говорит такая пословица :

"Будешь книги читать-будешь все знать".

И с этим не поспоришь.

Публикации по теме:

Ярмарка в детском садуЯрмарка в детском саду Лето - это прекрасна пора! Июнь, первый летний месяц, был посвящён устному народному творчеству, малым фольклорным формам. Через народное.

Проект «Витаминный марафон» Цель:Привлечь родителей совместно с детьми самостоятельно находить информацию для докладов. Задачи: - расширять представления об овощах;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с детским фольклором (подготовительная группа)
Опубликовано: 21 марта 2013 в 16:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по ознакомлению с детским фольклором (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Нина Боровлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД