Приложение МААМ

Детские игры и упражнения для формирования и развития у ребенка коммуникативных компетенций

Гульсина Шаульская
Детские игры и упражнения для формирования и развития у ребенка коммуникативных компетенций
▼ Скачать + Заказать документы

Детские игры и упражнения для формирования и развития у ребенка коммуникативных компетенций

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Публикация «Детские игры и упражнения для формирования и развития у ребенка коммуникативных компетенций» размещена в разделах

Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.

Коммуникативная компетентность – это коммуникативные навыки, позволяющие человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе с латинского «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом.

Актуальность данной темы вызвана тем, что у детей наблюдается:

• низкий уровень развития коммуникативных навыков, замкнутость, застенчивость;

несформированность вербальных средств коммуникации;

• ситуативно-деловая форма общения;

• недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим;

несформированность навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;

• затруднена развёрнутая связная речь.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты :

1) эмоциональный (чувствительность к другому);

2) когнитивный (познание другого);

3) поведенческий (способность к сотрудничеству).

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется :

• умение вести диалог, беседу;

развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;

• независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

• элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, а также с помощью различных видов игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых.

У детей младшего школьного возраста пользуются популярностью игры с предметами, настольные игры и словесные игры.

 В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

 Настольные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино (например, «Подбери по ассоциации», «Назови животных» и др.). Дети самостоятельно организуют игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий. Они доброжелательно относятся к партнерам даже в тех случаях, когда кто-то из них ошибается.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах; самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; находят признаки сходства и различия.

Возникают игры с мячом типа «Съедобное — несъедобное». Дети импровизируют, называя слова из разных тематических групп (овощи, фрукты, транспорт, одежда, рыбы, змеи и т. п.). В игре могут участвовать одновременно несколько игроков, бросая друг другу несколько мячей. Игровые действия сопровождаются смехом, радостными вокализациями, речевыми высказываниями.

Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность. Как правило, за столом располагаются одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свой рисунок и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа.

Некоторые дети, перемещаясь, могут прогуливаться по группе парами, тройками, ведут диалоги, развивая сюжет в воображаемом плане.

У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Разыгрываются импровизированные диалоги. Мотив театрализованной деятельности может включаться в традиционные сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.

1. Игра "Давайте поздороваемся". Существуют разные способы приветствий. Участники игры могут выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом (прикоснуться спиной, плечом, носом.). Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.

2. Упражнение "Ласковое имя", дети ласково называют друг друга по имени.

3. Игра "Вежливые слова" помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Дается инструкция: назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

4. Игра "Клубочек" поможет "изолированным" детям влиться в коллектив. Взрослый дает инструкцию: «У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем бросать клубочек друг другу, и задавать интересующие нас вопросы, при этом обматываем нитку вокруг пальца.

     -Как тебя зовут?

     -Хочешь со мной общаться?

     -Чего ты боишься?»

5. Игра "Пирамида любви" воспитывает уважительное, заботливое отношение к людям, умение выражать позитивные эмоции, развивает навыки взаимодействия. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кто-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, детей, свой город и т. д. Расскажите и вы, кого и что любите. А сейчас давайте построим "пирамиду любви" из наших с вами рук.  Я назову что-то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей руки свою. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Какая высокая пирамида у нас получилась, а всё потому, что мы умеем любить и быть любимы».

Таким образом, использование различных методов и приёмов в игровой деятельности помогает сформировать у дошкольников не только правильную речь, но и способствует развитию коммуникативно-речевых умений. Также положительным результатом считаются снятие эмоционального напряжения при общении, уверенность детей в себе.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Дата проведения: 22 сентября.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детские игры и упражнения для формирования и развития у ребенка коммуникативных компетенций
Опубликовано: 9 января 2024 в 07:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детские игры и упражнения для формирования и развития у ребенка коммуникативных компетенций» (включая файлы) размещена пользователем Гульсина Шаульская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД