Билера Инна Александровна
Консультация для родителей «Детские гаджеты: польза или вред?»
▼ Скачать + Заказать документы
Все современные родители условно делятся на два лагеря: одни выражают категорическое отрицание вредоносности «продвинутых девайсов», другие – пытаются убедить их в обратном. Но, как правило, истина всегда находится где-то между, и поэтому сегодняшняя статья затронет не только «минусы», но и положительное влияние гаджетов для ребенка.
Темочки:
Многие, кто обращается к этой статье, еще живо помнят радостные моменты своего детства. С самых малых лет малыш начинает свое исследование мира: ползает на коленках, пытаясь добраться до конфетки на столе, занимается ремонтом велосипеда, собирает рюкзак для путешествий и погружается во множество других захватывающих занятий. Ранее детская жизнь представляла собой настоящее приключение, где ребенок самостоятельно изучал окружающий мир. С возрастом менялись и его интересы: помощь родителям, занятия в кружках и секциях по интересам становились важными аспектами его жизни.
Каждый новый день наполнялся удивительными открытиями, которые позволяли ребенку ощутить всю гамму эмоций и впечатлений. Таким образом, он получал счастливое детство, разгорающуюся фантазию, необходимые навыки и надежных друзей.
Но что мы увидим, взглянув на нынешнее поколение? Уже в возрасте 1,5-2 лет мамы и папы вручают отпрыску потрепанный мобильный телефон, планшет или сажают у телевизора с мультиками, чтобы выкроить для себя полчаса-час свободного времени. Таким образом, ребенок «привязывается» к технологическим изобретениям с самых ранних лет и уже в 10-15 лет отучить его от них будет очень сложно. В то же время, ему необходимо самостоятельно познавать окружающую среду: крутиться, что-то разбирать и собирать, разливать или просыпать.
В современном мире все известные гаджеты стали средством манипуляции над детьми. Пожалуй, большинство родителей сталкивались с ситуацией, когда взамен выполненного действия чадо получает вознаграждение в виде игры на телефоне или планшете. И неважно, сколько лет малышу 2 или 10 — он осознает, что современные устройства являются отличным инструментом угрожать или мотивировать. Согласитесь, многие современные детки начинают знакомство с миром через стерильные компьютерные технологии и виртуальное восприятие, не задумываясь, что вред этого проявится значительно позже.
Отрицательные стороны общения с устройствами
Основной задачей каждого родителя является подготовка своего ребенка к условиям реального мира и выживанию. В результате, воспитательные усилия в течение многих лет заключаются в обучении отпрысков, заботе об их безопасности и состоянии здоровья. Но как воспринимается это детьми?
Специальная литература рассматривает воспитательный процесс, как увлекательную игру с малышом, программа которой меняется по мере его взросления.
Сегодня все эти игры стали виртуальными, лишая ребенка не только контакта с родителями, но и ограничивая полет его фантазии. Но вред регулярного использования гаджетов заключается не только в этом.
Рассматривая тему, как влияют гаджеты на детей и их вред, стоит выделить несколько основных моментов.
1. Ухудшение зрения у детей от длительного пребывания перед экранами.
2. Необходим контроль и ограничение времени у компьютера.
3. Существуют методики безопасного использования устройств в зависимости от возраста ребенка.
- Детям до 5 лет не рекомендуется проводить много времени за компьютером.
- Дети 5-7 лет могут играть на гаджетах 10-20 минут в день.
- Школьникам разрешено использовать гаджеты 10-15 минут в день.
- Вредное влияние гаджетов включает малоподвижный образ жизни и риск избыточного веса у детей.
Психические расстройства – еще один побочный эффект чрезмерного общения с современной электронной техникой. Хотя и редко, но такие явления вполне возможны. Расстройства психики зачастую наблюдаются больше у тех детей, которые проводят время у монитора за игрой. Особенно наносят вред психическому здоровью детей игры, не соответствующие их возрасту. Например, те, в которых присутствуют сюжеты с элементами насилия, кровью, воздействием психотропных веществ, а также сцены эротического характера
Онлайн-игры влияют на мировоззрение детей, отвлекая их от учебы и обязанностей, затрудняя различение реальности и вымысла.
Дети копируют поведение героев из видеоигр, не осознавая его вредности. Основная проблема - перенимание эгоистичных и агрессивных навыков.
Вред общения с гаджетами : дети становятся зависимыми, что родители могут не замечать. Первые сигналы появляются при попытках отучить от гаджета и вернуть к реальности.
Положительные стороны.
В то же время, есть и «плюсы» общения детей с современными мобильными устройствами и компьютером:
1. Возможность всестороннего развития чада при условии тщательного контроля со стороны родителей. Это не значит, что с первого года жизни кроху стоит знакомить с гаджетами. Этот навык эму понадобиться с семи лет. Современные школьники 7-10 лет умеют включать ноутбук, компьютер или планшет и запускать на нем нужную для обучения или приобретения новых знаний программу. Главное, чтобы родители могли присутствовать рядом с детьми в это время, чтобы ненавязчиво помогать и одновременно контролировать процесс.
2. Возможность ненадолго занять чадо в условиях длительного ожидания. Все знают, что детки плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т. д. В таких ситуациях не всегда увлекательные игрушки или бумага с карандашами оказываются под рукой. Другое дело – смартфон или планшет, который может минут на 10-15 отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться со своими детьми, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями.
Как можно увидеть, положительные стороны общения с гаджетами тоже имеются. Однако, чтобы не допустить привыкания к миру виртуальных путешествий и попыток манипулировать со стороны чад, лучше контролировать время препровождения у мониторов компьютеров и планшетов.
Как избежать привыкания?
Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:
• реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
• возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.
Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:
контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.