МААМ-картинки

Детская речь: нормы и диагностика речевого развития

Екатерина Дубогрызова
Детская речь: нормы и диагностика речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Дубогрызова Екатерина Борисовна,

учитель – логопед,

МАДОУ «Улыбка»,

ЯНАО, г. Лабытнанги

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ : «НОРМЫ» И ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них – отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей и особенностей для детей разных возрастных групп.

Публикация «Детская речь: нормы и диагностика речевого развития» размещена в разделах

Долгие годы в дошкольных учреждениях обходились без проведения так называемой педагогической «диагностики» лингвистического развития. В соответствии с действующими программами воспитатели были нацелены на формирование у детей каждой возрастной группы определенных (единых для всех ЗУН, а не на развитие индивидуальных речевых способностей и возможностей).

Педагоги, ориентируясь на новые технологии, понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные задачи.

Обследование речи – дело трудоемкое, но необходимое для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

Не менее важно вести наблюдения за детской речью и для того, чтобы объективно и профессионально судить об эффективности применяемых методов и приемов. Например, если усилия педагога значительны, а результаты оставляют желать лучшего, то, вероятнее всего, используемые формы работы не подходят и нужно искать другие, соответствующие индивидуальным особенностям ребенка.

Невозможно представить и обобщение опыта отдельного педагога или целого коллектива, если в материалах не будет сведений о начальных показателях речевого развития детей и их сравнения с их конечными результатами.

Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много : это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы» : игрушки, дидактические игры, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т. д.

Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др., требующую определенных речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые (оценивающие) здания и вопросы.

Такое обследование, не нарушая, хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с педагогом игра, развлечение, интересное общение и проводится в дошкольных учреждениях в начале учебного года, в середине и в конце.

О возрастных «нормах» развития детской речи

Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчета для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений, так и опережений в развитии речи. Эти «нормы» изложены в основном руководстве деятельностью педагога – «Программе», в разделе «Развитие речи», но они представлены как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.

Следует учитывать, что понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жестких границ. В связи с этим главная задача – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т. е. «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход.

Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах?

Воспитатели, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового «стандартного» ребенка, помочь малышу, страдающему речевым нарушением.

Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребенка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребенка, не обращали внимания на неточное словоупотребление, не учили слушать рассказы, сказки и пересказывать их) и ошибок коллег-непрофессионалов (например, раньше ребенок посещал детский сад, где не уделяли должного внимания его речи).

Тем не менее, воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя практики (а иногда и родители) прежде всего, замечают отставание в сроках и темпах речевого развития, а затем уже – особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, речевом поведении (например, ребенок не задает вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не участвует в сюжетно-ролевых играх).

Детские психологи советуют педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

1. Совсем не говорит;

2. Начал говорить со значительным опозданием;

3. Развитие речи остановилось на одном уровне;

4. Ребенку три года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

5. Ребенку четыре года, но его речь грамматически не оформлена;

6. Ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);

7. Говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

Речевые проблемы детей шестилетнего возраста:

1. Наблюдается смешение при восприятии на слух и при произношении близких в акустическом и артикуляционном плане звуков: [с-ш], [з-ж], [р-л], [ч-ть], [ч-щ], [ч-ц], [сь-щ];

2. Словарный запас наполнен, однако отстает от возрастной нормы качественно и количественно; затруднения касаются подбора родственных слов, синонимов, антонимов, прилагательных;

3. Грамматическое оформление речи неряшливо, дети не могут построить сложноподчиненное предложение;

4. Связная речь несовершенна, рассказы непоследовательны, состоят из простых предложений, бедны эпитетами.

Педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребенка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

Лишь незначительные отклонения в речевом развитии после консультации с логопедом в силах откорректировать сам, но программу речевых игр, упражнений, занятий нужно обсудить и детально разработать совместно с дефектологом.

Воспитатели должны иметь представление и об основных причинах отклонений в развитии детской речи :

1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка.

2. Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.

3. Особенности родов: стремительные или затяжные; осложнений (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

4. Заболевания ребенка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и менингоэнцефалиты.

5. Влияние среды общения: длительность психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычие в семье.

Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

1. Очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

2. Стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;

3. Предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

4. Не реагируют на слова, если не видят говорящего;

5. Не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.

Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять к специалистам, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3 лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

О целях и задачах педагогической диагностики детской речи

Нужно ли проводить в дошкольном учреждении обследование детской речи? На этот счет есть разные мнения, но никто не сомневается в том, что правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребенка в группе.

Обследование даст педагогу возможность:

• контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррекционные программы занятий с «отстающими» и одаренными детьми;

• уточнять эффективность используемых методов и приемов;

• подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в них дидактические игры, упражнения;

• своевременно корректировать планирование работы.

Правильно организованное педагогическое обследование поможет созданию дружеского сообщества «детский сад – семья», так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребенка, познакомить родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по ее развитию, совершенствованию или коррекции. Воспитатели приобретут активных помощников, если будут тактичны и не станут сравнивать успехи одного ребенка с неуспехами другого.

Следует учесть, что наиболее трудными в диагностике являются анализ, интерпретация и оценка результатов; любое оценивание – условно; главная задача обследования – контроль за развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по развитию речи «Учусь говорить. Связная речь» Учусь говорить. Связная речь Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою… М. Лермонтов Каждый ребенок.

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская речь: нормы и диагностика речевого развития
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 18:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская речь: нормы и диагностика речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Дубогрызова (УИ 194461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД