Александр Владимирович Гришин
Детская психология ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Расширение предмета детской психологии происходит за счет попыток ввести в поле исследования детской психологии период внутриутробного развития ребенка, построение концептуальной модели материнства для обеспечения целостного научного исследования данного явления в психологии. Объект исследования – система психического взаимодействий «мать-ребенок».
Публикация «Детская психология ребенка» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Поскольку сама система возникает с появлением ребенка, то необходимо определить в первую очередь, с какого периода онтогенеза можно считать ребенка элементом системы психического взаимодействия с матерью. Точкой
отсчета в возникновении и развитии исследуемой системы следует считать момент возникновения психического отражения : в пренатальном (внутриутробном) развитии ребенка.
Философия и детская психология.
Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека. Законы философии являются законами возрастной психологии. Спор между диалектическим и метафизическим способами мышления,
способами анализа окружающей действительности.
Метафизика – философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, основанный на этом учении метод мышления.
Законы диалектики: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные.
Развитие ребенка – это тоже «борьба и единство противоположностей», в роли которых постоянно выступает противоречие между возросшими желаниями ребенка и реальными возможностями, в соответствии с этим деятельность ребенка перестраивается. Так осуществляется переход к новой стадии развития его психической жизни.
Педагогика и детская психология.
Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития ребенка на разных возрастных этапах, а также законы перехода с одного возрастного этапа на другой. По определению, педагогика –
это наука о воспитании и обучении; где акцентируются воспитательные приемы, воздействие. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, процесса образования, обучения, их роль в жизни общества и развитии личности. Сотрудничество педагогики с психологией в деле воспитания и обучения человека имеет давнюю историю. По мнению одного из классиков отечественной педагогики К. Д. Ушинского, педагогика может успешно разработать пласт
воспитания целостной личности, только опираясь на весь комплекс наук о человеке, в центре которых находится психология. В решении одних и тех же задач обучения и воспитания ребенка педагогика и психология ищут ответы на разные вопросы. Педагогика отвечает на вопрос «как?». Психология отвечает на вопрос «почему?». Медицина и детская психология.
Медицина – совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей. На стыке медицины и психологии возникла совершенно особая отрасль научного знания – психосоматика. Психосоматика – направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний. Этот термин означает, что изменения, которые происходят во
внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистой, желудочнокишечной, дыхательной, врачи связывают с более или менее длительным
эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты – как межличностные, так и внутренние. Для формирования такого ценного образования, имеющего огромное значение в жизни и деятельности человека, необходимо выполнение взрослыми, ухаживающими за детьми, целого ряда условий:
с первых дней жизни ребенок должен ощущать себя находящимся под постоянной защитой ближайшего окружения, особенно матери. Он должен приобрести уверенность, что плач – единственно доступный ему способ реагирования на неприятные ощущения (голод, боль, дискомфорт в кровати, страх перед неизведанным).
Ребенок должен быть уверен в том, что может привлечь к себе внимание и может положиться на хорошее отношение матери, ее постоянную защиту.
Только с ее помощью он постепенно может развить в себе способность к активному взаимодействию с миром и поисковому доведению, только она способна бережно провести его через этап покровительства и поддержки к этапу,
самостоятельности и независимости.
Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. В основе возникновения ряда заболеваний сердца (стенокардия и инфаркт, опухолевых заболеваний, особенностей их протекания лежит чувство беспомощности и безнадежности, ситуация отказа от поисковой активности. Состояние отказа от
поиска не только вредно для здоровья – оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности.
Широко признана роль семьи и в происхождении неврозов. Так, показано, заболеваемость человека неврозом в немалой степени зависит от условий, в которых он воспитывался: стиля, типа воспитания. При этом воздействие родительской семьи простирается весьма далеко, проявляясь и в то время, когда
человек сформировал собственную семью. Методологические принципы, лежащие в основе построения теоретического и практического курса психологии дошкольного возраста
Системный подход, принцип дифференциации, положение отечественной психологии об единстве деятельности и сознания, положение об активности присвоения и активности отдачи, положения П. Я. Гальперина о роли ориентировочной основы действия – набор принципов, лежащих в основе построения теоретического курса.
Под системным подходом понимают направление методологии специально-научного исследования и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Достоинство системного подхода видится в том, что он позволяет гармонично соединить в единую картину самые
разнообразные, самые противоречивые теоретические концепции и методологические подходы, имеющиеся в детской психологии. Будущему педагогу чрезвычайно важно осознать эту гармонию и взаимную дополняемость результатов, имеющихся в сфере научного знания.
Согласно принципу дифференциации, широко применяемому в современных технологиях образования, в пособии сопоставляются различные явления социальной действительности, определяется структура того или иного социального явления, события, что позволяет студенту лучше усвоить материал и перенести накопленный опыт из ситуации учебной в русло собственной практической деятельности.
Принцип дифференциации находит отражение в сопоставлении различных точек зрения, по тем или иным вопросам.
Согласно положению отечественной психологии о единстве деятельности и сознания, сознание зарождается, формируется и реализуется в деятельности. Только произведя те иные действия, человек способен в полной мере осознать их эффект.
Положение об активности присвоения и отдачи сформулировано в работе Е. О. Смирновой. Активность присвоения достигается посредством обращения
к тем проблемам, которые ставит перед студентами жизнь, к вопросам, которые являются для них чрезвычайно важными. Это позволяет задать некоторую мотивационную основу изучения курса детской психологии.
Концепция П. Л. Гальперина, в частности, его положение о решающей роли ориентировочной основы действия (ООД, критериях ее выделения, типах ООД и этапах усвоения умственного действия, дает в руки инструмент, используя который можно должным образом преподнести учебный комплекс.