Лучший педагог года

Детская психология ребенка

Александр Владимирович Гришин
Детская психология ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Расширение предмета детской психологии происходит за счет попыток ввести в поле исследования детской психологии период внутриутробного развития ребенка, построение концептуальной модели материнства для обеспечения целостного научного исследования данного явления в психологии. Объект исследования – система психического взаимодействий «мать-ребенок».

Публикация «Детская психология ребенка» размещена в разделах

Поскольку сама система возникает с появлением ребенка, то необходимо определить в первую очередь, с какого периода онтогенеза можно считать ребенка элементом системы психического взаимодействия с матерью. Точкой

отсчета в возникновении и развитии исследуемой системы следует считать момент возникновения психического отражения : в пренатальном (внутриутробном) развитии ребенка.

Философия и детская психология.

Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека. Законы философии являются законами возрастной психологии. Спор между диалектическим и метафизическим способами мышления,

способами анализа окружающей действительности.

Метафизика – философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, основанный на этом учении метод мышления.

Законы диалектики: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные.

Развитие ребенка – это тоже «борьба и единство противоположностей», в роли которых постоянно выступает противоречие между возросшими желаниями ребенка и реальными возможностями, в соответствии с этим деятельность ребенка перестраивается. Так осуществляется переход к новой стадии развития его психической жизни.

Педагогика и детская психология.

Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития ребенка на разных возрастных этапах, а также законы перехода с одного возрастного этапа на другой. По определению, педагогика –

это наука о воспитании и обучении; где акцентируются воспитательные приемы, воздействие. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, процесса образования, обучения, их роль в жизни общества и развитии личности. Сотрудничество педагогики с психологией в деле воспитания и обучения человека имеет давнюю историю. По мнению одного из классиков отечественной педагогики К. Д. Ушинского, педагогика может успешно разработать пласт

воспитания целостной личности, только опираясь на весь комплекс наук о человеке, в центре которых находится психология. В решении одних и тех же задач обучения и воспитания ребенка педагогика и психология ищут ответы на разные вопросы. Педагогика отвечает на вопрос «как?». Психология отвечает на вопрос «почему?». Медицина и детская психология.

Медицина – совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей. На стыке медицины и психологии возникла совершенно особая отрасль научного знания – психосоматика. Психосоматика – направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний. Этот термин означает, что изменения, которые происходят во

внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистой, желудочнокишечной, дыхательной, врачи связывают с более или менее длительным

эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты – как межличностные, так и внутренние. Для формирования такого ценного образования, имеющего огромное значение в жизни и деятельности человека, необходимо выполнение взрослыми, ухаживающими за детьми, целого ряда условий:

с первых дней жизни ребенок должен ощущать себя находящимся под постоянной защитой ближайшего окружения, особенно матери. Он должен приобрести уверенность, что плач – единственно доступный ему способ реагирования на неприятные ощущения (голод, боль, дискомфорт в кровати, страх перед неизведанным).

Ребенок должен быть уверен в том, что может привлечь к себе внимание и может положиться на хорошее отношение матери, ее постоянную защиту.

Только с ее помощью он постепенно может развить в себе способность к активному взаимодействию с миром и поисковому доведению, только она способна бережно провести его через этап покровительства и поддержки к этапу,

самостоятельности и независимости.

Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. В основе возникновения ряда заболеваний сердца (стенокардия и инфаркт, опухолевых заболеваний, особенностей их протекания лежит чувство беспомощности и безнадежности, ситуация отказа от поисковой активности. Состояние отказа от

поиска не только вредно для здоровья – оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности.

Широко признана роль семьи и в происхождении неврозов. Так, показано, заболеваемость человека неврозом в немалой степени зависит от условий, в которых он воспитывался: стиля, типа воспитания. При этом воздействие родительской семьи простирается весьма далеко, проявляясь и в то время, когда

человек сформировал собственную семью. Методологические принципы, лежащие в основе построения теоретического и практического курса психологии дошкольного возраста

Системный подход, принцип дифференциации, положение отечественной психологии об единстве деятельности и сознания, положение об активности присвоения и активности отдачи, положения П. Я. Гальперина о роли ориентировочной основы действия – набор принципов, лежащих в основе построения теоретического курса.

Под системным подходом понимают направление методологии специально-научного исследования и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Достоинство системного подхода видится в том, что он позволяет гармонично соединить в единую картину самые

разнообразные, самые противоречивые теоретические концепции и методологические подходы, имеющиеся в детской психологии. Будущему педагогу чрезвычайно важно осознать эту гармонию и взаимную дополняемость результатов, имеющихся в сфере научного знания.

Согласно принципу дифференциации, широко применяемому в современных технологиях образования, в пособии сопоставляются различные явления социальной действительности, определяется структура того или иного социального явления, события, что позволяет студенту лучше усвоить материал и перенести накопленный опыт из ситуации учебной в русло собственной практической деятельности.

Принцип дифференциации находит отражение в сопоставлении различных точек зрения, по тем или иным вопросам.

Согласно положению отечественной психологии о единстве деятельности и сознания, сознание зарождается, формируется и реализуется в деятельности. Только произведя те иные действия, человек способен в полной мере осознать их эффект.

Положение об активности присвоения и отдачи сформулировано в работе Е. О. Смирновой. Активность присвоения достигается посредством обращения

к тем проблемам, которые ставит перед студентами жизнь, к вопросам, которые являются для них чрезвычайно важными. Это позволяет задать некоторую мотивационную основу изучения курса детской психологии.

Концепция П. Л. Гальперина, в частности, его положение о решающей роли ориентировочной основы действия (ООД, критериях ее выделения, типах ООД и этапах усвоения умственного действия, дает в руки инструмент, используя который можно должным образом преподнести учебный комплекс.

Публикации по теме:

Детская йога для здоровья ребенкаДетская йога для здоровья ребенка Я-инструктор по детской йоге. Свои занятия я провожу в игровой форме. Даже самые маленькие четырехлетние дети могут начать курс. Это возраст,когда.

Детская креативность Вхождения детей в мир взрослых – это непрерывная цепочка открытий, начиная с первых дней жизни. Каждый из нас стремится глубже понять внутренний.

Детская стенгазета ко Дню СмехаДетская стенгазета ко Дню Смеха Целый день мы веселились! Что такое, что случилось? А без юмора нельзя – С 1 апреля всех, друзья Мы читали книжки, сценки.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Консультация для родителей «Психология подростка. Кризис 14 лет: не сломать и не сломаться» .Этот первый год, эти несколько пеленочных месяцев кажутся вечностью. Так будет всегда: купать, стирать, пеленать, вставать ночью, болезни,.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Конспект развивающего занятия «ПсихологиЯ» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект развивающего занятия «ПсихологиЯ» для детей старшего дошкольного возраста Развивающее занятие «Страна ПСИХОЛОГиЯ» для детей старшей группы Цель: психологическое сопровождение развития ребёнка дошкольного возраста.

Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет»Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет» Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2-3 лет»Автор: Булгакова Н. А. Наш внук пропустил свой первый новогодний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская психология ребенка
Опубликовано: 11 мая 2024 в 16:38
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская психология ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД