Виктория Пегасова
Консультация «Детская одаренность»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская одаренность.
Все взрослые всегда должны поступать так,
чтобы обеспечить наилучшие интересы детей.
«Одаренный», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто произносятся нами – педагогами и родителями. Под способностями понимаются, как правило, такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.
Публикация «Консультация „Детская одаренность“» размещена в разделах
Одаренность чаще всего трактуется как качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Эту индивидуально – психологическую особенность ученые характеризуют, как системное, развивающееся в течении жизни качество психики, позволяющее достичь человеку высоких результатов.
Когда этот дар проявляется у малыша, о нем говорят – «одаренный ребенок». Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок.
Цели работы с одаренными детьми
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.
Задачи в системе работы с одаренными детьми :
· Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
· Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития
одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.
· Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в
процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
· Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
· Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.
· Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка :
Интеллектуальная сфера
- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью
- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания
- проявляет исключительные способности к решению задач
- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
- часто с головой уходит в то или иное занятие
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений
Чтение: ребёнок проявляет большой интерес к книгам, любит слушать чтение, в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет много читает самостоятельно, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
Творчество: ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;
- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
- способен продуцировать оригинальные идеи;
- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
Общение и лидерство: ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
- в общении со сверстниками проявляет инициативу;
- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство) :
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка: ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
Двигательная сфера: ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Модель психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри ДОУ показывает её эффективность, как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и главное – в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.
Формы работы с одарёнными детьми :
групповые занятия;
конкурсы; интеллектуальные игры;
участие в олимпиадах; презентации;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность.
исследования динамики развития.
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка :
1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.