Татьяна Алмаева
Детская одаренность
Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей.
Задачи:
1. Углубить знания об одаренности, проявления одаренности одаренных детей.
2. Обозначить проблемы и особенности одаренных детей
План выступления
1. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок".
2. Проблема одаренности в дошкольном возрасте
3. Формы проявлений одаренности в детском возрасте.
Публикация «Детская одаренность» размещена в разделах
4. Особенности и проблемы одаренных детей
5. Как развивать одаренность в дошкольном возрасте
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест.
Давайте попробуем выяснить каких же детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?
Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к обучению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятны периодом для развития одаренности, так как в этом возрасте происходит раскрытие его способностей. Поэтому педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.
Как проявляется детская одаренность?
По наблюдениям можно сказать, что одаренные дети задают много вопросов, проявляя интерес к окружающему, знают больше, чем его сверстники, отвечают на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносят в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строят удивительные постройки, экспериментируют с предметами, пытаясь понять различные закономерности. Необычно высокие способности могут проявляться уже довольно рано. До 3 лет, например, психика малыша чувствительна к развитию музыкальных способностей. Что касается общей одаренности (умственных способностей, то для ее развития благоприятный период — с 3 до 7 лет. По-настоящему одаренные дети обладают большой потребностью в умственной работе, постоянным стремлением к познанию. Это первый признак одаренности. Ключевое обстоятельство здесь — радость, положительные эмоции, которые испытывают одаренные дети, задавая работу своему мозгу. Только та деятельность, которая приносит ребенку удовольствие, развивает его способности.
Не стоит заниматься с детьми, если вы видите, что это не вызывает у них интереса и приходится принуждать их или уговаривать.
«Одаренные дети» — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Выявить одаренных детей можно с помощью наблюдения и специальных методик.
Обучение одаренных детей можно проводить как в обычных группах, так и специально для них создаваемых (кружках). Если ребенок посещает обычную группу, воспитателю следует подбирать для занятий материал повышенной сложности, который обеспечивал бы и его развитие. Можно также предлагать такому ребенку проделать не один, а два или несколько вариантов решения, например, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, художественной литературе. Чтобы ребенок не мешал другим детям, следует договориться с ним, что свои варианты ответа он не будет стараться выкрикивать первым, а постарается сдержаться и сказать воспитателю «на ухо». Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки.
На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию одаренных детей дошкольного возраста:
1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
3) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
4) Стимулирование самостоятельности, формирование ответственности за себя и свое поведение;
5) Создание атмосферы взаимопонимания между ребенком и воспитателем.
В заключение хотелось бы сказать, что главная задача взрослого это безусловное понимание и уважение личности ребенка. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.