Ольга Подманкова
Дети с РАС. Перспективное планирование работы в дошкольном возрасте
Дети с РАС. Перспективное планирование работы в дошкольном возрасте.
Этапы комплексной коррекционно-развивающей работы. Планирование задач
Младший дошкольный возраст • пробуждать положительный эмоциональный отклик на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка;
• формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др. ;
Публикация «Дети с РАС, Перспективное планирование работы в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2020
• развивать положительный отклик на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения, удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого;
• формировать у ребенка представления о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально);
• побуждать ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его, учить обращать внимание на голос взрослого и звуки окружающей действительности;
• фиксировать взор на предметно – манипуляторной деятельности педагога;
• учить выполнению простых подражательных движений за учителем (по инструкции “сделай вместе”);
• выполнять подражательные действия со сменой вида движения;
• учить воспроизводить по подражанию действия с предметом (“Упражнение с флажком”);
• наблюдать за движущимися заводными игрушками;
• формировать навык прослеживания взглядом за движением предмета в горизонтальной и вертикальной плоскости;
• поощрять стремление дотянуться до интересного предмета, схватить предмет пальцами, переложить предмет из одной руки в другую;
• учить рассматривать предмет в руке, прослеживать взглядом за упавшим предметом, искать накрытый предмет или предмет в муфте (чтобы мог действовать сразу двумя руками, «встретиться» с рукой сверстника или взрослого, манипулировать предметом;
• учить выделять отдельные предметы из общего фона;
• учить различать качества предметов, учитывать знакомые свойства предметов при элементарной деятельности («Положи большой шарик в большую коробку», пользоваться методом проб при решении практической задачи;
• формировать навык использования предметов с фиксированным назначением в практических и бытовых ситуациях;
• учить узнавать реальные и изображенные на картинках предметы;
Средний дошкольный возраст • инициировать ориентировочную активность в ситуации привлечения внимание ребенка к предметам и явлениям;
• совершенствовать навык фиксации взгляда на объекте;
• выполнять по показу и самостоятельно по заданию действий с предметами: катание шариков в определенном направлении, бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком, перекладывание предметов из одной коробки в другую и др. ;
• совершенствовать навык прослеживать за движением предметов, ориентироваться в пространстве;
• учить использовать в наглядных ситуациях предмет как орудия действия: доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета; сталкивание палкой предмета со стола; использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими навыками в новой ситуации;
• совершенствовать навык зрительно-двигательной координации, учить складывать разрезные картинки из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали;
• формировать представления о расположении объектов в пространстве по отношению к собственному телу;
• учить действию с предметами разного цвета, формы, величины;
• осуществлять группировку по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу);
• осуществлять выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный; белый) из 3-4 предметов всех указанных цветов (без названия цветов);
• проводить дифференциацию трех цветов: красный, синий, желтый - уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета;
• проводить группировку по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу);
• формировать навык конструктивного праксиса, формировать опыт конструирования по подражанию и по образцу;
• учить понимать и выполнять инструкции взрослого;
• помогать овладевать предметно-игровым действиями, формировать опыт следования элементарному игровому сюжету;
• использовать опыт знаково-символической деятельности, опираясь на навык самообслуживания, самостоятельного приема пищи, одевания и раздевания, навыков личной гигиены (с использованием визуального подкрепления последовательности действий);
• учить пользоваться ножницами;
• учить раскрашивать картинки, проводить линии, рисовать простые предметы и геометрические фигуры;
Старший дошкольный возраст • осуществлять выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма (“крыша”, конус (“башенка”, параллелепипед (“брусок”, "кирпичик”);
• осуществлять выбор предметов одной формы из 6—10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг — квадрат, круг— треугольник;
• самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат;
• делать выбор одинаковых по величине предметом из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции “Дай такой”;
• проводить группировку различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку — больших предметов, и маленькую — маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных — больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера, использовать прием наложения предметов для их сравнения по величине;
• подбирать друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки — к таре, мячи или шары — к отверстиям разного диаметра);
• понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а какой меньше; самостоятельно показывать величины: большой, маленький;
• осуществлять подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 2-3) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, величину фигур;
• складывать матрешку, нанизывать кольца маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 3 и 5 колец); заканчивать работу, не бросать ее не доделав, не терять принципа подбора “но величине”; окончив, контролировать правильность сделанного, замечать и исправлять ошибки;
• складывать простейшие фигуры из счетных палочек по показу и по образцу;
• делать постройки из детских наборов строительного материала. “Стройка Агапова” (по показу и одновременной словесной инструкции сопряженно с учителем): башня из 4-х кубов одинакового размера; дорожка из брусков одинакового размера; башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине); башня из 5- ти кубов разного размера (по убывающей величине);
• формировать представления о взаимоотношениях между внешними объектами, словесное обозначение пространственных отношений;
• развивать способность ориентироваться по стрелке в знакомом помещении; пользоваться простой схемой-планом;
• формировать временные представления, опираясь на принцип работы по визуальному расписанию;
• осознавать связи между расписанием режима дня и повседневной жизнью;
• учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи, зависимости;
• учить группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;
• учить соотносить форму предметов с геометрической формой-эталоном, дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;