Наталья Халевина
Дети с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЕСАУЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД"
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СИНДРОМ ДАУНА»
ВОСПИТАТЕЛЬ 2 МЛ. ГРУППЫ ХАЛЕВИНА Н. В.
с. Есаулово
2019 г.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания,
Публикация «Дети с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядкедетьми-инвалидвми,но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психологическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем :
1. отсталость умственного развития (с нарушениями интеллекта)
В данном случае ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, болезнь Дарвина, эпилепсия, шизофрения, олигофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
2. задержка психического развития (ЗПР)
В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
3. нарушения слуха (глухие, плохослышащие)
Относятся дети, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором общение с людьми при помощи речи существенно затруднено или вовсе невозможно.
4. проблемы со зрением (слепые, слабовидящие)
В эту группу входят дети, которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования.
5. речевые отклонения
Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
6. нарушения в работе опорно-двигательного аппарата
Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.
7. расстройства поведения и общения
В данную группу могут входить гиперактивные дети, но поскольку подобный диагноз сейчас ставят в поликлинике практически каждому второму, то здесь еще важно учитывать сопутствующие факторы.
8. комплексные нарушения (представляют собой сочетание двух и более групп)
В качестве примера можно привести сочетание таких заболеваний, как детский церебральный паралич и отсутствие слуха, либо нарушение зрения с задержкой психического развития.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В связи с этим в детском саду (школе) должна выстраиваться планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития.
Коррекционная работа должна вестись в тесном сотрудничестве с семьями учащихся.
Очень важна толерантность родителей и воспитанников. Для этого надо проводить родительские собрания и беседы с детьми.
Одним из примеров ОВЗ является паталогия
"Синдром Дауна"- врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями.
Название "Синдром Даун" происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году.
В 1959 году французский генетик Жером Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями.
Суть этого явления в том, что обычно в каждой клетке человека находится 46 хромосом, половину которых человек получает от матери, а половину - от отца.
У человека с синдромом Дауна в 21-й паре хромосом имеется третья дополнительная хромосома, в итоге их 47.
Как проявляет себя лишняя хромосома?
Лишняя хромосома воздействует на состояние здоровья и развитие мышления. У одних людей с синдромом Дауна могут быть серьезные нарушения здоровья, у других - незначительные. Некоторые заболевания встречаются у людей с синдромом Дауна чаще, например: врожденные пороки сердца, недостатки слуха и, еще чаще, зрения, нередко возникают заболевания щитовидной железы, более распространены легкие заболевания, такие как простуда и сухость кожи. У людей с синдромом Дауна обычно бывают нарушения интеллекта в различной степени. Развитие детей с синдромом Дауна бывает очень разным. Однако важно отметить, что как к каждому обычному человеку, к каждому такому ребенку надо относиться индивидуально.
Синдром Дауна наблюдается у одного из 600-1000 новорожденных.
Причина, по которой это происходит, до сих пор не выяснена.
Дети с синдромом Дауна рождаются у родителей, принадлежащих ко всем социальным слоям.
Речь у особых детей появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный.
Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой.
Они могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными, могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми.
Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.
Дети с синдромом Дауна имеют те же права и должны иметь те же возможности для развития своего потенциала, что и другие люди.
Получая педагогическую помощь и необходимую социальную поддержку с самого рождения, они могут успешно развиваться, жить полной жизнью, быть достойными гражданами и полезными членами общества.
Дети с синдромом Дауна обучаемы.
Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.
Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.
В первую очередь, родители должны знать, что их малыш – необычный.
Он все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе.
Для примера.
При обучении используют методики:
«Маленькие ступеньки».
Программа охватывает определенные области развития:
общую моторику;
речь;
двигательную активность;
навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка.
«Портаж».
Методика рассчитана на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.
Основной акцент делается на семью. Ее регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.
У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания.
«Нумикон».
специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики.
Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь – общение с близкими и сверстниками, посещение обычного детского сада и школы, где обучаются по особому (составленному индивидуально) учебному плану.
Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).
Таким образом, при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.
Особенности социализации детей с синдромом Дауна:
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей. Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения.
Основные задачи:
1. Развивать психические функции детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.
2. Воспитывать детей с синдромом Дауна, формировать у них правильное поведение. (Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения).
3. Выробатывать навыки самообслуживания и подготовить к посильным видам хозяйственно – бытового труда.
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.
Итак, не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.
При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.
Таким образом, находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещение обычного детского сада и школы является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.
Список литературы:
1. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие развития познавательной сферы. \\ Вопр. Психологии. – 2003 – №5. С. 60–64.
2. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М, Медицина, 1994. – 216 с.
3. Атлашкина Т. В. Развитие памяти и интеллекта у детей с задержкой психического развития. СПб. : Респекс. – 2005. – 384 с.
4. Афонькина Ю, Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. \\ Дошкольное воспитание. – 1992. №1. С. 12–22.
5. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 1997. 167 с.
6. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение. – 1991.-207 с.
7. Булкина Т. В. В объятиях ласкового «дауна» : о детях с синдромом Дауна // Фактор. 1998. №8 С. 69–71.
8. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников. \\ Дошкольное воспитание. – 2002. – №5. – С. 45–49
9. Волосова Е., Рошкина Г. Что и почему запоминает ребенок. \\ Дошкольное воспитание, – 2004, – №3, С. 30–33.
10. Ворсанова С. Г., Юров Ю. Б., Демидова И. А., Берешева А. К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология. – 2001. – №1.-С. 9.
11. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М. 1995. – с. 468.
12. Детская психология: Учебное пособие / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. ; – Минск: Университетское изд., – 1998. – 399 с.
13. Дефектология. Уч. Пос. под ред. И. П. Серова. М. : Гуманитарий. – 2005, -368 с.
14. Житникова Л. Н. В защиту прав детей-инвалидов. // Новый регион. – 2006. №3. с. 64–69.
15. Забрамная С. Д. Отбор детей во вспомогательные школы. СПб. : Нева, 1999. – 258 с.
16. Исследование памяти у детей с различными нарушениями психических функций. / Отв. ред. И. Н. Корж. – М: Наука, – 1990. – 216 с.
17. Ковалева Е., Синицина Е. Дети-инвалиды в современном обществе. – М. : Лист-Нью, – 2005.-136 с.
18. Корниенко Н. А. Развитие памяти у детей дошкольного возраста. М. : Росмэн, – 1996 – 384 с.
19. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии М., 1991. 143 с.
20. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти. // Ж. Дошкольное воспитание, -2005, №8. С. 52–54.
21. Лезер Ф. Психология личности и деятельности дошкольника. М. : София, – 2005. – 362 с.
22. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М: Смысл, – 2000. – 512 с.
23. Леонтьев А. Н. Пробелы развития психики. – М: Из-во Моск. Ун-та, – 1991. – 584 с.
24. Маллер А. Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. №5. С. 69–74.
25. Маслова В. И., Вайберг М. И. Игры и упражнения по развитию памяти у дошкольников. – Чебоксары: «КЛИО», – 1997. – 16 с.
26. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М. : Просвещение, – 1991–246 с.
27. Развитие логической памяти у детей с нарушениями интеллекта. / Под ред. А. А. Смирнова. – М: Просвещение, -2006. – 256 с.
28. Семяго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. №1. С. 66–75.
29. Смирнова И. Р. Проблемы психологии детей, обучающихся в домах-интернатах. // Школьная газета. 2001. №7, с. 26–28.
30. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа. 1994. №10 С. 26–28.
31. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. М: Издательский центр «Академия», -1999. -336 с.
32. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, – 1997.-240 с.
33. Эльконин Д. Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга, – 1998 – 346 с.