Ирина Ялакова
Дети и экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Дети и экспериментирование.
«…Ребёнок, почувствовавший себя исследователем,
овладевший искусством эксперимента, побеждает
нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпается инициатива, способность
бодро преодолевать трудности, переживать
неудачи и достигать успеха…
Вообще опыт собственных открытий –
одна из лучших форм характера».
А. Шапиро
Публикация «Дети и экспериментирование» размещена в разделах
На сегодняшний день технология организации детского экспериментирования разработана достаточно полно: хорошая теоретическая проработанность вопроса, многообразие методической литературы и – что самое главное – заинтересованность педагогов на данный вид деятельности. В основном все дошкольные учреждения проводят с детьми опыты и эксперименты, осуществляется эта деятельность воспитателем с детьми непосредственно в групповых лабораториях или в специализированных кабинетах. Опыты и эксперименты могут интегрироваться в организованную образовательную деятельность, а могут проходить в совместной деятельности, как в помещении, так и на прогулке.
В тематическое планирование следует включать анатомические, экологические, физико-математические и химические опыты и эксперименты. Это и определяет возможность их комплексного использования.
Технология детского экспериментирования предусматривает наличие определенной структуры, включает этапы экспериментирования, деятельность взрослого и деятельность ребенка на каждом этапе, а так же предполагаемый результат. Важным элементом технологии является диагностика. Диагностика уровня сформированности данных умений строится на основе критериев:
- самостоятельность;
- мотивация к экспериментальной деятельности;
- ориентация на достижение результата.
В период старшего дошкольного возраста у детей формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. В процессе экспериментирования ребенок отвечает не только на вопросы, как я это делаю, но и на вопрос, почему я это делаю именно так, зачем я это делаю, что хочу узнать и что получить в результате.
Детское экспериментирование имеет свои особенности:
1. Детское экспериментирование свободно от обязательности.
Мы не обязываем ребенка ставить опыт или эксперимент, у него должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
2. Как в игре, не следует жестко регламентировать продолжительность деятельности.
Не стоит прерывать деятельность ребенка, потому что истекло отведенное время, если он работает с увлечением. И, наоборот, если интерес к экспериментированию быстро пропал, можно прекратить деятельность раньше намеченного срока.
3. Дети не могут работать, не разговаривая.
Стадия, когда дети проговаривают свои действия вслух, приходит на старший дошкольный возраст. Именно поэтому дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме. Присутствует потребность поделиться своим открытием, выяснить, что интересного есть у других детей. Однако воспитателю следует чутко улавливать рань между творческим общением и нарушением дисциплины.
4. Индивидуальные особенности детей так же важны.
Не стоит неволить детей, у которых склонность к экспериментированию мало выражена. Они могут в это время заниматься другим видом деятельности (рисовать, рассматривать картинки и т. д.).
5. Ребенок имеет право на ошибку.
6. Соблюдение правил безопасности!
Обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
7. Анализ результатов и формулирование выводов.
Дети в данном возрасте мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами, то, что понимают неплохо. Лучше всего, сделать так, чтобы дошкольники в непринужденной форме поделились с воспитателем радостью открытия. Воспитатель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений.
Являясь воспитателем по интеллектуальному развитию, в своей деятельности я использую опыты и эксперименты. Например, интересным представляется опыт и эксперимент по определению свойств резины. В процессе опыта рассматривается свойство резины сокращаться при нагревании; в процессе эксперимента – свойство растягиваться при длительном механическом воздействии.
Педагог предлагает провести опыт по определению свойств резины. Детям для исследования дается резиновая лента. Дети растягивают её, измеряют длину в естественном состоянии, фиксируют измерение. Затем воспитатель привязывает к одному концу резинки маленькую игрушку, другой конец резинки подвешивает на крючок, так чтобы игрушка почти опустилась на поверхность столика. С помощью фена резиновая лента нагревается в течении нескольких минут. Дети наблюдают : при нагревании игрушка поднимается над столом, когда резиновая лента остывает – игрушка опускается на стол. Дети делают выводы и с помощью воспитателя формулируют первое свойство резины – сокращаться при нагревании.
Затем педагог предлагает провести эксперимент. К той же ленте привязывается более тяжелая игрушка на неделю. По истечении времени дети отвязывают игрушку и измеряют длину ленты (результаты фиксируются). Эксперимент показал, что длина ленты увеличилась по сравнению с первоначальной длиной.
Таким образом, можно сделать вывод, что вторым свойством резины является свойство растягиваться при длительном механическом воздействии.
Данный опыт предусматривает закрепление представлений о длине, измерении длины, что является программным составляющим познавательно-исследовательской деятельности детей и дает возможность детям получать новые знания.