ЛЮДМИЛА РУБИНШТЕЙН
Психологическое здоровье дошкольника и телевизор
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье дошкольника и телевизор
Трудно сейчас себе представить жизнь современной российской семьи без телевизора.
Телевидение - это окно во внешней мир, и при разумном подходе оно конечно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера.
Публикация «Психологическое здоровье дошкольника и телевизор» размещена в разделах
Дошкольники от 3 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 1 до 4 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад.
Возможно, мы услышим голоса оппонентов: «Ну и в чем же тогда проблема? Телевидение – это окно в мир! Пусть знакомятся с современной действительностью!» Отвечая на этот вопрос, давайте зададимся целью понять, что видят дети через это «окно».
В-первых, необходимо учитывать особую внимательность детей и способность детской психики к внушению. Взрослый может быть и не заметит каких либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, может беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.
Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения. Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли.
В-третьих, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей. На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3% эфирного времени (если сравнить с рекламой, то ей – 23 %). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!» Кроме того, телевидение способствует и интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в 8готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа.
Большинство родителей отмечают, что их дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. В результате не происходит обсуждение сказки, у ребёнка не развивается стремление самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей, замедляется их развитие речи и мышление. Это приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу.
Чтобы телевизор имел только положительные аспекты в воспитании ребёнка, родителям нужно помнить:
1. Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и заняться в это время своими делами.
Помните: что психика ребёнка формируется в совместной деятельности с взрослым.
2. Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Не более 20 минут в день
3. Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
4. Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных мультфильмов, фильмов и передач. Важно понять, что он чувствует, как он бы поступил, в той или иной ситуации.
Подводя итог, можно сказать, что признавая огромную роль телевизора в жизни каждого человека, мы должны всегда помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых, и сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.