Аня Коджаева
Дерево жизни
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
старшая группа
Задачи: продолжать знакомить детей с системой внутрисемейных связей и взаимоотношений. Дать первое понятие о генологическом древе, вызывая у детей интерес к своей родословной.
Оборудование: схематичная модель семьи, рисунок генологического древа.
Предшествовавшая работа: чтение рассказа А. Толстого, А. В. Митяева «За что я люблю маму».
Публикация «Дерево жизни» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, в прошлый раз мы с вами говорили о семье, составляли портреты различных семей. Вспомните, какие родственники входят в состав семьи. Составьте «портрет» полной большой семьи.
При помощи кружков дети моделируют «семью», называя её членов
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, кем является дедушка – для отца и внука? (для отца – папа, для внука – дед). А кем является бабушка? (для отца – мать, для внука – бабушка).
Вывод: Воспитатель: Итак, можно сделать вывод, что дедушка выполняет 2 роли. Чьи роли? (отца и дедушки). А может человек выполнять другие роли в семье? (различные ответы).
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение на эту тему, которое написала Э. Мошковская. По ходу чтения выставляет пирамиду, пирамиду, обозначая социальные функции человека в системе родственных отношений:
Поглядите, вот – кондитер!
И он, что хотите
Он, наверное, чей-то папа,
Он, наверное, чей-то дядя,
Он, наверное, чей-то брат,
Этот брат, наверно, рад!
А под ними несколько мелких фишек согласно названной функции.
Воспитатель: Давайте проанализируем – если он - кондитер, папа, то у него есть кто? (сын, дочь). Под пирамидкой выкладывает кружок.
Если он дядя, то у него есть племянник. Выставляет под второй пирамидкой кружок. Если он брат, то у него есть брат, под третьей пирамидкой выставляет кружок.
папа дядя брат
сын племянник брат
Воспитатель: Так какие роли выполняет кондитер? (отца, дяди, брата).
Логическая загадка.
Воспитатель: А теперь послушайте и отгадайте загадку -
Шли два отца и два сына
Нашли три апельсина.
Как их разделить, чтобы каждому
Досталось по одному апельсину?
Воспитатель: Сколько было апельсинов? (три). Сколько шло «ролей»? (четыре). Сколько должно быть людей, чтобы всем было по апельсину? (трое).
Воспитатель выставляет три пирамидки.
Воспитатель: Кто бы это мог быть? Я подскажу вам – они из одной семьи. (показывает поочередно) Это старик, это мужчина, а это мальчик. Кем является старик для мужчины? (отец) А мужчина для мальчика? (отец) Кем является мальчик для мужчины? (сын) А мужчина для старика? (сын) Вот, посчитайте, сколько отцов? (два) А сколько сыновей? (два) А сколько было человек? (три). Вспомните, сколько моделей было у каждого из вас? А вы были одни. Так и в задаче – людей было только трое.
«Дерево жизни».
Воспитатель: Ребята, кто в вашей семье самый старый? (дедушка, бабушка). Кем являются для них ваши мамы и папы? (дочерьми и сыновьями). Когда вы станете взрослыми, то у вас тоже будут дети – вот так род человеческий и продолжается. Люди придумали изображать свою родословную в виде дерева. У каждой семьи своя родословная. Род носит всегда фамилию отца. Семья Ивановых, Петровых и т. п. Мальчик является продолжателем родословной.
Воспитатель: Ребята, каждый человек должен знать свою родословную – своих предков, тех родственников, которые жили до вас и дали жизнь вашим мамам и папам, дедушкам и бабушкам.
Воспитатель: Сегодня придете домой и попросите своих родителей нарисовать «дерево жизни» своей семьи и рассказать о своих предках.