марият таймурова
Конспект занятия «День поэзии в нашем саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Развитие интереса к художественному слову, умения чувствовать красоту и выразительность поэтического слова.
Помочь детям осмысленно воспринимать поэтические тексты.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с творчеством русских и дагестанских поэтов;
- закрепить усвоенный ранее литературный материал;
- формировать задатки стихосложения.
Развивающие:
- развитие речи, обогащение и активация словарного запаса дошкольников;
- развитие художественно-речевых исполнительских навыков;
- развитие внимания и памяти.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „День поэзии в нашем саду“» размещена в разделах
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к русской и дагестанской поэзии.
Материалы: портреты поэтов, иллюстрации к произведениям, детские книги.
Предварительная работа: знакомство детей с авторами детской литературы и их произведениями, рассматривание иллюстраций, презентации, заучивание стихотворений.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте, поздороваемся с ними (Здравствуйте) и подарим наши солнечные улыбки.
Воспитатель.
Поэзии чудесные страницы
Для нас сегодня открывают дверь.
И чудо пусть любое сотворится
Ты главное в него всем сердцем верь.
Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир любой…
Подвластно все поэзии, попробуй
И дверь в ее страну открой.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о поэтах и писателях и героях их произведений. Скажите, кто такой писатель? Кто такой поэт?
Ответы детей. Писатель - это человек, который сочиняет рассказы, сказки. Поэт- писатель, создающий произведения в стихах.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним наших любимых поэтов ( дети называют имена знакомых поэтов: Агния Барто, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Александр Пушкин). Молодцы, ребята, знаете поэтов. Мы с вами знакомились с их стихотворениями.
Стихами можно рассказать обо всем: о теплом солнышке, о веселом дождике, о зеленой травке, о своей семье, о друзьях, обо всем на свете. Поэзия- это удивительный огромный, волшебный мир.
А первое наше стихотворение о весне. (дети рассказывают)
А. Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищу скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
Б. Заходер
Улетела ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка,
Прилетит весна!
Воспитатель (показывает портрет К. И. Чуковского).
Один из поэтов, который писал для детей, К. И. Чуковский. Мы с вами читали много произведений этого автора. В них происходят необыкновенные чудеса и превращения.
Давайте, мы поиграем в игру «Отгадай-ка». Я буду показывать картинки к стихам автора, а вы должны назвать произведение (воспитатель показывает иллюстрации, дети дают ответы, все вместе вспоминают отрывки из произведений).
Воспитатель (показывает портрет А. Барто). Агния Львовна Барто- поэт, друг детей. Она писала стихи и для совсем маленьких детишек, и для детей постарше.
Какие произведения этого автора вы знаете? (Дети отвечают). Сейчас мы послушаем стихи А. Барто, которые прочитают наши ребята. (Дети рассказывают стихи из сборника «Игрушки»).
Воспитатель. Ребята, а давайте, мы с вами отдохнем и сделаем зарядку, но не простую, а в стихотворном сопровождении.
Физкультминутка.
Воспитатель. Стихи приятно слушать и легко выучить. Они очень складно читаются, потому что авторы подбирают слова с созвучным окончанием, то есть подбирают «рифмы».
Чтобы нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
Давайте, ребята, поиграем в игру «Рифмы»
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала- (шишка)
Живет в нашем доме Гарик,
У него есть синий (шарик).
Капризуля наша Маша,
У нее в тарелке (каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался (сом).
В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят (ком).
У мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принес ей пушку,
А лошадка- (хлопушку, погремушку, вертушку)
Белый мишка- шоколад,
А ежонок- (мармелад, лимонад)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Хорошо поиграли в поэтов. (Показывает портрет Э. Н. Успенского). Ну, а произведения этого писателя вам известны еще с пеленок. Герои его произведений- это крокодил Гена, Чебурашка, кот Матроскин, дядя Федор, почтальон Печкин и другие. Эдуард Николаевич Успенский создал такие детские передачи как «АБВГДейка», «Спокойной ночи, малыши».
А сейчас, давайте, споем песенку из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» «Голубой вагон» (дети поют песню и выполняют музыкально ритмические движения).
Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в очень большой стране. Скажите, как она называется?
- Россия.
- Правильно, молодцы! Россия- это наша большая Родина. А что означают слова «малая Родина»? (Дети отвечают). Правильно. Это место, где человек родился и вырос. И как же называется наша малая Родина?
- Дагестан. Город Махачкала.
- Молодцы, ребята!
Первые стихи, которые слышит ребенок, это слова колыбельных песен в исполнении матери. Основным сюжетом в стихах колыбельных являются пожелания сладкого сна, крепкого здоровья и хорошей жизни. Слушая мелодичные напевы в исполнении близкого человека, малыш успокаивается и засыпает.
Сценка. Под спокойную музыку девочка в костюме горянки напевает колыбельную и качает люльку.
Спи, дитя, сыночек мой,
Засыпай цветочек мой.
Я с тобою посижу,
Я твой сон посторожу.
Баю-бай, все спит кругом
Спят деревья, дремлет дом,
Спит и серый ослик твой.
Весь аул покрылся тьмой,
Баю-бай, мой голубок.
(Аварская колыбельная)
Воспитатель показывает портрет Фазу Алиевой.
- Ребята, кто изображен на этой фотографии?
- Фазу Алиева.
- Да, ребята, Фазу Алиева – народная поэтесса Дагестана. Она является автором многих книг. А какие произведения вам известны?
- «Асият и солнечные бусы», «Асият и мороз», «Повариха».
Ребенок рассказывает одно из стихотворений Ф. Алиевой.
Воспитатель показывает портрет Расула Гамзатова и спрашивает, кто изображен на портрете. Дети отвечают.
Расул Гамзатов родился в семье знаменитого поэта Гамзата Цадасы. Он рос как все аульские мальчишки. И когда он стал знаменитым поэтом, он не оторвался от Дагестана, он жил для Дагестана. Расул Гамзатов- гордость нашей республики. Он написал много стихотворений о Родине, о дружбе, о матери. Его стихи способствуют процветанию нашей Родины!
1 Ребенок:
Дагестан, все, что люди мне дали
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
2 Ребенок:
Здесь, у нас такие горы синие
И такие золотые нивы!
Если б все края их цвет восприняли,
Стала бы земля еще красивей.
Воспитатель. Стихи Р. Гамзатова известны не только у нас в Дагестане, но и далеко за ее пределами. Он говорил: «Есть границы между языками, но нет границ между сердцами».
На этом наше занятие заканчивается. (Подводятся итоги занятия). Спасибо, ребята за участие, а вам, дорогие гости, за внимание.
Отзыв на открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему «День поэзии».
Занятие разработано и подготовлено грамотно. Речь педагога спокойная, грамотная. Заметна предварительная работа с детьми и родителями. Материал подготовлен заранее. Оформление группы подобрано в соответствии с тематикой занятия. Все гигиенические нормы соблюдены.
В ходе занятия дети вспомнили знакомых поэтов и писателей, их произведения, узнали, что такое рифма, попробовали свои силы в поэтическом творчестве. Использование музыкального сопровождения во время чтения стихотворений создало особую творческую атмосферу.
Занятие началось с приветствия гостей и замечательного вступительного стихотворения в исполнении Марият Виталиновны «Поэзии чудесные страницы…». В ходе занятия дети вместе с воспитателем вспомнили знакомых авторов и их произведения. Следует отметить, что особое внимание было уделено дагестанским поэтам и писателям. Прозвучало много стихотворений.
Содержание занятия было оптимально доступно для понимания детьми. Учитывались индивидуальные способности каждого ребенка. Педагог удерживал внимание детей на протяжении всего занятия, так как была смена видов деятельности: проведена физкультминутка, дети спели песню, играли в игры, была разыграна инсценировка.
Данное занятие способствовало расширению кругозора детей, культурному и речевому развитию, развитию творческих способностей. Дети научились дифференцировать понятия «поэт» и «писатель».
Цели и задачи проведенного занятия выполнены.