Надежда Беленко
День открытых дверей для родителей и законных представителей в старшей группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать +Заказ
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе тема : «Золотая хохлома»
Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.
Программное содержание:
Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Публикация «День открытых дверей для родителей и законных представителей в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла.
Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции;
Демонстрационный материал: готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка,
Раздаточный материал: готовые силуэты чаш, затонированные в черный цвет, красная гуашь, баночка с водой, салфетка, ватные палочки. Методические приемы:
1. Словесный - рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.
2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью, раздаточный и демонстрационный материал.
3. Практический – работа детей за столами.
Словарная работа: «завиток», растительность.
Интеграция с ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое».
Ход ООД: Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро, дети!
- Доброе утро, гости!
Воспитатель: Отгадайте загадку
-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Что же это?. Дети:Хохлома.
В: Правильно,это загадка про хохломскую роспись.
- Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла?
Воспитатель: Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.
Воспитатель: - Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров».
- На чем мы можем отправиться на ярмарку. (Варианты ответов детей)
Звучит музыка. - Вы догадались, на чем мы поедим на ярмарку? Под музыку переходим в спальню друг за другом.
В: - Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Гости дорогие, подходите, поглядите.
Приглашаю присесть на подушки.
Рассматриваем изделия народных мастеров.
- Как вы думаете, трудно изготовить такую посуду? Ответы детей.
- Конечно, изготовить её непросто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. (предлагаю взять любой предмет и рассмотреть его.)
В: - Какие цвета использовал художник? - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».
Каждый цвет имеет свое значение.
Красный – огонь.
Золотой – солнце.
Черный – земля.
Зеленый – жизнь.
–Какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы). Можно сказать, что главный узор – это растительность.
–Вот этот элемент называется «травка» (воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок. Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.
Раньше на Руси люди использовали посуду по прямому назначению, кушали из неё. Как вы думаете, в современное время возможно ее использовать? Нет, сейчас мы только используем для украшения.
Логоритмическое упражнение.
Глаза крепко закрываем,
Широко их открываем.
Все умеем мы моргать
И глазами “рисовать”.
Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)
И в колечко завернулась. (Согнуть левую руку в локтевом суставе)
Изогнулась мило вправо, (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)
Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе)
Рядом с листиком тр хпалым (Присесть)
Земляника цветом алым (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)
Засияла, поднялась, (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки) Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома, (Наклоны туловища в стороны)
Золотая хохлома! (Опустить руки вниз).
Возвращаемся в группу, «На паровозе», присаживаемся за столы в творческую мастерскую.
Гимнастика для рук.
«Профессии»
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять
пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)
Продуктивная деятельность детей. Работа детей в творческой мастерской.
Пригласить родителей к столам. Инструктаж по выполнению работы, проговариваем, чем будем рисовать, еще раз закрепить какие цвета использовали мастера.
- У нас на столах лежат трафареты хохломских чаш, сегодня мы их украсим хохломским узором, используя ватную палочку и палец, мы нарисуем ягоды и кисти смородины на трафаретах.
Включить русскую народную мелодию во время творческой работы. (По мере выполнения, можно работы выкладывать на стол для выставки.)
- Давайте устроим выставку ваших работ. Оформление работ на столе.
Под музыкальное сопровождение хоровод «Золотая хохлома» собираемся в один большой круг совместно с родителями.
Подведение итогов занятия: -Что вам сегодня запомнилось? - Что расскажите дома родителям? - О чем бы вы хотели еще узнать?
Рефлексия.
- Кому понравилось сегодня разрисовывать посуду, могут подойти к хохломской тарелке. - Кто сегодня испытывал затруднения, подходят к нераскрашенной чаше.
Поблагодарить всех за проведенное время и работу детей.