Любовь Земик
Познавательно-игровая программа «Будущие космонавты» для всех классов начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-игровая программа «Будущие космонавты»
Класс : 1-4
Цель: углубление и расширение представлений учащихся начальных классов о космосе
Задачи:
- создать условия для ознакомления учащихся с историей развития космонавтики в нашей стране;
Темочки:
- содействовать становлению и проявлению индивидуальности и творческих способностей учащихся путём использования игровых элементов;
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных навыков и культуры общения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- чувство гордости за свою Родину и историю родной страны;
- установка на здоровый образ жизни;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные (УУД) :
Познавательные : выбирать наиболее эффективные способы для выполнения предложенных заданий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; обобщать полученную во время занятия информацию.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок; принимать и сохранять поставленную задачу.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (группе); формулировать собственное мнение и позицию.
Формы организации деятельности детей: игровые задания, работа в группе.
Оборудование: ноутбук; презентация, запись выступления Ю. Б. Левитана; предметы (по выбору учителя) для игры на внимание, ребусы, пазл.
Оформление: в классе организована выставка книг, фотографий, поделок и рисунков, посвященных Дню космонавтики.
Ход занятия
Мотивирование к деятельности. Эмоциональный настрой.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Вселенной знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Определение темы занятия
- Какое сегодня число? (12 апреля) (Слайд1)
- Вам о чем-то говорит эта дата? (Сегодня День космонавтики)
- Почему 12 апреля считается Днем космонавтики? (Ответы учащихся)
- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Предположения учащихся)
Обобщение знаний учащихся
Стихотворение «Кто полетел к планетам первый?»
- Что вам уже известно о космосе и космонавтах? (Ответы учащихся)
Вступительная беседа
Учитель:
- С давних пор человек мечтал летать. Свои мечты он воплощал в легендах и сказках. (Слайд 2-4)
Вы знаете, что многие герои народных сказок имели «летательные аппараты». На чем они летали? (Баба Яга – в ступе, на метле; другие герои – на ковре-самолете. Икар летал на крыльях из перьев.)
- Человек сумел подняться в воздух не только в сказке и легенде, но и в реальной жизни. (Слайд 5-7)
Дирижабли, самолёты, вертолёты – вот его помощники. Но поднявшись в небо, человек стал мечтать о большем. Его мечты летели все выше и выше, в неизведанное пространство – в КОСМОС. (Слайд 8-10) Но путь в космос оказался долгим и трудным. Константин Эдуардович Циолковский открыл нам дорогу в космос. 4 октября 1957 года первый искусственный спутник оторвался от Земли. В конструкторском бюро Сергея Павловича Королева создавался первый космический корабль «Восток». Все было впервые. Создавался Центр подготовки космонавтов, проходили первые тренировки и испытания, шла напряженная подготовка к космическому старту.
И вот наступил день 12 апреля 1961 года.
(Звучит запись) (Слайд 11)
- Говорит Москва! Работают все радиостанции страны! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом корабля-спутника является гражданин Советского Союза летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич!»
Ведущий 1. Слайд 12
- 108 минут первого космического полета потрясли человечество. Полет Ю. А. Гагарина наполнил сердца людей гордостью за свою Родину, за страну, сын которой первым в мире покорил космическое пространство.
Ведущий 2.
- После Ю. А. Гагарина в космосе побывали многие космонавты, среди них были даже космические туристы. Может быть, кто-то из вас в будущем тоже побывает в космосе.
- Настоящий космонавт – это здоровый, ловкий, сильный, тренированный человек.
Стихотворение «Юрий Гагарин»
Много сил и труда вложили наши космонавты и астронавты, чтобы узнать о многих чудесах нашей огромной вселенной. Благодаря им мы знаем, что земля имеет форму шара, что солнце – это звезда, что кроме нашей планеты Земля существуют другие планеты, что существует система вращения планет вокруг солнца.
Стихотворение «В центре солнечной системы (Чудо-шар)»
Стихотворение «В центре солнечной системы (Царь- Звезда)»
Стихотворение «Планеты солнечной системы»
Наша вселенная огромна и необъятна. Очень много не изучено и не исследовано человеком. Людям хочется узнать, существуют ли другие солнечные системы, есть ли ещё где-нибудь планеты, на которых существует жизнь
Песня «Я Земля»
Стихотворение «Космонавт»
Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть.
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправиться в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!
Ну что, ребята, вы готовы испытать себя в роли космонавтов? Тогда мы смело можем начинать нашу программу «Будущие космонавты».
Учитель:
Мы сейчас разделимся на 3 команды с помощью жеребьёвки и отправимся в космическое путешествие. Та команда, которая будет правильно выполнять задание получает звезду. У какой команды больше будет звёзд, та команда – победитель.
( Ребята вытягивают бумажки с нарисованными картинками: планета, ракета, комета и рассаживаются за 3 стола (экипажа) с названиями «Планета», «Звезда» и «Комета»)
Конкурс 1 - «Невесомость»
Учитель:
-Для начала проведем разминку. Сейчас каждая из команд почувствует себя в космосе в невесомости. Для этого вам нужно встать со своих мест, или выйти к нам вперед. По команде вы должны прокрутиться вокруг себя 5 раз. Готовы? Тогда начали! Считаем! А теперь попробуйте пройти ровно по линии, это будет означать полет в невесомость. Поаплодируем всем ребятам, я вижу, что вы очень старательные и терпеливые ребята.
Учитель:
- Ребята, кто скажет, почему космонавты в космосе не могут ходить как мы по земле, а парят в воздухе?
Дети: им мешает невесомость.
Конкурс 2 - «Воздушный шар»
Учитель:
- Правильно. Наша планета притягивает к себе все предметы: людей, животных, камни и т. д. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, а если бросим мяч, то он возвращается на землю. А когда космический корабль уходит далеко от Земли, то она уже не притягивает, и космонавты находятся в невесомости, т. е. плавают, летают. Вот и следующий наш конкурс — это испытание на отдаление воздушного шара.
В конкурсе участвует вся команда. Каждый из вас получает по 1 воздушному шарику. Ваша задача подкинуть вверх воздушный шарик и дуть на него, чтобы он не упал.
Конкурс 3 - «Знатоки»
Учитель:
- Отлично, я предлагаю закрепить знания о космосе. Проведем конкурс «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!» Я задаю вам вопрос, а вы должны правильно на него ответить. Вопросы каждой команде, будьте внимательны.
1. Назовите дату 1 полета в космос. (12 апреля 1961 г.)
2. Кто стал первым человеком, отправившимся в космос? (Ю. А. Гагарин)
3. Как назывался его корабль? (Корабль «Восток»)
1. Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты? Где он находится? (Байконур, Казахстан)
2. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
3. Назовите русских женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)
1. Как звали собак которые первыми вернулись из космоса? (Белка, Стрелка)
2. Как называют американских космонавтов? (Астронавты)
3. Может ли звезда упасть? (Нет)
1. Какие падающие тела мы называем «падающими звездами» (Метеориты)
2. Как называется оптический прибор для исследования космических тел? (Телескоп)
3. Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)
Конкурс 4 - «Инопланетяне».
Учитель:
- Мы продолжаем наш полет в солнечную систему, где мы можем повстречаться с неземными существами. И нам нужно быть готовыми к встрече с ними. Давайте попробуем с ними подружиться.
Итак, следующий конкурс «Инопланетяне».
Приглашаю команды на старт. Каждому игроку нужно для начала нарядиться инопланетянами (одеть тарелку на 1 ухо, другую – на другое, а сверху положить третью тарелку). И без помощи рук с тарелкой на голове добегаете до стула, так, чтобы ничего не упало, также возвращаетесь обратно и передаете эстафету следующему игроку. Кто первый справится с заданием, тот и побеждает.
Конкурс 5 - «Конструкторы»
Учитель:
-Полёт наш продолжается. Следующее задание «Строительное»
Каждая команда получает конверт с разрезанными картинками. Нужно за определённое количество времени собрать пазл. Кто быстрее соберёт, тот и получает звезду.
(Ведущие в это время читают стихотворение)
Ведущий 1.
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Ведущий 2.
Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
Ведущий 1.
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли.
А начинал - российский, славный парень,
ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
Конкурс 6 - «Мыслители»
Учитель:
- Следующее задание «Ребусное». Каждый экипаж получает конверт с ребусами (1 ребус на команду). На время отгадать ребусы. Кто быстрее и правильнее отгадает –получает звезду.
Учитель:
- А сейчас посмотрите и послушайте интересные факты о космосе.
(Презентация. Слайд по каждому факту. Ведущие по очереди зачитываю данные)
1) Плутон даже меньше, чем Луна! (слайд13)
2) Солнце полностью проворачивается вокруг своей оси за 25-35 дней.
3) На Венере вулканов больше, чем на любой другой планете из нашей Солнечной системы. (Слайд 14)
4) Так как Сатурн обладает низкой плотностью, то если вы его положите в воду, то он поплывёт! (Слайд15)
5) (Слайд16)
6) Всего в нашей Солнечной системе насчитывается 166 спутников. (Слайд17)
7) Ближайшая к нам галактика, это галактика Андромеды. (Слайд18)
8) Международная космическая станция является самым огромным объектом, который человечество когда-либо запускало в космос. (Слайд19)
Конкурс 7 - «Вкуснятина» (Слайд20)
Учитель:
-У космонавтов очень долгий и сложный полет. И ему обязательно захочется перекусить. Космонавт пищу берет с собой, и ему не нужны ложки и вилки, потому что пища запаяна в тубы. Космонавты пищу выдавливают прямо в рот. Для конкурса очень вкусного конкурса прошу выйти по 1 человеку от команды.
Каждому из участников дается пюре фрутоняня. Нужно как можно быстрее его съесть. Кто первым съест, не оставив ни грамма еды, тот и получает звезду для команды.
Конкурс 8 - «Созвездие».
- Из бумажных звёзд командам необходимо собрать созвездие Большой Медведицы. Команда, собравшая созвездие быстрее, побеждает на данном этапе.
Конкурс 9 - «Перевёртыши».
- Задача команды составить слова.
Командам раздаются карточки со словами-перевёртышами.
Слова перевё ртыши:
АТИОРБ - орбита
АНАФКСДР - скафандр
СОСОМК - космос
ИДОНАМУГ - гуманоид
ЦЕОЛСН - солнце
ОНАВТКОСМ – космонавт
Учитель:
Рефлексия. Итог занятия
- Ребята, мы сегодня провели большую работу для подготовки космонавтов. Как вы думаете, вы можете уже отправиться в космическое пространство?
(Нет.)
- Почему?
Учитель:
- Ну а теперь пора подводить итоги. (Считаем звёзды и награждаем победителей)
Учитель:
(Слайд21)
- Молодцы, ребята! На этом наша программа подходит к концу и завершить я бы хотела ее словами космонавта Юрия Гагарина : «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета, люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее».
Стихотворение «Земля»
Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта. А я с вами прощаюсь, до свидания, до новых встреч!