Липкина Людмила
Познавательно — игровая программа «Путешествие в сказочную осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - игровая программа
«Путешествие в сказочную осень»
Цель:
организовать содержательный, интересный досуг детей; развивать познавательную активность и коммуникативные способности воспитанников.
Задачи:
- создать радостное настроение у детей;
- развивать быстроту, ловкость, смекалку;
- развивать навык коллективного общения и активности;
- воспитывать любовь к природе посредством мероприятия, посвящённого времени года;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, уважения.
Публикация «Познавательно — игровая программа „Путешествие в сказочную осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Ход мероприятия
Вед. 1:. Здравствуйте, ребята,
девчонки и мальчишки,
Каникулы в разгаре, забыть можно про книжки!
Вед. 2: Поздравляем вас с осенними каникулами и желаем, чтобы они у вас были насыщенными, интересными и незабываемыми. Сегодня мы предлагаем вам принять участие в нашей игре. И это не просто игра, а праздник талантов. Сейчас каждому из вас представится возможность проявить себя в конкурсах, которые мы для вас подготовили. А чтоб ребятам не скучать, предлагаю с конкурсов начать.
Осенняя викторина
Вед. 1:.
1. Сколько дней длится осень? (91 день)
2. Как в России называют период теплой погоды в середине осени? (бабье лето)
3. Какое дерево является символом осени? (клен)
4. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)
5. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и стрижи)
6. Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней)
7. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс)
8. Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер»? (тайфун)
9. Чем заканчивается осень? (ноябрем)
Вед. 2: Ну а теперь, ребятки, отгадайте мои загадки!
«Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли,
Потянулись журавли,
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел?» (сентябрь)
О сентябре говорят: «В сентябре одна ягодка горькая, да и та - рябина»
«Все мрачней лицо природы:
Помрачнели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?» (октябрь)
Октябрь называют в народе «грязником», о нем говорят: «Октябрь ни колеса, ни полоза не любит».
«Поле черно- белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?» (ноябрь)
А о ноябре говорят так: «В ноябре зима с осенью борется», «Ноябрь капризен - то плачет, то смеется»
«Дождлива, да сытна» (осень)
«Без рук, без ног в подворотню лезет» (ветер)
«Над рекой, над долиной повисла белая холстина» (туман)
«Кто такой? Летом одетый, а осенью нагой» (лес)
Проводится игра «Волшебный платок».
Вед. 1:.Звучит веселая, подвижная музыка. Дети свободно двигаются по залу, выполняют различные плясовые движения. Неожиданно музыка меняется на более тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Ведущий, расправив большой платок, под легкую музыку обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает платком.
Вед. 1:.Раз! Два! Три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте!
Поскорее отвечайте!
Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают. Ребенок, находившийся под платком, прыгает под веселую музыку, а все остальные хлопают ему.
Играя последний раз, ведущий накрывает платком любой предмет, незаметно внесенный в зал. Осень вновь произносит свои слова. Дети называют имя ребенка, который, по их мнению, спрятался под платком.
Вед. 2: А теперь загадки-складки.
Детвора и обезьяны
Любят сладкие (бананы).
А в подарке у Марины
Вкусно пахнут… (мандарины).
Гость тропический у нас —
Пышнохвостый (ананас).
Ох, обманщики вы, вруши!
Не растут на елках (груши).
Краснощека, невеличка,
Манит в лес нас (земляничка).
Мне в лукошко загляни-ка:
Там лесная есть (клубника).
Прибегу я по тропинке
К сладкой ягодке (малинке).
Черный рот у Вероники,
Ведь в лесу полно (черники).
Спеет на ветке она горделиво,
Синяя сладкая с косточкой (слива)
Мы, ребята, не пугливы —
Рвем в чужом саду мы. (сливы)
В этом деле третий — лишний.
На троих не хватит (вишни).
Грозди ягод спелых рад —
Вкусен крымский (виноград).
Алый цвет, медовый вкус,
Съем до корки я (арбуз).
Не бросают их солдаты.
Ох, вкусны, сочны (гранаты).
Пышный хвост схватил я ловко,
Потянул — и вот (морковка).
Сильно плачут все вокруг,
Если мама чистит (лук).
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка,
Все лекарства заменяет
Нам головка (чеснока).
Не чихал чтоб мой сынок,
В суп кладу ему (чеснок).
Ох, в земле засела крепко
Наша сказочная (репка).
На солнце жарком он подсох —
Теперь лишь в суп пойдет (горох).
Все друзья зовут Антошку
Им помочь копать (картошку).
Юбки свои накрахмалив до хруста,
Гордо расселась на грядке (капуста).
Прекращайте все споры-раздоры!
Сок томатный дают (помидоры).
Весь в пупырышках малец —
Изумрудный (огурец).
Солнцу подставляет круглый свой бочок,
С каждым днем толстеет желтый (кабачок)
Он почти по форме сердца,
Желто-красный плод у (перца).
Очень крепкие доспехи
Носят вкусные (орехи).
Про запас, не для потехи,
Тащит белка в дом (орехи).
Дарят вкусные плоды
Нам фруктовые (сады).
Играют с нами в прятки
Огурчики на (грядке).
Холод туда сквозь стекло не проник —
Будет зимой с овощами (парник)
Чтоб зимою сыты были
Мы от вкусных-вкусных щей,
Нужно вырастить побольше
Летом разных (овощей).
Овощи и фрукты в корзины нагружай.
Вот какой отличный нынче (урожай).
Молодцы, хорошо умеете отгадывать загадки. А сейчас узнаем, хорошие ли вы знатоки природы?
Конкурс “Знатоки природы”
Вед. 1:1. Куда осенью исчезают бабочки? (Прячутся в щели, под кору деревьев)
2. Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда)
3. Собирают ли себе птицы на зиму запасы? (Да, совы, сойки)
4. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы и выходы муравейника)
5. Куда исчезают на зиму лягушки? (Прячутся на глубину под камни или в ил)
6. Когда улетают от нас последние утки? (Когда замерзнут реки)
7. Какие деревья сбрасывают листья зелеными? (Ольха и ива)
8. Какие садовые цветы до первого снега цветут? (Астры)
9. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клен)
10. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
11. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
12. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца)
13. Какие животные питаются грибами?
14. Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь)
15. Какой вред наносит сбор сока? (без сока дерево засыхает)
16. Какого жука называют - “опасным преступником”? (колорадского)
17. Какая птица умеет считать года? (кукушка)
18. Кого называют санитаром леса? (волка)
19. Кого называют лесным доктором? (дятла)
20. Из какого дерева делают спички? (осина)
21. Что такое тихая охота? (сбор грибов)
22. Назовите второй осенний месяц.
23. Назовите перелетных птиц.
24. Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т. д.)
25. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
26. Перечислите съедобные грибы.
Игра “Осенний волейбол”
Вед. 2:.Молодцы, ребята, настоящие знатоки природы!
Засиделись вы за столами, давайте-ка поиграем. В волейбол играть умеете? Вот сейчас свою сноровку и покажите. Две команды встают друг против друга, перебрасывать через веревку вы будете не мяч, а осенние листья. Поэтому игра и называется “Осенний волейбол”. На чьей стороне меньше окажется листьев, та команда и выиграла.
Вед. 1:.А сейчас викторина «Овощи, фрукты и другие продукты»
1. Какой тропический фрукт обычно едят ложкой, вынув из него предварительно крупную косточку?
а) манго; б) ананас; в) киви; г) персик.
2. Какой тропический фрукт есть в природе?
а) мамайя; б) папайя; в) бабайя; г) братайя.
3. Как называют картину с изображением овощей и фруктов?
а) пейзаж; б) натюрморт; в) портрет; г) шарж.
4. Какой плод в Библии называется смоквой?
а) инжир, б) финик; в) оливку; г) абрикос.
5. Декоративную разновидность какого дерева в Японии называют «сакура»?
а) яблоня; б) груша; в) слива; г) вишня.
6. Ягоды какого из этих растений по форме напоминают малину?
а) брусника; б) черника; в) ежевика; г) голубика.
7. Как называется съедобная и очень полезная водоросль?
а) морская репа; б) морская петрушка; в) морская морковь; г) морская капуста.
8. Какая ботва используется для приготовления ботвиньи?
а) морковная; б) картофельная; в) свекольная; г) гороховая.
9. Какую часть растения артишок употребляют в пищу?
а) стебель; б) соцветие, в) листья; г) корень.
10. Какая из этих пряных трав является разновидностью полыни?
а) базилик; б) эстрагон; в) петрушка; г) сельдерей.
11. Какое растение изображают, составляя родословную?
а) дерево; б) куст; в) водоросль; г) лишайник.
12. Какие части растений в школе изучают не только на биологии, но и на русском языке и математике?
а) корень, б) стебель; в) лист; г) цветок.
13. Какое садовое дерево в России начинает плодоносить раньше?
а) вишня, б) груша; в) слива; г) яблоня.
14. Какой колючий кустарник дал название кисло-сладким леденцам?
а) шиповник; б) крыжовник; в) барбарис, г) боярышник.
15. Разновидностью какого овоща является турнепс?
а) тыква; б) репа в) редька; г) редис.
16. Какой овощ на наших огородах самый ранний?
а) морковь; б) свекла; в) огурец; г) редис.
17. Что нужно добавить в щи, чтобы они стали борщом?
а) борщевик; б) свеклу, в) помидор; г) перец.
18. Какую овощную культуру огородники средних широт сажают осенью?
а) редьку; б) баклажаны; в) свеклу; г) чеснок.
19. Какой овощ является самым низкокалорийным?
а) огурец, б) морковь; в) кабачок; г) свекла.
20. Какая из этих сельскохозяйственных культур не относится к семейству тыквенных?
а) арбуз; б) дыня; в) кабачок; г) баклажан (семейство пасленовых).
21. Как называется жидкость, содержащаяся внутри кокосового ореха?
а) кисель; б) молоко; в) кока-кола; г) кефир.
22. В чем созревают семена хлопчатника?
а) в коробочке, б) в ящичке; в) в шкатулочке; г) в сундучке.
23. Как европейцы называли китайских чиновников?
а) киви; б) лимон; в) мандарин; г) апельсин.
24. В американском штате Айдахо поставили памятник из чистого золота:
а) томатам; б) кукурузе; в) фасоли; г) картофелю.
25. Имя какой столицы есть в названии одного из сортов капусты?
а) Вена; б) Брюссель (брюссельская капуста); в) Берн; г) Рим.
Конкурс “Угадай, что это”.
( Для конкурса приготовить: огурец, лук, чеснок, укроп)
Вед. 2:.Приглашаются по одному игроку от команды. Участникам конкурса завязывают глаза. Им не дают пробовать и щупать овощи. Они должны отгадать овощи по запаху.
Конкурс “Перепутанные пословицы”
Вед. 1:.Ваша задача - восстановить перепутанные части пословиц. (Раздаются листы бумаги с частями пословиц)
Пословицы №1.
Чтобы рыбку съесть/да горы копает.
На одном месте лёжа/ тому бог подаёт.
Муравей невелик/ надо в воду лезть.
У ленивой пряхи/ и камень мхом обрастёт.
Кто рано встаёт/ и для себя нет рубахи.
Пословицы №2.
Кончил дело/ не вытащишь и рыбку из пруда.
Лентяй праздник знает/ гуляй смело.
Работа с зубами/ а лень портит.
Труд человека кормит/да будней не помнит.
Без труда/ а лень с языком.
Пословицы №3.
Кто пахать не ленится/ когда спишь до обеда.
Не спеши языком/ оба подставишь - легче справишься.
От трудов праведных/ у того и хлеб родится.
Не пеняй на соседа/ торопись делом.
В полплеча работа тяжела/ не нажить палат каменных.
Пословицы №4.
У ленивого, что на дворе/ чужая ребром торчит.
На печи лежать/так и не будет скуки.
Понурая коровка/так и хлеба не видать.
Трудовая денежка плотно лежит/ то и на столе.
Не сиди сложа руки/ много молочка несёт.
Конкурс “Театр осенних миниатюр ”
Вед. 2: Игроки посредством жеребьёвки узнают свой сюжет и, используя пантомимические умения, разыгрывают осенние миниатюры на заданную тему.
Сюжеты:
1. Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.
2. Прощальный танец журавлей.
З. Хомяк, собирающий запасы на зиму.
4. Ёж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.
Вед. 1:.Улыбнулась в озеро зеркальное,
Покрутилась в танце не спеша,
Кто сказал об осени “печальная”?
Посмотрите - как же хороша!
Вед. 2: Вот и подошла к концу наша конкурсная программа, я надеюсь, что скучать сегодня не пришлось никому, ни участникам, ни зрителям. Это так, ребята? Вам понравилась программа? Мы хотим пожелать вам оставаться всегда такими находчивыми и жизнерадостными. Всем спасибо за участие.
Воспитатели: Липкина Л. А., Романькова С Н.