Кумызова Евгения
Подборка речевых игр для детей дошкольного возраста «Делу — время, потехе — час». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Думается, все согласны с тем, что здоровье детей является одной из главных ценностей семьи и государства. В данном случае понимаем здоровье в полном смысле слова, как физическое, так и психическое, и эмоциональное благополучие ребёнка. К сожалению, приходится констатировать, что число детей с проблемами соматического характера и речевой патологии увеличивается. Причины данного явления разнообразны. Но в наших с Вами силах оказать своим детям в освоении родного языка посильную помощь. Не забывайте: речь ребёнка формируется во многом по подражанию. Поэтому Ваша речь должна быть образцом для ребёнка. В то же время известно, что развитие словарного запаса у детей во многом зависит от речевой среды, в которой воспитывается ребёнок: о чём и как с ним говорят, какие сказки рассказывают, какие книжки читают, в какие игры играют с ним.
Публикация «Подборка речевых игр для детей дошкольного возраста „Делу — время, потехе — час“, Часть 1» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Мы предлагаем Вашему вниманию подборку игр, в которые Вы можете поиграть со своим ребёнком. Они не требуют большого количества атрибутов, для некоторых необходимо только Ваше присутствие и участие в игре. В них можно играть в любое время и в любой обстановке: дома, на прогулке, по пути в детский сад или обратно. Игры эти способствуют развитию словаря у ребёнка, формированию способов словообразования, грамматического строя речи. Наконец, они развивают у ребёнка так называемое «языковое чутьё» и просто интересны. Следовательно, играя с ребёнком в эти игры, Вы одновременно делаете больщое и нужное дело. Успехов Вам!
«Что с чем дружит»
Игра развивает у ребёнка представление о классификации предметов, расширяет предметный словарь. Вы говорите: «У меня есть друзья, дружим вместе ты и я. Интересно, а с кем и с чем дружат разные предметы, ты не знаешь?» И далее задаёте вопросы, а ребёнок отвечает на них.
• Стул дружит с кроваткой или тетрадкой?
• Стол дружит с креслом или тестом?
• Шкаф дружит с полкой или иголкой?
• Кресло дружит с диваном или Иваном?
• Сервант дружит с посудой или Людой?
• Журнал дружит с книжкой или крышкой?
• Табурет дружит со стулом или мулом?
• Диван дружит с кушеткой или конфеткой?
• Берёзка дружит с осинкой или картинкой?
• Василёк дружит с ромашкой или чашкой?
• Шорты дружат с футболкой или иголкой?
• Морковка дружит с репкой или кепкой?
• Огурчик дружит с петрушкой или с кружкой?
• Платье дружит с майкой или с чайкой?
• Шарфик дружит с платочком или с цветочком?
• Яблочко дружит с грушей или с Петрушей?
«Назови одним словом»
Игра также помогает формировать представление о классификации предметов, также расширяет словарный запас через подбор обобщающего слова. Вы говорите: «Я знаю много слов, но все их можно назвать одним словом. Что же это за слово?» И начинаете перечислять предметы до тех пор, пока ребёнок не назовёт обобщающее слово. Например, такие ряды слов:
• Стол, стул, кровать, тумбочка, шкаф…
• Ложка, вилка, тарелка, кружка…
• Берёза, осина, липа, клён… (Аналогично далее)
«Четвёртый лишний»
В этой игре нужно быть очень внимательным, так как требуется не только классифицировать предметы, но и выделить лишний. То есть тот, который относится к другой группе предметов. Игру можно проводить либо с картинками (формируется зрительное внимание, либо на слух (формируется слуховое внимание.). Вы говорите: «Однажды предметы играли-играли, да и перепутались. Некоторые заблудились, и попали не туда. Помоги им разобраться, что тут будет лишнее» И называете группы предметов, а ребёнок находит лишний, например:
• Платье, тарелка, брюки, свитер.
• Ложка, вилка, тарелка, яблоко.
• Коза, василёк, ромашка, колокольчик. (Аналогично далее)
«Живое - неживое»
Для этой игры нужен мяч. С её помощью формируется представление о больших группах предметов (живое и неживое, а также развивается ловкость в работе с мячом. Вы кидаете мяч ребёнку, и называете хорошо знакомое ему слово. Если оно обозначает неодушевлённый предмет, ребёнок мяч отбивает. А если что – либо живое, ловит мяч, и возвращает Вам. При этом Вы можете уточнить, переспросить, что было: живое или неживое.
«Скажи наоборот».
В этой игре формируется умение подобрать слово – антоним, то есть противоположное по значению. В неё также можно играть с мячом. Вы кидаете ребёнку мяч, и начинаете предложение. Ребёнок ловит мяч, затем заканчивает предложение и возвращает Вам мяч. Примеры предложений:
• Морковка сладкая, а лук… горький.
• Огурец овальный, а помидор… круглый.
• Кабачок большой, а репка…. маленькая.
• Сосна высокая, а куст… низкий.
• Дорога широкая, а тропинка… узкая.
• Ствол дерева толстый, а ветка… тонкая.
• Днём светло, а ночью… темно
• Солнышко тёплое, а ветер… холодный.
(Далее аналогичные примеры).
«Подскажи словечко»
Данная игра позволяет не только развивать словарный запас у детей, но и способствует формированию чувства ритма (через ритм стиха, слухового внимания (через подбор созвучных слов). Сначала Вы говорите:
«Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает. Слова не хватает.
Чтобы дальше в дальний путь стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть, подскажи словечко».
Затем рассказываете какое-либо стихотворение, или просто четверостишья, и в некоторых местах делаете остановку. Ребёнок должен закончить строку. Например, стихотворение Д. Хармса «Пирог»
Я захотел устроить бал,
И гостей к себе… (позвал).
Я взял муку и взял творог,
Испёк рассыпчатый… (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не … (идут).
Я ждал, пока хватило сил.
Потом кусочек… (откусил).
Потом подвинул стул и сел.
И весь пирог в минуту… (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек не. нашли).
«Что где растёт?»
Игра помогает разграничить два обобщающих понятия, которые дети иногда путают: овощи и фрукты. Также в данной игре формируется умение составлять простое предложение. В начале игры Вы читаете стихотворение:
Среди ёлок и осин белка строит магазин.
На витрине пишет буквы, чётко: «Овощи и фрукты».
Только, чтобы их продать, нужно урожай собрать.
В огород мы пойдём, овощей наберём.
Фрукты собирать я рад – отправляюсь прямо в сад.
Далее игра может иметь два варианта: с картинками, либо с мячом.
1 вариант. На столе перемешаны картинки с изображением овощей и фруктов.
Раскладывая их на две части, ребёнок называет каждую и составляет
предложение. Примеры: «Морковка растёт на огороде», «Яблоко
растёт в саду», «Огурец растёт на огороде», «Слива растёт в саду.
2 вариант. Игра с мячом, кроме речевых навыков, развивает у детей ловкость,
координацию движений. Вы кидаете ребёнку мяч, и произносите
начало предложения. Ребёнок ловит мяч, кидает его Вам обратно,
и заканчивает предложение. Примеры: «Лук… растёт на огороде»,
«Груша… растёт в саду». «Вишни… растут в саду».
(Далее аналогичные примеры).