Елена Холод
Деловые игры и их разновидности
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра представляет собой имитационную модель хозяйственной деятельности в искусственной обстановке.
Основные признаки деловой игры : наличие объекта моделирования; взаимодействие участников, наделенных ролевыми функциями; общность цели при различии интересов участников; учет вероятностного характера производства; воспроизведение не самого производства, а системы управления им; возможность изменения игроками своих решений (имитация альтернатив); реализация «цепочки» управленческих решений с учетом их последовательности и преемственности; изменение масштаба времени; возможность «самооценки» участников посредством системы стимуляции.
Публикация «Деловые игры и их разновидности» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Последовательность разработки деловой игры :
Выбор цели и объекта.
Определение предмета исследования.
Сбор исходных данных.
Обработка данных.
Разработка модели, принципов и механизма игры :
– отбор данных и их упрощение;
– замена реальной системы стимулирования, прав и внешних связей игровыми элементами (баллы, условные рубли, фишки и т. д.);
– определение целей, критериев и формирование модели объекта управления и внешней среды;
– построение модели управляющей системы;
– предварительная разработка процесса игры.
Разработка системы стимулирования.
Информационное и математическое обеспечение.
Детальная разработка процесса игры.
Выбор технических и организационных средств.
Разработка процедур, реализуемых участниками деловых игр.
экспертная проверка игры. Внесение уточнений и внедрение в систему обучения.
Деловая игра характеризуется следующими общими чертами:
- жизненность и типичность конкретной ситуаций, рассматриваемых в деловых играх, наличие обстановки, в условиях которой необходимо проводить анализ проблемной ситуации и принимать решения;
- отсутствие полной информации, принятие решения в условиях неопределенности, риска или противодействия, невозможность полной формализации задачи;
- наличие конфликтности и скрытых резервов;
- динамичность процесса управления, возможность влияния принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты;
- наличие действующих лиц в системе управления: игроков, исполняющих роли должностных лиц, игроков-экспертов и игроков-организаторов, готовящих материалы для деловой игры, выдающих информацию и направляющих ход игры;
- наличие правил и регламентация игры.
Системный подход предполагает рассмотрение объектов как систем с раскрытием целостности объекта и выявлением многообразия его связей. Отечественный и мировой опыт показал высокую эффективность использования для этих целей имитационных или деловых игр. Деловые игры – это адекватное моделирование структур, процессов и механизмов управления производством, но не самого производства.
Современные социально-экономические системы представляют собой сложные, построенные по принципу иерархии человеко-машинные системы. Они включают объект управления, управляющую систему и элементы обратной связи. В рамках структуры управления системой осуществляется общение и совместная деятельность руководящих работников и специалистов. Общение и совместная деятельность имеют целью выработку решений, направленных на изменение состояния функционирующей системы, а именно на изменение состояния объекта управления; профиля, направленности и содержания общения; структуры и параметров совместной деятельности.
Необходимость в человеческом управлении обусловлена сложностью системы, которая исключает возможность использования формализованных алгоритмов управления, неопределенностью информации, имеющейся в распоряжении руководящих работников и специалистов, вероятностным характером воздействий на систему, наличием в системе других неопределенных факторов (например, невозможность формализации поведения человека).
Особенностью описываемой системы является то, что управленческие решения в ней представляют собой плод коллективного труда. В большинстве случаев решение – это итог рассмотрения (анализа) нескольких возможных альтернатив. Оно выступает как компромисс между различными интересами, выразителями которых предстают различные элементы, входящие в структуру системы. Другими словами, решение принимается в конфликтной ситуации. При этом тот или иной конечный результат весьма значим для тех, кто решение принимает, поскольку его достижение определенным образом стимулируется.
В процессе подготовки и переподготовки специалистов в вузе или в системе повышения квалификации должны формироваться их знания, умения и навыки по профессиям, по специальностям и по должностям. Очевидно, что при отсутствии модели труда, то есть использовании неимитационных средств обучения, можно сформировать у обучаемых знания, умения и навыки по профессии и специальности, но чрезвычайно трудно сделать это по должности.
Активные имитационные методы обучения по сравнению с традиционными обеспечат и приближение процесса обучения к условиям практической деятельности реальных работников, и вынужденную активность, и высшую степень интенсификации учебного процесса, и его творческий характер.
Специфические черты социально-экономической системы, рассмотренные выше, позволяют по-разному подойти к формированию имитационных методов активного обучения.
Примеры деловых игр :
- имитационные упражнения закрепляющие в творческой обстановке важные навыки или понятия;
- анализ конкретных производственных ситуаций, когда конкретное событие создает условие для коллективного решения и обсуждения;
- разыгрывание ролей – исполнение ролей, оценка действий в различных ситуациях;
- полномасштабная деловая игра, создающая профессиональную деятельность и последствие принимаемых профессиональных решений.
Популярным методом эвристического поиска является «Мозговой штурм» – это метод активизации коллективной деятельности. Решением задачи управляет руководитель.
Он ставит условия задачи перед «штурмом».
Группа «генераторов идей» за 20-30 минут выдвигают максимальное количество гипотез, любые фантастические, шутливые, дополняя друг друга. Идеи записываются.
Группа экспертов оценивает гипотезы.
Для активизации «штурма» используют приемы: инверсия (сделай наоборот, аналогия, эмпатия (выясни свои чувства, фантазия.
Гипотезы оцениваются по 10-бальной системе.