Любовь Савкина
Деловая игра: «Речевой Коллоквиум»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста в ФГОС ДО.
Задачи: Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
Развивать творческую активность участников.
Совершенствовать практические навыки в профессиональной деятельности
Темочки:
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас деловая игра «Речевой коллоквиум» (разговор или беседа).
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел влияет на дальнейшее развитие ребенка. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
- Уважаемые коллеги, предлагаю Вам обсудить данную проблему и найти пути ее решения через интересную деловую игру - «Речевой коллоквиум».
-Подойдите все ко мне, встаньте в круг. У меня в руках мешочек, мы с вами будем передавать его по кругу, берем из мешочка свёрток бумаги и каждый участник должен назвать свое имя и выбрать себе имя прилагательное, характеризующее его положительно, но есть одно условие – имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника
( Пример: Любовь -любознательная, Умная, искренняя, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный. Молодцы!
- Для того, чтобы игра была интереснее, мы введем в нее элемент соревнования. Предлагаю вам разделиться на две команды (у вас руках свертки бумаги красного и синего цвета, каждая из которых будет соревноваться за призовое место, придумайте команде название и выберите капитана. Та команда, которая быстро и качественно справится с заданием, получит в свою копилку жетон. По итогам игры мы определим победителей - команду, заработавшую наибольшее количество жетонов. Также нам необходимо выбрать жюри (2-3 человека, которое будет объективно оценивать работу команд.
(Педагоги делятся на 2 команды - по 4-6 человек, придумывают название, капитан его озвучивает. Каждой команде вручается бубен и колокольчик, с помощью которой команды будут сигнализировать о готовности дать ответ)
- И, конечно, у каждой игры есть правила, есть они и у нас:
Уметь слушать других.
Вырабатывать общее решение вопроса.
Принимать активное участие в игре.
Не оспаривать оценку жюри.
Соблюдать культуру речи и тактичность.
Итак, начинаем нашу игру (звучит сигнал - колокольчик или аудиосигнал).
Задание 1. Разминка «Быстрый ответ».
- Командам необходимо быстро ответить на предложенные вопросы. Если ответ готов - капитан команды поднимает карточку. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Вопросы:
Что такое речевое развитие детей в ДОУ?
Что включает в себя речевое развитие? (владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).
Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
Какие методы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание, беседа, экскурсия и т. д.)
Назовите ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
Посредством чего может быть организована работа по развитию речи во 2-й половине дня? (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т. д.)
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)
Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников).
Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (игра)
Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т. д. ; имеет богатый словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ)
Отметьте наиболее значимых для вас педагогов, работающих в области речевого развития дошкольников (В. В. Гербова; Е. А. Флерина; О. С. Ушакова)
Программа имеет комплект методического обеспечения по каждой возрастной группе для педагогов, детей, родителей. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Радуга (С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.)
Задание 2. «Коллаж»
- Переходим ко второму заданию. Часто бывает, что педагоги сталкиваются с низкой заинтересованностью, сниженной речевой активностью детей в ходе образовательной деятельности по речевому развитию. Предлагаю вам творчески подойти к поиску путей решения этой проблемы, обсудить ее и нарисовать коллаж, в котором каждая команда отразит пути повышения интереса ребенка к образовательной деятельности по речевому развитию. Здесь можно использовать методы и приемы, основные принципы направленные на реализацию требования ФГОС ДО в образовательной области «Речевого развития»
Командам раздаются листы бумаги, фломастеры и карандаши. Команды обсуждают проблему и создают свой коллаж. Время выполнения задания 5-7 минут, после каждая команда презентует свой коллаж.
Каждый из вас должен поставить перед собой «ПРОБЛЕМУ» над, которой вы будете работать, у нас из 6 основных направлений по речевому развитию
Жюри оценивает работу команд, подводит итоги, делает запись на доске.
Примерные направления, которые должны быть отражены в коллаже и озвучены в презентации команды:(Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.
Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
Использование ИТ технологии на занятиях)
Задание 3. «Блиц-турнир»
- Специфика профессии педагога заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Поэтому педагог должен обладать не только специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения и грамотной речью. Речевая грамотность – отнюдь не личное дело каждого педагога, а его основное качество, ведь речь педагога - это образец для каждого ребенка, над развитием речи которого мы работаем.
- Предлагаю каждой команде выполнить цикл блиц-заданий. После сигнала колокольчика следует приступить к следующему заданию. Каждое задание оценивается как отдельный конкурс.
Ведущий раздает командам карточки с заданиями, по истечению времени подает звуковой сигнал и меняет карточки (заполненные карточки отдает жюри, которое оценивает работы).
1 карточка (20 секунд) :
Правильная постановка ударения в словах крайне важна. Это в том числе связано с тем, что в русском языке есть очень много слов, которые пишутся (выглядят) одинаково, но звучат по разному, то есть ударение падает на разные слоги.
Банальный пример: "замОк" и "зАмок" ДВОРЕЦ ИЛИ КРЕПОСТЬ, Приспособление для запирания ЧЕГО ЛИБО ключом. Дверной замок. Висячий замок. Абсолютно разные по значению слова и неправильная постановка в этом случае приведёт к полному искажению смысла слова, а последствии и предложения (если слово написано или озвучено в составе предложения).
Также ударение придаёт языку эстетический оттенок, а неправильная постановка приводит к некрасивому звучанию.
Поставьте правильно ударение в словах: договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, феномен, звонит, новорожденный, обеспечение, банты, ломота.
Правильно: договОр, дремОта, жалюзИ, заусЕница, квартАл, опЕка, ракУшка, свЁкла, срЕдства, слИвовый, танцОвщица, твОрОг, тУфля, увЕдомить, фенОмен, звонИт, новорождЁнный, обеспЕчение, бАнты, ломОта.
2 карточка (30 секунд) : Еще со школьной скамьи мы знаем, что все существительные можно отнести к одному из трех склонений. Это позволяет писать грамотно, верно определяя окончания слов в различных падежах. Но среди заимствований из других языков существует целый список существительных, которые имеют одну и ту же форму в любом контексте. Нет никакой логики в том, в каком роде они употребляются с зависимыми прилагательными. Это необходимо просто запомнить. Они называются Несклоняемые существительные не изменяются по падежам и числам
Определите род существительных, склоняются ли они или нет.
Правильно: Шампунь (М. Р., склон., мозоль (Ж. Р., склон., кофе (М. Р., не склон., вуаль (Ж. Р., склон., какао (Ср. Р., не склон., пальто (Ср. Р., не склон., гель (М. Р., склон., тюль (М. Р., склон.).
3 карточка (40 секунд) :
Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных.
Правильно: Яблоко – много яблок, полотенце – полотенец, апельсин – апельсинов, блюдце – блюдец, желе – желе, рукав – рукавов, шаровары – шаровар, окно – Окон, сапоги – сапог, носки – носков, чулки – чулок, рельсы – рельсов.
Задание 4 «Игры в группе»
Участники конкурса представляют дидактическую игру (пособие) по развитию речи авторской разработки.
Представленная игра и игровые упражнения должны иметь следующую информацию: название игры (пособия, цель, возрастная категория, описание
(ход игры, варианты игры, правила). Игры могут развитию связной (диалогической и монологической) речи, грамматического строя речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомству с книжной культурой, детской литературой, пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы; формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- И пока наше жюри подсчитывает правильные ответы, переходим к последнему заданию речевого коллоквиума. Команды заполняют анкеты и отвечают на вопросы письменно по итогам работы деловой игры.
Анкета:
- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?
- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?
- Какой материал был наиболее интересен?
- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?
Уважаемые игроки попрошу вас положить листочки с ответами в «Чудесный мешочек» «Наполнить его багажом» и этот багаж я возьму с собой, который пригодиться нам в дальнейшей работе.
Спасибо всем участникам за игру. Надеюсь, что она не прошла для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Спасибо членам жюри за оценки. Желаю всем здоровья, удачи, успехов, необъятной жизненной энергии.