Анастасия Чапига
Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Систематизировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Публикация «Деловая игра „Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Организационный момент: Игра «Чудесный мешочек». Педагоги вытягивают красную или синюю фишку, определяя, тем самым, принадлежность к той или иной команде. Выбирается жюри.
Ход деловой игры:
Сегодня мы собрались поделиться опытом работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. «Игра – ведущий вид деятельности детей», но и нам взрослым она интересна. Поэтому предлагаю построить работу в форме деловой игры :
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Уважаемое жюри беспристрастно оценит соревнование команд. И пусть победит сильнейший!
Для того чтобы вы начали игру с энтузиазмом начнем с разминки.
Разминка «Поиграй-ка». Командам предлагается игровое упражнение, они должны его выполнить и определить цель задания.
1. Дорисуй в каждом ряду изображение в четвёртый квадрат (на установление закономерности)
2. Каким признаком объединены предметы каждой группы?
3. Найди в каждой рамке два предмета, которые подходят друг к другу.
Какая общая цель у этих игровых упражнений? (они на развитие логического мышления).
Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Так, посмотрев на термометр, расположенный на внешней стороне окна, увидев кутающихся в теплую одежду прохожих, мы делаем заключение о том, что на улице холодно. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах.
Задание №1. Перечислить какие виды мышления вы знаете, и расположить их в порядке формирования, по годам.
Предметно - действенное (Наглядно - действенное) мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.
Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.
Словесно-логическое мышление – начинает формироваться в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Наглядно-действенное мышление - это мышление, при котором решение задачи включает внешние двигательные пробы. К наглядно-действенному мышлению старшие дошкольники обращаются в случаях решения задач, которые не возможно решить без действенных проб, причем эти пробы часто приобретают планомерный характер. В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление тоже включает пробы, направленные на поиски решения задачи, но это пробы выполняются в уме, при помощи образов. Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.
Мышление существует в трех основных формах, а в процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции.
Задание №2. Соотнести форму мышления и ее определение.
Понятие Мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое, называемое выводом, заключением или следствием.
Суждение Мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от смежных с ними.
Умозаключение Мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной.
Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. В связи с этим важнейшее значение в данном периоде приобретает целенаправленное использование педагогом игровой деятельности для реализации соответствующих данному возрасту воспитательных целей.
Одной разновидностью игр являются дидактические (обучающие) игры. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку.
Задание №3. Решение логических задач.
1. В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Иришка,
А за ним Маришка,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят?
(Пять.)
2. На большом диване в ряд
Куклы Танины стоят:
2 матрёшки, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
Помогите Танюшке,
Сосчитать игрушки
(Четыре.)
Задание №4. КТО КЕМ БУДЕТ?
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а педагог должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т. д.
Задание №5. ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Командам предлагаются небылицы. Нужно заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Значительное место по развитию у детей логического мышления в математическом развитии отводится знакомству детей с блоками Дьенеша, логическими фигурами и палочками Кюизнера. Основная цель этого дидактического материала – научить дошкольника решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Физкультминутка. Подвижная игра для развития мышления у дошкольников. Игра «Больше - меньше». Цель: развивать умение сравнивать, внимание, слухо–моторную координацию движений.
Ход игры: Играющие строятся в шеренгу. Педагог называет им предметы и объекты: слон, мышка, дерево, цветок. Если названный предмет больше предыдущего, то играющие должны встать на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего, они выполняют приседание. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Таким же образом закрепляют знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше и т. п.
Задание №6. Предложить одной команде блоки Дьенеша, а другой палочки Кюизенера. Необходимо рассказать их назначение и способы использования.
Задание №7. Предложить игры Танграм, Вьетнамская головоломка, Листик. Как их используют и для чего? Предложить составить как можно больше фигур за определенное время.
Задание №8. Игры со счетными палочками
Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей. Командам дают задание: Построить два треугольника из пяти палочек. Построить два квадрата из семи палочек.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку. Одним из наиболее доступных видов задач на смекалку являются игры со счетными палочками. Игры – головоломки со счетными палочками формируют такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, находчивость, развивают конструктивные умения, умственную и творческую активность.
Для игры понадобится набор ученических счетных палочек или любые палочки одинаковой длины и толщины, полоски картона, даже спички, с которых предварительно счистили серу. Если вы играете вместе с детьми, то можете давать устные задания. Если ребенок играет один, хорошо заготовить карточки, на которых написано условие игровой задачи (в случае, если он умеет читать, или схематически указано, сколько палочек надо взять, какое преобразование проделать и какая фигура должна получиться в результате.
Например: из 7 палочек надо составить 3 треугольника.
Хорошо, если дети сами придумывают задачи и записывают (моделируют) их для решения другими людьми (детьми или взрослыми).
Задачи – головоломки со счетными палочками могут быть различны по уровню сложности.
На составление заданных фигур из определенного количества палочек. Напр., составить ромб из 5 палочек.
На преобразование фигур путем удаления заданного количества палочек.
Напр., убрать 4 палочки, чтобы получились 3 квадрата.
На преобразование фигур, путем перекладывания палочек.
Напр., Переложить 1 палочку так, чтобы дом смотрел в другую сторону.
Когда дети освоят все 3 уровня сложности игр – головоломок, поощряйте их творчество в создании своих вариантов логических задач. Придумывайте более длинные и сложные задания. Используя последовательно проводимые преобразования, составляйте рассказы, сказки.
Задание №9. Вставь пропущенные слова в предложения.
Мышление – высший … (познавательный) процесс отражения действительности. Мышление существует в трех основных формах: … (понятие, суждение и умозаключение). В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает … (наглядно-образное) мышление и начинает формироваться … (словесно – логическое) мышление. Логическое мышление - это мышление при помощи … (рассуждений). Дидактическая игра одна из форм развития … (логического) мышления. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию … (памяти, мышления, внимания, воображения) у детей, оказывая огромное влияние на … (умственное) развитие ребенка.
Слово жюри.
Подведение итогов.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Содержание д/и формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактической игры дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии поставленной задачи.
Многие д/ и ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.