Кашина Лариса
Деловая игра для педагогов «Организация образовательного процесса в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов МДОО
в форме педагогического ателье
«Организация образовательного процесса в ДОО согласно ГОС ДО».
Цель:
— повышение уровня педагогического мастерства и профессиональной компетенции воспитателей и специалистов ДОО;
Задачи:
— способствовать активизации творческого потенциала и личностного саморазвития педагогических работников;
— развивать навыки анализа и рефлексии своей деятельности;
Публикация «Деловая игра для педагогов „Организация образовательного процесса в ДОО“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
— развивать стремления к сотрудничеству, эмпатии;
— привлекать внимания общественности к дошкольному образованию.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация с названиями каждого конкурсного задания, оборудование для организации каждого задания.
Ход игры
На экране высвечиваются слайды.
Слайд № 1. Деловая игра для педагогов МДОО в форме педагогического ателье «Организация образовательного процесса в ДОО согласно ГОС ДО».
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,
Начинается игра!
В правила игры вникайте,
Что за чем запоминайте!
Слайд №2 Деловая игра
Предлагаю педагогам выбрать себе снежинку белого или голубого цвета,на столах лежат снежинки белого и голубого цвета, педагоги размещаются в соответствии с выбранной снежинкой.
Слайд №3 Правила игры
Ведущий. Добрый день, уважаемые участники нашей деловой игры! Наше сегодняшнее мероприятие построено в соответствии с технологией «педагогическое ателье». Данная технология предполагает передачу педагогом-мастером остальным членам педагогического коллектива основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Однако мы сегодня с вами все мастера, профессионалы своего дела, поэтому цель нашей игры — демонстрация знаний, обмен идеями, мыслями и навыками организации образовательного процесса в ДОО.
Ведущий: Рассматривая вопрос организации образовательного процесса в ДОО согласно ГОС ДО, во время проведения педагогического ателье, мы будем дополнять всевозможными аксессуарами стандартную одежду куклы-манекена. Под стандартной одеждой мы подразумеваем классическую ООД, а аксессуары - это опыт проведения ООД, это ваши знания, умения, навыки, проявленные при выполнении заданий.
Слайд №4 Сказка
Ведущий: Начать нашу работу хочу со сказки. Звучит фоном красивая музыка.
Расскажу я вам сказку дивную – не очень короткую, да и не очень длинную, а такую, как от меня до вас! В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.
Как-то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчаньем ручья, щебетанием птиц – и был в самом лучшем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное – сделать педагогический процесс еще интереснее и увлекательнее. Но тут над Дубом собрались тучи, подул ветер перемен и принес ГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ГОС говорит ему строго-престрого, чтобы он пошел туда, не зная куда, и сделал так, не зная как.
Испугался Педагог обрушившихся на него перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ГОС начал его успокаивать, говорить, чтобы он не кручинился, опыта и знаний у него вдоволь. И дал он ему в помощь чудо-чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. А в помощь дал очки дивные, креативные, что позволяют рассмотреть вопросы сложные и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает. А ГОС пошел дальше по стране дошкольного образования.
Педагог заглянул в свиток новшеств, а оттуда как выскочат как выпрыгнут принципы необычные, как разбегутся в стороны разные! Запаниковал тут Педагог, не знает, что и делать ему, за голову схватился, мысли в кучу собирает. Боятся глаза Педагога, а руки дело делают. Схватили они Инновацию и поставили перед глазами Педагога. Бери мол, разбирайся и внедряй.
Опомнился Педагог и смотрит на Инновацию и говорит: «Что же за имя то такое заморское? Что за формы и методы эдакие и как строить педагогический процесс в соответствии с этим методами? Зачем нужны вы мне?».
А Инновация дивным да сладким-сладким голоском ему и отвечает: «Методы и формы мои являются основополагающими ГОС ДО. А загадки мои, добрый и умный Педагог, разгадай ты сам, потрудись, не ленись и службу верную послужу я тебе».
Много вопросов возникло у Педагога. В каком направлении ему идти? Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу. Бросил его перед собой и открылись ему дорогою страницы стандарта.
Слайд №5 Мудреные вопросы
Задание 1. «Мудреные вопросы»
Слайд №7
1. Как Вы считаете, от чего зависит качество деятельности дошкольной образовательной организации?
Слайд №8
2. Назовите образовательные области в соответствии с ГОС ДО.
*социально-коммуникативное развитие;
*познавательное развитие;
*речевое развитие;
*художественно-эстетическое развитие;
*физическое развитие.
Слайд №9
3. В какую образовательную область включены продуктивные виды деятельности?
*художественно-эстетическое развитие;
Слайд №10
4. Что является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве?
*игра
Слайд №11
5. С какого вида детской деятельности начинается развитие навыков трудовой деятельности у детей?
*самообслуживание и элементарный бытовой труд;
Слайд №12
6. Назовите этапы дошкольного детства (когда появился младенческий возраст в ГОС ДО)
*младенческий, ранний, дошкольный;
7. Какие требования определяет ГОС ДО?
- Требования к структуре ООП ДО
- Требования к условиям реализации ООП ДО
- Требования к результатам освоения ООП ДО
Слайд №13
8. Что такое целевые ориентиры?
*Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования;
Слайд №14
9. Назовите виды детской деятельности в дошкольном возрасте (коммуникативная, конструирование из разного материала, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд)
Слайд №15
10. Какие требования (принципы) к развивающей предметно-пространственной среде необходимо учитывать при реализации Программы?
*РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
Слайд №16
11. Проводится ли педагогическая диагностика (мониторинг) при реализации программы? Если да, то кем и с какой целью проводится?
*Может проводиться педагогическим работником для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития и для создания индивидуальных маршрутов, а также для оптимизации работы с группой детей.
Слайд №17 Внимание, проверка
Задание № 2. «Внимание, проверка!»
Ведущий. Наш следующий конкурс называется «Внимание, проверка!». Как и в любой детский сад, сегодня к нам нагрянула проверка СЭС. Представьте, что я важный представитель этой организации.
- Коллеги, я проверила весь детский сад. И у меня к вам вопросы. Хочется узнать, что вы знаете о требованиях СанПиН к организации деятельности дошкольных образовательных организаций. Возьмите флажки и будьте готовы ответить первым на вопрос, оперативно подняв флажок.
Итак, вопросы:
Слайд №18
1. Что, в режиме дня, согласно СанПиН, должно составлять не менее 3 4 часов в день? (Продолжительность прогулки.)
Слайд №18
2. Как часто в течение недели можно проводить ООД во второй половине дня с детьми старшего дошкольного возраста? Какова продолжительность данной деятельности (Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня, после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 30 минут в день.)
Слайд №18
3. Какое количество времени занимает самостоятельная деятельность детей 3 7 лет в режиме дня? (Не менее 3 4 часов.)
Слайд №18
4. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в разных возрастных группах? Отвечают по очереди:
— в младшей группе — 30 минут;
— в средней группе — 40 минут;
— в старшей группе — 45 минут;
— в подготовительной — 1,5 часа.
Слайд №19
5. Как говорится, чистота — залог здоровья. Как поддерживается чистота в группе? (Обработка; кварцевание; проветривание; стирка; уборка.)
Слайд №19
6. Какие игрушки можно использовать в детском саду? (В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, игрушки могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.)
Слайд №19
7. В каких случаях нужно требовать от родителей справку о состоянии здоровья ребенка? (После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней, детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.)
Слайд №20
8. На детской мебели стоит маркировка. В группах на мебели можно увидеть цветовые обозначения. Каждый цвет соответствует какому росту детей.
А какой цвет маркировки предназначен для группы детей раннего возраста? (младшего, среднего, старшего возраста)
Слайд №20
9. Что, согласно СанПиН, включает в себя закаливание? ( Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.)
Слайд №21
Задание № 3. «Объяснялки»
Ведущий. Проверку СЭС наши участники игры прошли достойно. А теперь перейдем к детской художественной литературе.
Наше новое задание — «Объяснялки». Попробуйте объяснить ребенку непонятные слова, встречающиеся в произведениях для детей (на столе лежат карточки, на которых написаны тексты с выделенными словами, ручки. Карточки должны быть побольше размером, чтобы в них можно было вписать свой текст). Возьмите себе по две карточки. Выделенные слова попробуйте объяснить детям. А затем прочитайте текст в интерпретации, т. е. используя современные выражения. Чтобы не забыть подобранные синонимы, можете записать их прямо в карточки.
Остальные участники должны угадать, отрывок из какого произведения вы прочитали.
— В посуде золотой да серебряной яства стоят сахарные и питья медвяные. Сел он за стол без сумления, напился, наелся досыта… (С. Аксаков «Аленький цветочек»)
— Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый»).
— Спрашивает Баба-яга Ивана-царевича: «Дело пытаешь или от дела лытаешь?» А он ей в ответ: «Эх, старая хрычовка! Ты чего меня голодным на пороге держишь?.» (русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
— Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой…
(А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»).
— Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате,
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
— Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Слайд №22
Задание №4. «Моделирование ООД»
Ведущий. Наше следующее задание — практическое. Мы попробуем все вместе смоделировать схему организации ООД с детьми.
Слайд №23,24
Подготовка
Предварительно на карточках напечатать:
1. Названия образовательных областей 2. Возрастные группы детей
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
3. Тематика проведения ООД 4. Названия основных структурных
компонентов проведения ООД по ГОС ДО
«Сохраняем и укрепляем здоровье»
«Удивительное рядом»
«Путешествие в историю»
«Мир Донбасса»
«В мире профессий»
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
Педагогам предлагается коллективно выбрать по одной карточке из разделов «Образовательная область», «Возраст детей», «Тема проведения ООД».
Все вместе (все пять участников или команд) обсуждают и приходят к единому мнению, какая итоговая тема занятия будет выбрана и по какому разделу образовательной области.
Все вместе обсуждают предполагаемую цель и задачи деятельности.
По результатам совместного обсуждения заполняют таблицу на листе ватмана, размещенного на магнитной доске:
Заполняют графы педагоги
Образовательная область
Тема ООД
Возрастная группа
Цель и задачи деятельности
Далее педагоги выбирают сами себе (индивидуально) карточку из раздела «Структурные компоненты проведения ООД по ГОСДО».
Педагоги выссказываются в той последовательности, в которой должно проходить занятие (в соответствии с выбранными карточками).
Ориентируясь на выбранную информацию о теме ООД, возрасте детей, программных задачах, педагоги на ходу начинают составлять скелет проведения данного занятия, каждый описывает только этап, обозначенный в выбранной карточке.
Особенность такой работы заключается в том, что педагог не может заранее придумать содержание деятельности, ему необходимо ориентироваться на предыдущий этап, описанный его коллегой.
Слайд №25
Задание № 5. Педагогический брифинг «Серьезные вопросы».
Ведущий. Уважаемые участники, предлагаю вам следующее задание в форме педагогического брифинга.
Педагогический брифинг - это своего рода мини-пресс-конференция, в ходе которой участники ответят на заданные вопросы.
Примерные вопросы
1. Каким вы видите современного педагога?
2. Что будет являться стимулом для качественной работы педагога? Что является стимулом конкретно для вас?
3. Какие пути повышения качества образовательного процесса с детьми вы считаете наиболее эффективными?
4. Каким вы представляете себе современный детский сад.
5. Что можно посоветовать педагогам для предотвращения психологического выгорания в профессии?
Слайд №26
Задание № 6. Игровая минутка «Кот в мешке»
Ведущий. А теперь давайте поиграем. Но играть мы будем необычно. Представьте, что вы сидите вместе с ребенком в зале ожидания в аэропорту или ждете своей очереди на прием к врачу. Очередь длинная, ребенок капризничает. Нужно его занять. Игрушек нет. Зато есть дамская сумочка, в ней — чего только нет!
Возьмите предмет из сумочки и придумайте игры с ребенком ( предметы выбираются на ощупь: расческа, ключи, зеркало, блокнот, пустая коробочка, носовой платок, фантик, футляр с очками, пакет, упаковка бумажных носовых платков).
Слайд №27
Задание № 7. «Встреча с министром образования ДНР»
Ведущий. Представьте себе, что в один прекрасный день ваш профессиональный талант педагога оценен по заслугам, вас пригласили МОН ДНР на встречу с министром Кушаковым Михаилом Николаевичем и вы можете попросить у нашего министра все, что захотите. Такой шанс предоставляется только один раз в жизни! Но… как всегда, но… Ваша просьба должна обязательно быть связана с образовательным процессом в ДОО. Министр может исполнить только одну вашу просьбу! Итак, начнем.
Слово предоставляется… (выслушиваются ответы участников игры).
Ведущий. Какие разные и в то же время похожие просьбы у наших участников деловой игры! И все они направлены на совершенствование образовательного процесса в дошкольной организации.
Я хочу предложить вам выполнить следующее упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать только мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист бумаги (Листы бумаги должны быть прямоугольной формы). Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою получившуюся снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? А почему? Как вы думаете?
Снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Одинаковые были и условия — все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.
Вот и вы все, педагоги, разные. Вы все работаете в детском саду — это условие, которое у вас у всех одинаковое. Но свою педагогическую деятельность вы все организуете по-разному. Поэтому и конечные результаты организации образовательного процесса в ДОО в каждой группе разные. Давайте обратим внимание на куклу-манекена. Сколько аксессуаров в ее наряде? Если бы это был молодой специалист, поприсутствовавший на нашей игре, то он приобрел знания, умения и опыт в работе с дошкольниками.
Слайд №28
Рефлексия
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша деловая игра. Но в нашем зале есть атрибут, который в игре мы еще не использовали. Посмотрите вокруг, что это? Правильно, это наша новогодняя елочка. Мы предлагаем вам украсить елочку своими эмоциями и мнением о нашем «педагогическом ателье».
У вас на столах лежат разноцветные новогодние игрушки, на экране вы видите фразы которые начинаются определенными словами. Возьмите игрушку, выберите фразу, продолжите ее, напишите на игрушке, повесьте игрушку на нашу елочку, предварительно озвучив ее для присутствующих.
Я поняла, что…
Теперь я могу…
Я приобрела…
Я смогла…
Я попробую в дальнейшем…
Мне захотелось…
Я возьму в профессиональную копилку…
Мне бы хотелось…
Я научилась…
Участие в игре позволило мне…
Слайд №29 наряжают елку
Слайд №30
Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути. Мы еще раз благодарим вас за участие в игре.
-Спасибо!