Лариса Николаевна Золотухина
Деловая игра «Я — гражданин России»
▼ Скачать +Заказ
Цель: формировать правовую культуру, социальный опыт воспитанников; определить понимание термина «гражданин»; формировать патриотическое сознание; развивать у детей коммуникативные умения и навыки, навыки групповой работы.
Ход игры.
I. Организационный момент. Группа делится на 2 команды. Между этими командами и проходит игра. Побеждает та из 2-х команд та, которая наберёт больше баллов в различных конкурсах. Дети читают стихи: Живём мы посреди большой России,
Среди лугов, лесов, озёр, полей.
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей.
Публикация «Деловая игра „Я — гражданин России“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней стремиться.
Не прерывать связующую нить –
И нам порой так нужно оглянуться.
Слово воспитателя. – Наша страна – Россия. У неё великая история и героическое прошлое. Сейчас российской общество переживает сложный этап своего становления. Ведётся интенсивный поиск новой системы ценностей, появляются новые ростки гражданского общества.
Сегодня, мы с вами проводим деловую игру «Я –ГРАЖДАНИН РОССИИ». В этой деловой игре будет много различных конкурсов. За правильно выполненные задания вы будете получать баллы.
А оценивать вас сегодня будет компетентное жюри в составе:
II. Основная часть. 1. Конкурс «Государственные символы». Государственный флаг. Все вы знаете о том, что государственный флаг России имеет 3 цвета : белый, синий, красный. - Что обозначают цвета государственного флага России? (За правильный ответ – 1 балл.)
Государственный гимн. Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчке слова 2-х куплетов Государственного гимна нашей страны. Участникам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился у одной команды I куплет и припев гимна, а у другой команды – II куплет и припев гимна. (За правильный ответ – 3 балла.) Можно заработать ещё дополнительный балл, если кто-то из участников команд ответит на вопросы: - Кто является автором музыки гимна нашей Родины? - В каком году был утверждён этот гимн? (22. 03. 2001 г.)
Государственный герб. Воспитатель. У каждой страны помимо государственного флага и гимна есть ещё и государственный герб. В нашей стране есть гербы, только в разное время были они различными. Вам будут предложены сейчас несколько гербов. Вы внимательно их рассмотрите.
Участникам необходимо найти герб России, который был утверждён 8 декабря 2000 г.
(За правильный ответ – 3 балла.)
СЛОВО ЖЮРИ.
2. Конкурс «Государственная власть». Воспитатель. Основным законом нашей страны является Конституция России. Слово конституция произошло от латинского KONSTITUTIO, что в переводе обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Это Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства. Сейчас участникам обеих команд придётся выбирать правильные ответы из предложенных вариантов. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)
Президент нашей страны является: главой государства; главой правительства РФ; главой парламента РФ; Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.
Парламент России называется : Советом Федераций; Федеральным собранием; Государственной думой; Верховным советом.
Суды в России : принимают законы; проводят выборы в стране; вершат правосудие в России; являются государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЖЮРИ.
3. Конкурс «Преступление и наказание». Воспитатель. Если человек совершает какое-нибудь правонарушение, то обязательно за этим последует наказание. Вы знаете, что существуют различные кодексы: Трудовой, Семейный, Административный, Уголовно-процессуальный.
участникам команд необходимо выбрать наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом: Уголовное наказание. лишение свободы; ссылка; ограничение свободы; предание публичному позору; штраф; конфискация имущества. (За правильно выполненное задание команда получает – 4 балла.) Возраст: любой человек, который совершил преступление, должен быть наказан. Только вот с какого возраста начинается уголовная ответственность за данное преступление. (За правильный ответ – 1 балл.) Вот эти преступления: убийство (с 14 лет); причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет);
разбой (с 14 лет); вымогательство (с 14 лет); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 16 лет); кража из квартиры (с 14 лет); уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности (с 16 лет).
Обстоятельства: в жизни каждого человека могут возникнуть различного рода обстоятельства, при которых совершается то или иное преступление. Какие же это обстоятельства? отягчающее обстоятельство; смягчающее обстоятельство; освобождает от ответственности. Я вам называю различные виды преступлений. а вы называете то или иное обстоятельство: совершение преступления в группе (отягчающее); явка с повинной (смягчающее); несовершеннолетие виновного (смягчающее); необходимая оборона (освобождает от ответственности); совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее); невменяемость (освобождает от ответственности). (За правильный ответ – 3 балла.)
СЛОВО ЖЮРИ.
4. Конкурс «Наша Родина». Стихотворение о Родине. (Читают дети.) Посмотри, как всё красиво,
Посмотри, простор какой,
Словно мать, склонилась ива,
Над уснувшею рекой.
Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней.
Воспитатель. Наша Родина самая лучшая и красивая. Её нельзя сравнивать с любой другой страной мира, потому что она одна такая. Московский Кремль – это наша Родина, Царь-пушка – это тоже наша родина, Красная площадь и собор Василия Блаженного – это тоже наша Родина. А Большой театр и Третьяковка, Университет имени Ломоносова – это наша Родина. Всё это мы называем наша Родина!
Официальное название: Россия; Российская республика; Республика Россия; Российская Федерация; РСФСР; Содружество Независимых Государств (СНГ).
Задача обеих команд выбрать правильный ответ названия нашей страны. (За правильный ответ – 2 балла.)
Территория. Задача участников команд: выбрать из набора стран те, что граничат с Россией : США (морская); Япония (морская); Великобритания; Китай; Финляндия; Казахстан; Индия; Монголия; Белоруссия; Германия. (За правильный ответ – 5 баллов.)
Население. Задача – поставить галочки напротив тех народов, которые являются основным населением в субъектах Российской Федерации. Нации: татары, башкиры, якуты, немцы, евреи, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы, чеченцы, калмыки, эскимосы, турки, узбеки. (За правильный ответ – 5 баллов.)
СЛОВО ЖЮРИ.
5. Конкурс «Гражданин России». Воспитатель. «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан». Это Николай Некрасов.
Заберёмся ещё дальше, в глубь веков, и обратимся к тому же Аристотелю. Вот, что он написал: «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен к властвованию, и к подчинению».
А возьмём нашу отечественную историю. Гражданином именовали Кузьму Минина, который организовал в Смутное время ополчение, которое изгнало поляков и подготовило почву для возрождения монархической власти.
1 представитель от каждой команды должен высказать своё мнение о том, что означает термин «Гражданин России».
Гражданин – это человек, обладающий политической и правовой культурой, опирающейся на фундамент культуры нравственной, это человек, от политического волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее. (За правильный ответ – 5 баллов.)
6. Конкурс «Права человека». Воспитатель. С раннего детства знакомили вас со старинными русскими и зарубежными сказками. Росли вы, становились взрослее. И никто из вас, наверное, не задумывался над тем: - Что люди могут делать и чего не могут? - Что обязаны делать и чего не обязаны? - На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… И, конечно, же поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.
О каких правах человека идёт речь в этих отрывках из литературных произведений? 1. «Колобок» Колобок, колобок! Я тебя съем!
Не ешь меня, лисичка-сестричка,
Я тебе лучше песенку спою:
(Право на жизнь и личную неприкосновенность).
2. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде». Балда нанимается на работу. Это значит, он воспользовался правом на … (труд). (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду). 3. Сказка К. Чуковского «Айболит». Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит. (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь). 4. Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка». В чём были ущемлены права Красной шапочки? (Право на свободу и личную неприкосновенность). 5. Сказка Дж. Родари «Чиполлино». В чём были ущемлены права Чиполлино? (Право на неприкосновенность частной жизни). 6. Сказка «Кот в сапогах». (Добровольное согласие на вступление в брак). (За правильный ответ – 2 балла.) СЛОВО ЖЮРИ.
III. Итог занятия.
Воспитатель. Много слов мы с вами сегодня говорили о государственной символике, государственных ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.
Вот и подошло к концу время нашей деловой игры «Я –гражданин России». Я всех благодарю за участие в игре. А теперь самое главное – мы узнаем, кто победил в нашей деловой игре. СЛОВО ЖЮРИ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОМАНД.