С М
Деловая игра для педагогов «Говорим правильно»
▼ Скачать +Заказ
Цель: повысить интерес педагогов к русскому языку с целью совершенствования речевой среды ребенка.
Задачи:
Избегать употребления слов-паразитов.
Напомнить правильную постановку ударения в некоторых словах.
Дать представления о склонении некоторых фамилий и национальностей.
Напомнить о наиболее распространенных ошибках склонения имен существительных.
Систематизировать развитие правильной дикции и выразительности речи с помощью произнесения скороговорок.
Активизировать употребление пословиц и нахождение пословиц, схожих по смыслу.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Говорим правильно“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Активизировать творческие способности, воображение в ходе сказки-пантомимы.
Способствовать атмосфере доброжелательности, хорошего эмоционального настроя.
I. Вступительное слово.
Психологи считают, что люди составляют мнение о нас по четырем основным критериям:
1) Что мы делаем;
2) Как мы выглядим;
3) Что мы говорим;
4) Как мы говорим.
Исходя из этого, получается, что 25% впечатления о нас сложится из того, как мы говорим.
Давайте вспомним основные моменты, на которые следует обращать внимание: словарный запас, слова-паразиты, ударение, тон, адекватность стиля.
Предлагаем разделиться на четыре команды и поиграть Команды : Аз, Буки, Веди, Глаголь (либо можно самим командам придумать название)
II.Деловая игра.
Задание № 1: Слова-паразиты. Вспомните наиболее распространенные ошибки, которые встречаются в нашей речи. Очень портят нашу речь слова-паразиты, которыми пестрит наша речь. Вспомните эти слова паразиты. Почему они появляются и для чего? (От волнения, бедность словаря, чтобы привлечь внимание). Как же избавляться от этих слов? (Следить за своей речью, придумать замены этим словам.) Таким образом, мы развиваем внимание к собственной речи, контроль и самоконтроль.
Задание № 2: Ударение
Одна из самых распространенных ошибок – это неправильная постановка ударения. Поставьте правильное ударение в словах :
Первая команда: звонит (падает на окончание) баловать (в глаголах на А, в прилагательных на О, красивее (на букву И, туфля (на У)
Вторая команда: звонишь, избалованный, красивейший, нет туфли.
Третья команда: созвонимся, балованный, покрасивее, что-то в туфле.
Четвертая команда: звоним, баловаться, намного красивее, надела туфлю.
Задание №3. Национальности.
Так как наша страна многонациональная, и нам часто приходится употреблять названия этих национальностей, и очень часто мы задумываемся, как правильно сказать : «много грузин» или «много грузинов». Давайте вместе просклоняем некоторые названия национальностей, но сначала правило : при склонении национальностей, если в конце слова есть звуки Р и Н, то тогда у этих слов нет окончаний.
Первая команда: В вашей группе есть болгары и грузины. Соответственно, в вашей группе есть много кого?
Вторая команда: в вашей группе есть калмыки и осетины.
Третья команда: киргизы и узбеки;
Четвертая команда: монголы и украинцы.
Задание № 4: Фамилии.
Командам раздаются карточки с заданием просклонять различные фамилии.
«Поговорили о национальностях, а теперь давайте поговорим и о фамилиях.» И здесь существуют определенные правила. Мы вам их напомним: русские и иноязычные фамилии с конечным согласным звуком в мужском роде склоняются, а в женском – нет. Мужские фамилии на согласные, совпадающие с нарицательными именами существительными, типа Петух, Волк, Рысь следует склонять: увидеть Николая Петуха, познакомиться с Сергеем Волком, написать Владимиру Рысю. Эти же фамилии не склоняются, если они принадлежат женщинам: пригласить Светлану Петух, поздороваться с Марией Волк, сказать Ксении Рысь.
Фамилии на -ок, -ек, -ец, -яц, -ел типа Рачок, Заяц, Перец желательно склонять без выпадения гласного: попросить Ивана Рачока, дом Виктора Заяца.
Но такие фамилии, как Седых, Серых не склоняются, хотя и оканчиваются согласным звуком.
Женские и мужские фамилии на -а типа Береза, Шуба склоняются одинаково: узнать Григория Березу, произведения Ильи Шубы, просьба к Галине Березе.
Русские фамилии на -аго, -яго, -ых, -их, -ово не склоняются: вспомнить Петра Черных, стихи Марии Петровых, исследования Николая Дурново.
Фамилии на –ко и –енко в русском языке НЕ СКЛОНЯЮТСЯ. Ни мужские, ни женские. Ни в единственном, ни во множественном числе. Исключение составляют фамилии с ударением на слоге--ко (Гапонько, Демидко, Чепурко)
Иностранные фамилии, пишущиеся с е, э, и, ы, у, ю, о на конце, могут быть только несклоняемыми. Таковы фамилии: Доде, Мюссе, Гёте, т. п.
Задание №5. День рождения.
У всех людей есть фамилии и есть дни рождения. С этим словосочетанием «день рождения» тоже не все просто. Некоторые это словосочетание воспринимают как одно целое: «день рожденье». Отсюда и средний род (окончание ведь как у слов «здание», «умение»). Следовательно, и неправильная форма местоимения : «моё день рожденье», «своё день рожденье». Итак, в этом словосочетании есть главное слово – день. Оно мужского рода. И от главного слова к зависимому ставится вопрос «чего?» - «рождения» (день прощения, день образования и т. д.).
Задание:
Поставьте словосочетание день рождения в нужную форму:
1 команда: После своего (день рождения) мы пойдем в кино.
2 команда: Мы вспоминали о Вашем (день рождения) еще целую неделю.
3 команда: Надо успеть купить наряд до моего (день рождения).
4 команда: С ее (день рождения) у него было связано много воспоминаний.
Задание № 6: Скороговорки
Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды скороговорку одну или две.
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Задание № 7 «Пословицы»
Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:
Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)
Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)
Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино» (Назвался груздем – полезай в кузов»)
Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что блестит») .
Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше будешь»)
Задание № 8. Пантомима «Расскажи сказку».
Командам предлагается «рассказать» сказки-пантомимы: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», используя творческие способности, воображение, различные выразительные средства.
Заключительная часть. «Ладошки».
«Ладошки»
Каждый участник обводит на листке бумаги контур своей ладошки. В центре пишет имя и отчество. Затем передает листочек соседу справа, и тот пишет на листочке вокруг нарисованной ладони какое-нибудь пожелание или комплимент. Так каждый листочек передается по кругу и возвращается владельцу с адресованными ему многочисленными надписями, пожеланиями.