Резникова Наталья Георгиевна
Деловая игра для педагогов «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;
развивать коммуникативные качества педагогов, уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
2. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Формирование коммуникативных навыков дошкольников в ДОУ“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
3. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада видеть вас.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Развитие речи – один из главных показателей умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким – это мы наблюдаем, анализируя результаты мониторингов в начале и в конце года.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых НОД, так и в самостоятельной деятельности в режимные моменты, в коррекционной работе учителя-логопеда, в кружковой работе.
1. Притча.
Я предлагаю вам послушать притчу.
Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".
Общение важная составляющая жизни каждого человека.
2. Тест «Ваша коммуникабельность» :
На каждый из 16 приведенных ниже вопросов дайте один из трех ответов: - да, - нет, - иногда.
1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?
2. Вы откладываете визит к врачу до того момента, когда становится невмоготу?
3. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие необходимость выступить с докладом, сообщением, информацией на совещании, собрании или конференции?
4. Вам предлагают выехать в командировку туда, где Вы никогда не были. Приложите ли Вы все усилия, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями?
6. Раздражаетесь ли Вы, когда незнакомый человек обращается к Вам с просьбой показать ему что-либо, ответить на какой-либо вопрос?
7. Верите ли Вы, что существует проблема «взаимопонимания людей разных поколений»?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он должен Вам деньги, которые занял несколько дней назад?
9. В кафе или столовой Вам подали явно пропавшее блюдо. Промолчите ли Вы, лишь отодвинув тарелку в сторону?
10. Оказываясь один на один с незнакомцем, Вы, как правило, первым вступаете с ним в беседу?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была: в банке, в магазине, в кассе кинотеатра? Чтобы этого избежать Вы готовы отказаться от своего намерения, нежели томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. Есть ли у Вас сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, культуры и никаких чужих мнений Вы не принимаете?
14. Услышав где-нибудь явно ошибочное высказывание по хорошо известному Вам вопросу, Вы предпочтете вступить в спор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-нибудь просьба разобраться в том или ином вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения в письменном виде, чем в устном?
За каждый ответ «да» — 2 балла, за каждый ответ
«иногда» — 1 балл, за каждый ответ
«нет» — 0 баллов.
• 30 – 32 очка. У вас есть проблемы с общением, и коммуникабельность – явно не ваша сильная сторона. Скорее всего от такого положения дел вы страдаете сильнее остальных. Если речь идет о групповой работе, вам бывает крайне сложно. Попробуйте обратиться к психологу и определить причины этой мешающей вам черты.
• 25 – 29 очков. Вы довольно отстраненный, замкнутый человек. Во многих ситуациях одиночество не является для вас обузой. У таких людей, как правило, мало друзей, а новая работа или необходимость контактировать с людьми ввергает вас в угнетенное состояние. Если это часто вызывает у вас недовольство собой, вам стоит попробовать примкнуть к группе людей с вашими интересами - ведь когда вы действительно увлечены, вы довольно коммуникабельны.
• 19 – 24 очка. Вы довольно общительны и коммуникабельны, особенно в знакомой вам обстановке. И все же вы обычно проявляете большую степень осторожности в общении с незнакомыми людьми. Споры вас отталкивают, и вы предпочитаете уклоняться от любых конфликтных ситуаций. Иногда вы излишне саркастичны, чем можете задеть человека. Однако это можно устранить путем самоконтроля.
• 14 – 18 очков. Ваша коммуникабельность в рамках нормы. Вы любите слушать истории других людей, любознательны, терпимы к тем, кто отличается от вас, умеете спокойно обсуждать проблемы и находить решения. Встреча с новыми людьми для вас проходит легко, без смущения и переживаний. Шумные компании вы не любите, они могут вас раздражать.
• 9 – 13 очков. Вы очень общительны, любопытны, стремитесь в любой ситуации выразить свое мнение, чем иногда раздражаете людей. Время от времени вы можете вспылить, но, как правило, быстро отходите. Вам не хватает некоторой усидчивости. Возможно нужно научиться терпению и умению довести начатое до конца. Впрочем, вы достаточно сильны для того, чтобы взять волю в кулак и побороть такие мелкие недостатки характера.
• 4 – 8 очков. Общительность – ваша самая яркая черта. Вы знаете все и обо всех. Не любите «умные беседы» на серьезные темы, но во всех бытовых обсуждениях обязательно участвуете, даже если они вас не касаются. Не умеете доводить дело до конца, чем вызываете недоверие со стороны коллег.
• 0-3 очка. Вы болезненно-общительны. Вы излишне многословны, навязчивы, вмешиваетесь во все дела. Которые вас не касаются, чем вызываете бурю негодования у окружающих. Вы склонны судит о том, о чем не имеете представления. Из-за вас у ваших близких возможны различные конфликты. Вам следует обратиться за помощью к психологу, если вы не в состоянии контролировать себя самостоятельно.
Задание 3. «Посади бабочку на нужный цветок»
Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Предлагаю вам для каждого метода подобрать соответствующие приемы (они прописаны на бабочках). На цветках прописаны методы, вам необходимо соотнести приемы с методами т. е. посадить бабочку на нужный цветок. Каждая команда получает по три цветка.
Проверяем задание.
Словесный:
-Чтение произведение.
-Вопросы к детям по содержанию произведений.
-Пересказ произведения.
-Заучивание наизусть.
-Выразительное чтение.
-Беседа по произведению.
-Прослушивание аудиозаписи.
Практический:
-Элементы инсценировки.
-Игры-драматизации.
-Дидактические игры.
-Использование разных видов театра.
-Игровая деятельность.
Наглядный:
-Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
-Показ движений пальцами, руками.
-Схемы.
-Алгоритмы.
-Просмотр видеофильмов, диафильмов.
Задание 4. «Мозговой штурм».
1. Назовите формы речи? (Диалогическая и монологическая).
2. Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста).
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).
4. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (Средняя группа).
5. Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине. (Образец педагога).
6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (Вопросы педагога).
7. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).
9. Каковы задачи по формированию словаря детей? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).
Задание 5. «Составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения»
1. Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
2. Я купила кошке к празднику сапожки
Причесала ей усы, сшила новые трусы
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
Здоровый человек – успешный человек! Я предлагаю Вам выполнить вместе со мной весёлую разминку с нейростимуляцией, которая является одной из составляющих в создании здоровье сберегающей среды в детском саду. Развитие мозга – это не только занятия по прокачке креативности, критического и ассоциативного мышления, это еще и упражнения на синхронизацию работы полушарий мозга.
Основная цель применения нейробики с детьми — это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)
В своей работе я использую комплекс упражнений по нейробике, которые имеют свою конкретную цель – развивать у ребенка сразу оба полушария мозга и их совместную синхронную работу. Лучше и проще сразу научиться быть полноценным, чем растить инвалида, а потом восстанавливать природный потенциал, утерянный в детстве. При введении нейробики в детском саду педагогу нужно соблюдать некоторые простые правила:
1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.
2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.
3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребенка.
4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.
Упражнения и игры можно проводить не только в детском саду, но и в любое другом месте, в том числе и совместно с родителями дома или на прогулке.
К примеру:
- попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой;
- смотреть телевизор без звука и угадывать сказанное;
- чаще менять положение вещей на столе, игрушек на полке;
- выбираем другой маршрут до детского сада.
Это позволит не только открыть интересные стороны привычных вещей, но и поднять настроение как детям, так и взрослым.
Но чтобы научить правильно делать упражнения ребенка и заинтересовать его в их выполнении, придется и самим не отставать от детей в развитии.
Нейробика — упражнения для мозга для детей
Выполнив простые упражнения наш мозг будет работать намного эффективнее. попробуйте и оцените, как увеличится ваша работоспособность и эффективность. Давайте попробуем сделать нейробику в стиле «Попробуй повтори!»
1. Упражнение-разминка «Начинаем рисовать»
Обеими руками в воздухе рисуем фигуры, которые проговариваем в стихе.
Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.
2. Упражнение-разминка «Начинаем рисовать усложненный вариант»
Начало упражнения такое же, как и в предыдущем, но добавляем фигур:
Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.
Треугольники, квадрат,
Несколько кругов подряд,
А еще добавим точки,
Крестики, нули, крючочки,
В воду кисти окунем
и немного отдохнем.
Пусть нейробика станет вашей полезной привычкой. Вы удивитесь, как быстро, вы увидите позитивный эффект от этих простых упражнений, если будете делать ее вместе с детьми. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни. Это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
Задание 6. Я буду называть фразу, а вы должны заменить ее пословицей, близкой по значению.
· Потерялся в небольшом количестве вечнозелёных хвойных деревьев («Заблудился в трех соснах»).
· Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждёт возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слёзных желёз маленького грызуна («Отольются кошке мышкины слезы»).
· Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заточить свой орган обоняния («Комар носа не подточит»).
· Сильная боязнь имеет большие органы зрения («У страха глаза велики»).
· В нижних конечностях истины нет. («В ногах правды нет»)
· Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. («Кто зло помянет, тому глаз вон»)
· Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. («Соврет, глазом не моргнет»)
Следующее задание называется «В гостях у сказки», надо угадать не только название сказки, но и имена главных героев.
Задание 7. «В гостях у сказки»
• Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не хотели помочь хозяйке. («Муха-цокотуха»)
• Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло тот названия грязного вещества, встречающегося в камине. Кто это? («Золушка»)
• Некая домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако зазнавшись оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
• Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает ее скромный наряд. Её похищает неизвестный. Кто он? («Царевна-лягушка»)
• Практикующий в Африке ветеринар. («Доктор Айболит»)
• Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке. («Кощей Бессмертный»)
• Чудище-свистун, которого победил и взял в плен русский богатырь. («Соловей-разбойник»).
• Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый, прикинувшись глухим, поймал. («Колобок»)
Задание 8. «Ярмарка педагогических идей»
К. Д. Ушинский - основоположник научной педагогики : «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить выставку дидактических пособий по развитию речи детей. Ваша задача - сделать презентацию изготовленных пособий. Презентация должна проходить по следующему плану:
1. Для какого возраста предназначено данное пособие.
2. Какие цели развития оно преследует.
3. Представить ход игры с помощью данного пособия.
(Презентация дидактических пособий)
Дерево желаний. (наклеивают с пожеланиями)
Сегодня наше дерево оделось в разноцветный наряд! Как много зеленых цветов! Это ваши творческие идеи, необычные решения, фантазии. Желтые цветы - это ваш оптимизм, и поддержка. Красные цветы – это ваши чувства. Голубые цветы – это стремление жить и помогать детям. Благодарю Вас за сотрудничество, желаю творческих находок в нашей трудной, но интересной работе. И пусть теплые улыбки и любящие глаза наших детей, всегда радуют ваше сердце!
Сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество: среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. Существует утверждение: «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Творчески работающий педагог своими личностными качествами стимулирует развитие у воспитанников с любым статусом творческой активности, формирует речевые навыки, воображение, мышление и внимательность. Я думаю, что вы, уважаемые воспитатели и специалисты, будете использовать в своей работе эти игры, нейробику. Своей энергией, неравнодушием, как звёзды, освещайте детям путь и не дайте им свернуть с верной дороги.