Светлана Борисовна Дзягунова
Деловая игра «Арт-терапия с детьми ОВЗ»
Уважаемые коллеги! Перед тем как мы начнем, давайте немного поиграем в игру «Да или нет» :
- В начале спросить хочу я вас:
Вам лекции хочется слушать сейчас? (Нет)
Я вас понимаю….
Дайте ответ: вы в помощи мне не откажете? (Нет)
И в заключении спрошу я тогда:
Активными будете? (Да)
-Тогда начнем.
В настоящее время существует большое количество различных технологий, направленных на помощь детям с ОВЗ. Одной из таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия.
Публикация «Деловая игра „Арт-терапия с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
На первый взгляд эта тема связана с работой педагога-психолога. Но в современных условиях такими методами и приемами должен владеть каждый воспитатель. Именно воспитатели являются свидетелями того, что дети испытывают негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь здоровье человека - это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.
Арт-терапия в переводе с латинского означает «лечение искусством».
В работе воспитателя арт-терапия представляет собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку с учётом его возможностей.
Арт-терапия для детей выполняет следующие функции:
- коррекционно-развивающую - развивает и корректирует все психические функции (восприятие, внимание, мышление, моторику и координацию движений и т. д.);
- обучающую - расширяет знания и представления о самом себе, других, окружающем мире, раскрывает творческие способности детей, умение видеть необычное в предмете исследования;
- коммуникативную – развивает позитивное общение и сотрудничество;
- релаксационную - преобразовывает негативные формы энергии в социальную форму деятельности, снимает психо-эмоциональное напряжение;
- воспитательную - развивает нравственные стороны личности, любовь к процессу творчества и познания.
Все виды арт-терапии совершенно безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
ВОПРОС: - Какие виды арт-терапии вы знаете? (Изо-терапия, игро-терапия, сказко-терапия, музыко-терапия, танце-терапия, песочная терапия)
Так как мы с вами находимся в музыкальном зале, воспользуемся возможностью повысить настроение и стать ближе друг к другу помощью танце-терапии.
Упражнение «Ведущий и ведомые»
Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.
Но более подробно я хочу предложить вам сегодня остановиться на изо-терапии, проявить свою фантазию и стать немного детьми.
Когда вы последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика. А значит, у ребенка будет лучше развиваться речь и память.
Запомните: изо-терапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету.
1. (индивидуально) В начале предлагаю Вам выбрать один или несколько карандашей, мелков и в свое удовольствие поводить ими по листу бумаги. Эта техника называется «Каракули». Вот это позволяет эмоционально выразить на бумаге то, что вас в данный момент тревожит или радует, волнует или интересует.
2. Следующая техника «Каракули в паре». Она схожа с первым вариантом, но имеет некоторые отличия. Свободно, водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой – либо цели и замысла. (Выполняют)
А теперь передайте партнеру, который должен создать из них образ (можно дорисовывать свои детали)
3. Уважаемые педагоги, а теперь я предлагаю вам порисовать в технике «Совместное рисование». Первый участник задумывает картинку и рисует один элемент, а затем передает лист следующему коллеге, тот дорисовывает также одним элементом и так до последнего участника. Главное условие: не общаться! Итак, приступим.
Давайте полюбуемся вашим рисунком.
Возможно, у вас возникнет желание рисовать просто в свое удовольствие. Если так, посмотрите, каких красок больше в вашем рисунке?
• Если синих – значит вам хочется тишины и покоя. Может вспомнить поэзию, которая будет созвучна вашему настроению.
• Если преобладает сине-зеленый цвет – то вы давно не отдыхали, вам желательно повысить самооценку.
• Если алый, ярко-красный – дерзайте, вы хотите победить и у вас для этого достаточно сил и энтузиазма.
• Если в вашей «живописи» много оранжево-красных оттенков, вы возбуждены и готовы к серьезным переменам в жизни.
• Если преобладает сочный желтый цвет, значит вы не уверены в завтрашнем дне, помечтайте., вспомните, что мечты имеют свойство сбываться)
• Много светло-желтого много? Значит вам хочется общаться и веселиться. А для этого сначала надо улыбнуться
• Если зеленые краски на вашей картине – вы мягкие и гибкие, вы можете разрешить любой конфликт.
• А если много фиолетового, то вы тянитесь к знаниям, вам хорошо бы открыть книгу с лучшими цитатами мудрых людей.
Работая с детьми, вы можете предлагать им эти же техники рисования. Кроме того, сюда свободно добавляются рисование пальцами, ладошками, предметами окружающего мира (бумага, шишки, губки, щетки, палочки, нитки, соломенки и т. д., рисование на стекле, кляксографию, монотипию и т. д.
Таким образом, сочетая в своей работе разнообразные элементы арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.
А сейчас я хочу поблагодарить всех участников за работу. И это мы тоже сделаем в игровой форме. Игра «Аплодисменты друг другу»
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
В заключение мастер-класса предлагаю вам послушать притчу:
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!
Всем спасибо.
Желаю творческих успехов с вашими детьми!