Наталья Сорокина
Деятельность воспитателя с детьми по правилам безопасности в окружающем мире
▼ Скачать + Заказать документы
Важным направлением работы дошкольного учреждения традиционно является поиск путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Одной из приоритетных задач в моей работе является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в окружающем мире через игровую деятельность. Можно избежать многих опасностей и бед, если ребёнка с малых лет, до того как он пойдёт в школу, научить ориентироваться в окружающей обстановке и быту, в том числе на улице, на дороге, в транспорте [1]. Решить эту задачу можно, а именно, через передачу детям знаний о правилах пожарной безопасности, дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Публикация «Деятельность воспитателя с детьми по правилам безопасности в окружающем мире» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Сотрудничество детей в системе образования выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Обучение детей бдительному восприятию окружающей обстановки строится с учётом психолого-педагогического условия – «возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения» [2].
Наблюдения показывают, что в детском сообществе игровые, деловые и речевые контакты детей напрямую зависят от их дружеских отношений, групповых симпатий и эмоциональных связей. Способность детей к самоорганизации в образовательном процессе и в самостоятельной деятельности совершенствуется параллельно со становлением детского общества [3].
При выполнении задания дошкольники старшего дошкольного возраста ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют и т. д. Стараюсь использовать на практике разнообразные формы и методы работы:
•беседы,
•экскурсии,
•обсуждение ситуаций,
•введение детей в проблемные ситуации,
•заучивание стихов,
•чтение художественных текстов,
•просмотр видеофильмов,
•настольные и дидактические игры.
В течение года в сотворчестве с детьми мной организовываются выставки поделок и рисунков старших групп на темы:
•«Такие разные автомобили»
•«Светофор»
•«Улица города»
•«Огонь – помощник»
Знания приобретённые детьми во время целевых прогулок по улицам города, экскурсий в музей пожарной части затем уточняются. Дополняются во время разнообразных игр-занятий: например воспитанники выполняют поделку «Дорожный знак», рассматривают и рисуют картину «Перекрёсток», моделируют дома и строят улицы для кукол.
Наряду с традиционными формами и средствами работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасности используется новая интерактивная форма работы – выступление агитбригады. Агитбригада помогает воспитанникам лучше изучить и усвоить знания правил безопасной жизнедеятельности.
Интересно и умело используются экскурсии по улице (дети наблюдают за транспортом, знакомят с перекрёстком, расширяют знания о пешеходном переходе). Воспитатель знакомит детей с самыми разными художественными произведениями ( стихотворения: С. Н. Михалков «Дядя Стёпа», К. И. Чуковский «Кошкин дом»; рассказы, загадки; сказки «Три поросёнка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»). На занятиях по художественному труду дети оформляют книжки-малышки. В виде рисунков, аппликаций дети выражают своё отношение к прочитанному произведению. Большая роль отводится организации дидактических и сюжетно-ролевых игр по этим направлениям.
Наработан обширный материал по обучению дошкольников безопасности в быту и окружающем мире :
1. Беседы, следовательно, выставки к ним:
-«Осторожно – дорога»
-«Внимание – переходим улицу»
-«Игры во дворе»
-«Откуда может прийти беда»
2. Раскладушки, мини-альбомы:
-«Шалость детей с огнем»
-«Безопасность ребенка»
-«Внимание, дорога!»
-«Соблюдай правила дорожного движения»
-«Использование ремня безопасности и детских кресел»
Сегодня в работе используется широкий спектр разнообразных форм как в образовательном пространстве дошкольного учреждения, так и за его пределами:
•беседы и рассказы,
•прогулки и познавательные экскурсии по городу,
•мастер-классы,
•образовательные проекты,
•дидактические игры и упражнения с правилами безопасной жизнедеятельности.
Переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по безопасности обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением в разных видах деятельности. Деятельность воспитанников, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила необходимо выполнять. В совместной деятельности со сверстниками ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : Детство – Пресс, 2012. – 144с.
2. Проект «ФГОС дошкольного образования» с. 18
3. Титова Н. И. «Организация сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности»// Детский сад: теория и практика. - № 3, 2013г., с. 67