Папки-передвижки

Деятельность музейного комплекса в ДОО как способ актуализации культурного наследия родного края

Ольга Самарина
Деятельность музейного комплекса в ДОО как способ актуализации культурного наследия родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Музей – это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно стало включать в себя здание, где располагаются экспонаты. С XIX века к этому понятию присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

Публикация «Деятельность музейного комплекса в ДОО как способ актуализации культурного наследия родного края» размещена в разделах

Если дети не знают своей истории, оторваны от культурных достижений, обычаев и традиций своего народа, они утрачивают нравственную опору, межпоколенные связи, веру в авторитет своего народа, что в силу ценностей нельзя позволить себе утратить. Эти вопросы актуальны для нашего дошкольного учреждения и решаются по средствам музейной педагогики. В детском саду создан и действует музейный комплекс, состоящий из 5 мини-музеев : «Русская изба», «Хакасская юрта», музей Победы в Великой Отечественной войне, картинная галерея и выставочный зал.

«Русская изба» - мир старинного русского быта (русская печка, деревянные лавки, посуда, зыбка, утварь, прялка, кружева, вышивки, старинные полотенца, лоскутные одеяла, подузорники, икона)

Задачи мини-музея «Русская изба» :

- создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

- ввести детей в особый самобытный мир русской народной культуры путем его действенного познания;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта.

«Хакасская юрта» - национальный символ хакасского народа (очаг, бытовая утварь хакасской юрты, сундук для вещей, подставка, шесты-вешалки, посуда, украшения).

Задачи мини-музея «Хакасская юрта» :

- знакомить детей с культурным наследием прошлого Хакасии через работу мини-музея;

- поддерживать и развивать этнокультурные традиции в ДОО;

- воспитывать личность дошкольника в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различныхэтносоциумов.

Музей Победы в ВОВ – экспозиции фотографий документов, наградных листов, боевых наград, семейных реликвий, связанных с ВОВ; тематические выставки: «Оружие победы», «Награды ВОВ», «Дети – герои», «Герои-земляки», «Полководцы победы», «Знаки отличия», «Рода войск».

Задачи мини-музеяПобеды в ВОВ :

- воспитывать гражданско-патриотические чувства к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии;

- воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает нашу Родину;

- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну.

Картинная галерея - тематические выставки постеровс картинрусских художников. Четыре экспозиции, посвященные временам года: «Осенние мотивы», «Путешествие в зимнее царство», «Весна-красна», «Лето жаркое»; «Сказка в русской живописи», «Хакасия в картинах художников», «Натюрморт», «Игры и игрушки в картинах художников»

Задачи картинной галереи:

- дать дошкольникам первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа;

- развивать у детей доброту, чуткость души, любовь к прекрасному, будить воображение,

воспитывать художественный вкус.

Выставочный зал – центр культурно-эстетического развития каждого ребёнка, семьи, педагога (ежемесячныевыставки детского, семейного творчества и творчества педагогов (тематические, персональные, конкурсные).

Задачи выставочного зал:

- формировать у детей и взрослых интерес к эстетической стороне окружающей действительности;

- удовлетворять потребности детей и взрослых в самовыражении;

- развивать и укреплять творческие увлечения, интересы детей, семьи, педагогов.

Музей — это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее познанию системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение, повышению образованности, воспитанности, расширению кругозора и ребенка, и взрослого.

Музей обладает особым потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками при изучении народной культуры, ознакомлении с родным краем и творчеством.

Особенности мини-музея в ДОУ — это участие в их создании детей и родителей. Здесь ребенок не пассивный созерцатель, а соавтор, творец экспозиции. Мини-музей в ДОО — это результат совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Цель создания Комплекса : организация особого, специально организованного пространства ДОО, способствующего расширению кругозора дошкольников, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.

Задачи и основная идея проекта

создать условия для:

• приобщения детей к пониманию уникальности своей страны, ее природных, духовных и исторических ценностей.

• знакомства с неповторимой самобытной культурой Хакасии, материальной, духовной культурой народа

• расширения кругозора детей, их самостоятельной исследовательской деятельности;

• психологической разгрузки и коррекционной работы с "особыми" детьми.

• знакомства дошкольников с основами музейной культуры,

• насыщения предметно-пространственной среды ДОО легко трансформируемыми, вариативными, полифункциональными и доступным для детей объектами.

Я являюсь руководителем мини-музея «Русская изба». Вся работа в мини-музее направлена на ознакомление детей с ценностями, традициями, культурой русского народа. Мы проводим различные экскурсии, как для детей нашего дошкольного учреждения, так и для гостей. Экскурсии проводят и сами дети. Помимо экскурсий, в детском саду проводятся различные мероприятия и занятия с использованием экспонатов мини-музея, мастер-классы по изготовлению игрушек наших прабабушек. Созданы картотеки с русско-народными играми. По средствам конкурсов и акций обновляются и добавляются экспонаты мини-музея, в которых активно принимают участие воспитанники и родители воспитанников детского сада.

Данная работа дает знания детям о культурном богатстве русского и хакасского народа. Она основана на формировании эмоционального окрашивания чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрирующего свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка. Данный проект пополняет знания детей о культуре и быте русского и хакасского народа, истории родного края, а также сплачивает педагогический коллектив, улучшает взаимодействие ДОО с родителями, воспитателей и детей.

Публикации по теме:

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества БелогорьяГражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья b]«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов [/b] На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Мастер-класс изготовления макета «Уголок родного края»Мастер-класс изготовления макета «Уголок родного края» В рамках празднования дня семьи, любви и верности мы изготовили макет «Уголок родного края».Делать этот макет мы начали с детьми, а закончили.

Мастер-класс «Красота родного края»Мастер-класс «Красота родного края» Мы с детьми приняли участие в конкурсе творческих работ по изобразительному искусству " С любовью к Отечеству". И вот картина, которую мы.

О гербах и геральдике родного края (исследовательская ученическая работа)О гербах и геральдике родного края (исследовательская ученическая работа) Разрешите представить тезисы исследовательской работы дочери Анны «Использование изображений флоры и фауны в геральдике Тульской области».

Предметно-пространственная среда в изучении родного краяПредметно-пространственная среда в изучении родного края Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

«Разноцветье родного края». Фотоотчет«Разноцветье родного края». Фотоотчет Природа- это место замечательного оздоровления и прекрасного отдыха. Сколько здесь можно получить эстетического наслаждения! Только будь.

Уголок родного краяУголок родного края Родная природа - это наш сибирский лес, водопады и реки, небольшие поля, горы и просто знакомые полевые цветы. Сразу вспоминаются слова.

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Выступление на родительском собрании «Воспитание личности на основе культурного наследия башкирского народа». Мы живем в Башкортостане. Это наша Родина, наша родная земля. Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность музейного комплекса в ДОО как способ актуализации культурного наследия родного края
Опубликовано: 26 января 2020 в 16:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельность музейного комплекса в ДОО как способ актуализации культурного наследия родного края» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Самарина (УИ 954142) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД